На фоне начала долгожданных усилий нового президента США Дональда Трампа по завершению войны в Украине и его полуторачасовых переговоров с российским лидером Владимиром Путиным, главным итогом которых можно считать вывод России из международной изоляции, в которой она оказалась после военного вторжения в соседнюю страну, и желание американского лидера вновь расширить формат G-7до G-8 с возвращением в большую западную семью объявленного всем цивилизованным миром преступным российского режима, девизом последовавшей за этим Мюнхенской конференции стало – «ничего об Украине и Европе без Украины и Европы».
Американско-российское совместное политическое шоу, оказавшее эффект разорвавшейся бомбы в европейском политикуме, а вслед за этим критическое выступление вице-президента США Джей-ди-Венса на Мюнхенской конференции, обвинившего колыбель демократии Европу в отсутствии свободы слова и демократии, когда «правые» не могут участвовать в диалоге и только «левые» имеют право голоса, в кризисе управления, проблемах внутренней безопасности, иммиграционном кризисе, поставило под серьезное сомнение будущее евро-атлантической солидарности.
Ревизионистская речь официально считающегося вторым человеком в руководстве США Вэнса оказалась скопированной с ранее звучавших слов другого «второго» человека в новой администрации, поселившегося в Белом доме Илона Маска, который тоже активно поддерживает правые популистские европейские партии.
И напомнила другую известную речь – Владимира Путина на Мюнхенской конференции 2007 года, когда он выразил несогласие с существующим миропорядком и приступил, начиная с 2008 года, к изменению «однополярного мира» силовым способом, напав на соседнюю Грузию.
Но в одном прав Вэнс - проблемы ЕС находятся внутри ЕС. В чрезмерной бюрократизации его управленческого аппарата, в необходимости долгих дебатов для достижения консенсуса при принятии решений, что в конечном итоге приводит к большим задержкам и неэффективности. В то время, как в авторитарной России, которая объявлена главной угрозой для Европы, волею одного человека решения принимаются быстро и оперативно. Подобно тому действует и Дональд Трамп, набравший в свою команду людей абсолютно ему преданных и предпочитающих исполнять команды без лишних дискуссий.
А решения европейским лидерам в сложившейся ситуации, когда после выступления Вэнса стало ясно, что Европе придется защищаться самой и что администрация Трампа будет выстраивать отношения с ультраправыми европейскими партиями и их лидерами, надо принимать быстро. Кстати, мгновенно на эти речи отреагировал обеспокоенный президент Франции Эммануэль Макрон, пригласив европейских лидеров в Париж на экстренный европейский саммит, чтобы обсудить переговоры Трампа с Путиным по Украине и перспективы трансатлантических отношений.
Генсек НАТО Марк Рютте же вновь, уже в который раз, заявил, что странам НАТО следует повышать расходы на оборону хотя бы до 3%, а президент Украины Владимир Зеленский предложи незамедлительно начинать создавать европейскую армию. Чтобы подготовиться к неизбежной большой войне с Россией, не отказавшейся от создания новой архитектуры безопасности для себя, и с этой целью стремящейся к восстановлению сферы влияния в Европе, как преемница Советского Союза.
По факту, Европа оказалась перед новыми вызовами и между агрессивной Россией и отстраняющейся Америкой. Достижение соглашения между Путиным и Трампом по прекращению огня без гарантий безопасности со стороны США открывает России путь для последующего нового наступления на Украину или любую страну НАТО через Беларусь, куда она перебрасывает армию и даже тактическое ядерное оружие.
Ситуация мало чем отличается от конца 1930-х годов, когда Сталин и Гитлер в результате слабости европейских стран и отстранения США поделили Польшу, или с согласия Великобритании, Франции и Италии в соответствии с Мюнхенским соглашением Гитлер аннексировал Судетскую область Чехословакии.
И сегодня все европейские лидеры едины во мнении – от России исходит экзистенциальная угроза, другой вопрос, что некоторые из них, к примеру премьер-министр Венгрии Виктор Орбан или словацкий премьер Роберт Фицо, по этой же причине предпочитают дружить с Путиным.
Близкие соседи России по НАТО – страны Прибалтики и Польша осознают угрозу в большей степени и вкладывают значительные средства в перевооружение и укрепление границ. Так, Польша уже тратит 5% своего ВВП на оборону. Однако страны западной части Европы, сильно расслабившиеся после окончания «холодной войны» и перенаправившие свои финансы на социальные проекты, только сейчас начинают осознавать степень угрозы и необходимость обеспечения своей обороноспособности без оглядки на США, которые обеспечивают 50% боеспособности НАТО.
К слову, одна из самых богатых и развитых европейских стран Великобритания не имеет даже комплексной системы противовоздушной обороны, которая позволила ей пережить 1940 год.
Кроме того, современная война предусматривает ведение военных действий на дальних расстояниях, и сегодня Западная Европа отнюдь не гарантирована от ударов дальнобойными ракетами, а также видами гибридной войны - кибератаками или диверсиями.
Опасность для Европы, констатирует The Financial Times, кроется во взаимодействии трех важнейших факторов: американского разъединения, западно-европейского отрицания и российской решимости.
Если Трамп решит, что для восстановления мира и безопасности не требуется никаких действий по противостоянию России и серьезным образом сократит военное присутствие США в Европе, последняя не успеет отреагировать. Европе надо было прислушаться к Трампу еще в первую его каденцию, когда он требовал увеличить расходы на оборону хотя бы до 2%. Даже это для европейцев тогда казалось неподъемной ношей.
Хорошо, что пока еще Трамп не оспаривает принцип «расширенного сдерживания», согласно которому США остаются стратегическим гарантом своих союзников от ядерного нападения. Да и Путин, тоже пока, с момента возвращения Трампа еще не прибегал к ядерному шантажу.
Но распространенное после отсутствия больших побед на украинском фронте мнение о слабости российской армии начинает рассеиваться. Россия закупает ракеты в Иране и КНДР, оттуда же намерена восполнять свои сухопутные войска, Китай поставляет ей комплектующие и продукцию военного назначения, экономика переведена на военные рельсы, на оборону приходится почти треть всех государственных расходов. В то время как военные склады европейских стран опустошаются за счет отправки техники и вооружения Украине, а новые мощности отсутствуют.
Возможно, Россия никогда и не решится напасть на страну НАТО, пока там есть США, или пока США верны своим обязательствам. Но с президентом, который может принимать непредсказуемые решения, Европе стоит все же полагаться на свои силы. Надежное европейское сдерживание России — это ключ к тому, чтобы избежать катастрофы.
Как в медицине профилактика болезни дешевле лечения, так и стоимость сдерживания или готовности к обороне в случае провала сдерживания намного меньше, чем траты на восстановление последствий разрушений. Еще более ценным товаром, чем финансирование, является время, которое Украина выиграла для Европы, став ее первой линией обороны с 2014 года. Достаточно много этого времени уже было потрачено впустую из-за отказа признать опасность.
Но тут палка о двух концах: Путин может пойти на продолжение военного противостояния в Украине, если Трамп не сможет обеспечить выполнение всех его требований – признания Крыма и четырех украинских областей - Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской российскими и отказа Украины от вступления в НАТО. И тогда уже Трамп может отступить от договоренностей и завалить Украину оружием, а Россию начать душить жесточайшими санкциями до тех пор, пока она не признает поражение. Тогда точно о Европе ей придется забыть надолго.
Говорят, у президента Трампа есть метод работы, который называют «разведка боем». Хотелось бы думать, что и в разговоре с Путиным именно им он и руководствовался. Но Европе, в любом случае, если она хочет мира, надо готовься к войне и вооружаться.
Пока же, Россия уже празднует победу, и даже готовит «концерт мира», предположительно к 24 августа, Дню независимости Украины. Но Украина, три года самостоятельно, без участия армии союзников, выдержавшая натиск армии страны, превосходящей ее в разы по численности личного состава и вооружения, даже сейчас отказывается подписывать мир на условиях Путина, сдавать свои территории и отказываться от своей государственности и национальной идентичности.