“На фронте без перемен” - Павел Лакийчук о ситуации в Украине

Ситуация на фронте в Украине продолжает обостряться. Российская армия сумела прорвать оборону в Донбассе, наносит удары по Харькову и энергетическим объектам по всей территории страны.

Наступление российских сил показывает усталость украинской армии и возросшую способность российской стороны реагировать на кризисы и пользоваться ими.

В то же время, президент Украины Владимир Зеленский не так давно заявлял о «новом этапе войны» и планах россиян «расширить наступательные действия». Как именно обстоят дела на фронте в Украине аналитическому центру STEM рассказал украинский политолог, эксперт Центра "Стратегія XXI" Павел Лакийчук.

По словам Лакийчука, на данный момент ситуация на фронте остается напряженной:

“У нас, как в старом кино. Обстановка на фронте без изменений. Это значит, что все тяжело. Россия пытается использовать окно возможностей, когда Украина сейчас пребывает в наиболее тяжёлом положении. Я не буду сравнивать с февралём, мартом, апрелем 2022 года, но страна за последний год, полтора находится в наиболее тяжёлом положении”.

По словам политолога, на это есть ряд причин, а именно задержка и несогласованность помощи от западных партнеров, а также внутренние ошибки и огрехи. На этом фоне, отмечает Лакийчук, президент РФ Владимир Путин и его военная команда пытаются максимально воспользоваться ситуацией.

Что касается вопросов стратегии сторон, эксперт отмечает, что Россия продолжает попытку наступательной операции: “Некоторые говорят, что Путин своей инаугурацией пытается взять какой-то населённый пункт, село или город, но это не совсем так. В реальности Россия продолжает попытку стратегической наступательной операции, которую она начала ещё в декабре”.

Эксперт подчеркивает, что основных целей операции, по крайней мере, на текущий момент, РФ достичь не удалость: “То есть первый этап - прорыв обороны - продолжается уже много месяцев. Выйти на оперативный простор, соответственно, российские войска не смогли. И вследствие больших утрат как личного состава, так и техники, российские войска вынуждены бросать те резервы, которые сохранялись для второго этапа наступательной операции, на восполнение потерь”.

Таким образом, подчеркивает Лакийчук, направление главного удара не изменилось и проявилось ещё чётче: "Это Донбасское направление на широком фронте от Бахмута на севере до Бахмут, Авдеевка, Марьинка на юге”.

На этом фронте россияне пытаются достичь максимального успеха, говорит Лакийчук: “Пока прорвать оборону им не удаётся, но вытеснение украинских сил, которые обороняются на ряде направлений было достигнуто. И ведь когда такое продвижение называют мелочью, мол где-то 100 метров, где-то километр, где-то 10 километров нашей земли россияне захватили. Надо понимать, что “захватили” это значит, что эту землю придётся когда-то освобождать, а освобождать гораздо тяжелее, чем удержать. Но главное на текущий момент, что России не удалось прорвать оборону и таким образом обрушить её”.

По словам политолога, армия РФ на данный момент пытается провести разведку боем на более широком фронте: “Меньше на юге, хотя и на юге тоже после определённых успехов. Общая дирекция там, где в прошлом году украинцы имели частичный успех в ходе контрнаступательной операции, частично выровняв фронт. Там часть сил Россия бросает на восток, на донецкий фронт и усиливает удары последними днями. Возобновились тактические наступательные действия севернее, ближе к Харькову. Здесь наибольший всплеск был в конце декабря, начале января этого года. Сейчас там возобновились попытки прорыва или скорее продвижения”.

Однако, отмечает Лакийчук, это скорее вспомогательное направление ударов и их доля в значительной мере будет зависеть от того будет ли достигнут тут успех: "На направлении главного удара общая дирекция на Константиновку, дальше на Покровск. Если здесь они не смогут выйти на оперативный простор, то сил для наступления на других участках такого оперативного уровня у них не хватит”.

На этом фоне, отмечает Лакийчук, военное командование РФ приняло решение перебросить стратегические резервы из глубины России, которые формировались в зиму, весну этого года.

Однако в то же время ВСУ тоже наращивают силы: “Тот факт, что наши партнёры определились с поставками оружия и боеприпасов уже является позитивным моментом, так как это дает возможность силам обороны Украины выкинуть на поле боя те резервы, которые они раньше были вынуждены оставлять на самый Чёрный день. Это естественно сокращает наш разрыв с противником по средствам огневого поражения”.

Таким образом, подчеркивает эксперт, по мере поступления боеприпасов по европейской инициативе ситуация на поле боя будет меняться, однако говорить о том, что могут быть быстрые радикальные изменения, конечно, нельзя.

По словам политолога, задача вооружённых сил Украины на ближайшую перспективу - не дать россиянам сохранить стратегическую инициативу: “Стратегическая инициатива — это очень важный фактор. Тот, кто владеет инициативой, он навязывает оппоненту свой характер действий, а тот в свою очередь, вынужден действовать реактивно, отвечая на угрозы. Изменить такое положение сейчас - главная задача ВСУ”.

Лакийчук также прокомментировал недавнее решение США выделить Украине поддержку 61 млрд долларов, первая партия которой оценивается в 1 млрд долларов.

По его словам, эти цифры никак не влияют на поддержку Украины. Он отметил, что для Украины очень тяжелой стала задержка поставок техники и боеприпасов более чем на 6 месяцев:

“Это дало очень серьёзную фору противнику. Результат мы видим на поле боя. Хоть россиянам и не удалось захватить большие площади Украины, но то продвижение, которое они имели за последние месяцы в значительной мере связано и с этой задержкой”.  

С другой стороны, отмечает политолог, американцы и не только американцы увидели, что украинцы могут держать оборону и без их помощи: "Да, помощь со стороны США является очень важной составляющей, но не определяющей. Не той, которая, так скажем, диктует обстановку на поле боя”.

Лакийчук отмечает, что в условиях преимущества и местами превосходства российской стороны в средствах огневого поражения на всю глубину территории, очень важна ритмичность поставок боеприпасов:

“Когда боеприпасы поступают ритмично, то они распыляются, так скажем, по территории ровным слоем. Если же происходит резкий скачок в поставках то формируются большие склады боеприпасов, которые для врага являются жирной целью. И  их потеря очень болезненна для обороняющейся стороны”.

Что касается поддержки со стороны Европы и США в целом за последние два года, политолог отмечает, что она менялась радикально: “В начале помощь оказывалась аптечками и шлемами, но только не летальным оружием. Позже уже осуществлялась передача критически важных для нас систем вооружений, которые на конкретных промежутках ведения боевых действий серьёзно способствовали перелому в ведении боевых действий, заставляли стороны менять тактику и стратегию.

...Вспомнить лето осень 2022 года, когда в Украину пошли первые 155 миллиметровые орудия, которые превосходят по дальности россиян. Это уже не просто преимущество в контрбатарейной борьбе. Это заставляет противника логистику, органы управления передвигать дальше от линии фронта".

В то же время, отмечает эксперт, с каждым месяцем Европа, понимая, что российско-украинская война - это не просто локальный конфликт на границах Европы, а и угроза самой Европе, становится все смелее: ”И вот эти красные линии стираются все больше. На днях Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель отметил, что военно-техническая помощь Украине это не просто помощь соседу. Это помощь самим себе и интеграция оборонно-промышленного комплекса Украины в европейские структуры крайне необходима не только нам, украинцам, но нужна и европейцам".

Что же касается прогноза развития событий на фронте на ближайшую перспективу, Лакийчук отметил, что часть украинских политических деятелей и экспертов допускают попытки российской стороны расширить фронт и даже захватить очень большой город, Харьков.

Однако, по мнению политолога, данная угроза несколько преувеличена: “По крайней мере, на текущий момент. На ближайшие недели, месяц группировка сил россиян на границе с Сумской областью не такая, которая позволит проводить наступательную операцию. Это скорее могут быть рейдовые действия или диверсионно-разведывательные операции, которым у Украины достаточно сил противостоять”.

Что касается Харькова, подчеркивает Лакийчук, то там также не отмечается формирования необходимого количества войск на текущий момент: “С моей точки зрения, можно просто посмотреть историю. Например, если не смотреть учебники, грубо говоря, тактики оперативного искусства, то посмотреть историю харьковских операций Второй мировой войны. Сколько сил и средств необходимо для захвата такого большого города. Я сомневаюсь, что на этом направлении возможны такого характера действия”.

Тем не менее, рассказывает политолог, командование Украины рассматривает и такой вариант: “Также рассматривается и вариант повторного нападения со стороны Беларуси. Хотя тоже вероятность его не так велика”.

Однако, подчеркнул эксперт, ситуация на фронте остается таковой, что в любой момент все может переиграться и положение дел изменится.

Отметим, что согласно последней информации, число погибших украинских военных с начала полномасштабной войны составляет 31 тыс. Человек.

История развития событий с февраля 2022 года показывает, что в 2022 году мир недооценил боеспособность Украины. В 2023 году мир недооценил способность России оправиться от военных неудач и выдержать долгосрочную войну. Что же принесет данному конфликту 2024 год остается ждать и наблюдать за развитием событий.

Грузия: консолидация власти и оппозиции. Новый период в политической жизни страны.
Конференция, посвященная зелёной энергетике при соорганизаторстве центра STEM прошла в университете АДА
Центр STEM презентовал сборник статей, посвященных борьбе с климатическими изменениями
Директор центра STEM о нынешнем кризисе в Грузии: В стране схлестнулись интересы Москвы, Парижа и Вашингтона
Препятствия к миру с Арменией. Объясняет МИД Азербайджана.
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами