"Товузский гамбит": Что стоит за июльским обострением ситуации на границе Азербайджана и Армении

Военный конфликт в середине июля между Арменией и Азербайджаном на границе двух стран стали крупнейшим столкновением с момента острой фазы войны в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года.

Однако, отличительная черта нынешней эскалации в том, что бои проходили далеко за пределами оккупированного армянами Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий, фактических охватив ограниченную местность на севере государственной границы.

Сразу после эскалации конфликта Ереван попытался обвинить Баку в обострении ситуации, в обоснованность которой никто не поверил.

Противостояние между странами берет свое начало с конца 80-х годов прошлого века, из-за притязаний Еревана на Нагорный Карабах, область которая в ходе войны, как и семь прилегающих к ней районов – были оккупированы вооруженными силами Армении. Переговоры, которые длятся более 25 лет под эгидой Минской группой ОБСЕ не принесли каких-либо результатов, что, в конечном итоге приводит к непредсказуемым последствиям, наподобие товузских событий.

Однако, театр июльских военных действий находился на признанной международным сообществом границе между государствами. Азербайджан на самом высоком уровне заявил, что не претендует на территорию Армении - зона интересов Баку ограничивается только лишь деоккупацией территорий. Помимо прочего, Азербайджан, как сторонник разрешения конфликта мирным путем, всегда старается избегать обострения ситуации в густонаселенных районах, так как даже незначительные боевые столкновения могут перерасти в полноценную войну с потерями среди гражданского населения.

Многие эксперты, в "товузском гамбите" заметили геоэкономические интересы региональных игроков. Дело в том, что через этот регион пролегают важные для Азербайджана (и не только) стратегические проекты, как Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Азербайджану жизненно важно обеспечить безопасность своих экономических проектов, и одновременно выполнять обязательства перед другими странами, которые имеют свои интересы в данных проектах. Мнения экспертов сводится к тому, что Армения развязав данную эскалацию пыталась получить контроль над важнейшими энергетическими и транспортными путями, соединяющих Европу с Азией.

С другой стороны, политическое и экономическое положение Армении оставляет желать лучшего. Многочисленные заявления премьера Николы Пашиняна по либерализации экономики и политических реформах так и остались обещаниями, что стало причиной усиления общественного недовольства, одновременно развязав руки представителям прежней власти. Провал в управлении страной, острый социально-экономический кризис, в купе с тяжелой эпидемиологической ситуацией из-за пандемии и военными неудачами, привели к тому, что бывший президент Роберт Кочарян вновь начал приобретать популярность.

Следует отметить, что особое недовольство Армении вызвало то, что ОДКБ и в частности Россия, дистанцировалась от нынешнего конфликта, всего лишь призвав стороны к миру.

Россию и Армению связывают союзнические обязательства в рамках ОДКБ, согласно которым, агрессия против одного из государств рассматривается как агрессия против всех членов организации. Но ОДКБ не считает Нагорный Карабах территорией Армении. Поэтому в случае начала военных действий на территории Нагорного Карабаха эта организация будет демонстрировать абсолютно нейтральную позицию. Однако, в нынешней ситуации, когда военные действия шли на государственной границе Армении и Азербайджана, Ереван надеялся, что сможет вовлечь ОДКБ в конфликт, что в прочем допускает устав организации. Но в ОДКБ никто не захотел вмешиваться, что в итоге привело к росту русофобских настроений в армянском обществе, а также заявлениям о бесполезности организации.

На сегодняшний день, активные боевые действия между странами утихли, но говорить об окончательном разрешении конфликта еще рано. Напротив, следует ждать возможную эскалацию конфликта, что безусловно приведет к сложной геополитической обстановке в регионе и заставит крупные державы вмешаться в конфликт. А это означает, что те региональные игроки хоть и будут создавать видимость «помошников», на самом деле будут продвигать собственные интересы.

 

Стратегический тупик: Армения не сможет развивать транспортное сообщение в обход Азербайджана
Практические шаги к новой политической реальности на Южном Кавказе
Азербайджан и Словакия договариваются на перспективу
В центре STEM прошла встреча с аналитиками Польского института международных отношений PİSM
Гянджа, Гаджикабул, Габала: развитие регионов как прерогатива социально-экономической политики
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами