Узбекистан после президентских выборов: какова будет политика Ташкента с Азербайджаном?

Недавние внеочередные президентские выборы в Узбекистане завершились вполне ожидаемым переизбранием действующего президента. Шавкат Мирзиёев, возглавляющий страну с 2016 года, набрал убедительные 87%, в то время как ни один из его конкурентов не смог получить даже 5%. Однако сохранение фигуры президента не означает, что политика этой самой большой по населению страны в Центральной Азии останется неизменной. Состоявшиеся выборы стали первыми после внесения изменений в конституцию Узбекистана, более того они состоялись на 3 года раньше срока, хотя с точки зрения закона в этом не было необходимости. Это наводит на мысль, что Шавкат Мирзиёев намерен начать новый этап в жизни Узбекистана. Кроме того, происходящие в мире геополитические изменения, война в Украине и широкомасштабные санкции против России, которая традиционно является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана и главным направлением для узбекских торговых мигрантов, создают для стран региона новые вызовы и новые возможности.

О том, какие изменения возможны во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Узбекистана в этих условиях; какое значение в этой центрально-азиатской стране сейчас придают развитию сотрудничеству с Азербайджаном; и чего ожидать от недавно анонсированного государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Баку STEM поговорил с узбекскими экспертами

Рано Турсунова - доктор исторических наук, доцент кафедры Политология Университета мировой экономики и дипломатии при МИДе Узбекистана:

За 6 лет президентства Шавката Мирзиёева, мы, граждане Узбекистана видим какие кардинальные изменения произошли в нашей стране. Это были непростые 6 лет, в глобальном масштабе за это время произошли пандемия, нарастающее геополитическое противостояние, негативные последствия глобального экономического кризиса, изменение климата и т.д. В такой непростой обстановке глава нашей страны смог не только противостоять вызовам, но и скоординировать усилия в решении самых актуальных проблем. За этот период Узбекистан многого добился как во внутренней, так и в международной плоскости. Кардинальные перемены начались с экономики, публичной политики и международных связей. Эти шаги вызвали позитивную реакцию на международной арене.

Так, Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) исключила Узбекистан из списка стран, где нарушаются религиозные свободы граждан. Ташкент стал переговорной площадкой, прежде всего в деле налаживания добрососедских отношений. Возобновились переговоры с Кыргызстаном и Таджикистаном о демаркации границ и использовании вод трансграничных рек.

Результатом такой политики стало разрушение узбекской стороной стены на границе с Кыргызстаном, которая была возведена в 2010 году.

Узбекистан инициировал переговоры об обмене территориями и строительстве ГЭС в соседних странах. А также возобновил региональный диалог, в рамках которого главы пяти стран Центральной Азии встретились в 2018 и 2019 годах. Глава государства занял активную позицию по привлечению иностранных инвестиций в узбекскую экономику. Впервые в истории Узбекистана правительство унифицировало обменные курсы, разрешило валютные операции, реформировало банковский сектор и убрало многие административные барьеры для иностранных инвесторов. СМИ стали «открытыми», власти разрешили журналистам освещать события из реальной общественно-политической жизни страны, а некоторые иностранные сайты, о которых раньше было принято говорить только шепотом, разблокировали. Социальные сети, в частности, Facebook и Telegram превратились в главные площадки для дискуссий.

В стране появились свои блогеры, некоторые из них резко критикуют общественные изъяны нашего общества, однако чиновники не только стали воспринимать и давать им интервью, но и приглашать на работу в свои пресс-службы. 6 лет – достаточный срок, чтобы сделать выводы о деятельности Шавката Мирзиёева в качестве президента. На прошедших досрочных выборах он одержав убедительную победу, потому что за прошедший срок в должности главы страны зарекомендовал себя не просто президентом, а президентом-реформатором.

Сегодня имеются нерешенные старые проблемы, к ним добавляются новые вызовы, среди которых последствия пандемии, ситуация в соседнем Афганистане, защита суверенитета и территориальной целостности нашей страны, вопросы продовольственной безопасности и многое другое. Все это необходимо решать избранному президенту и его команде, опираясь на наш народ.

В нашей стране разработана и реализуется Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг., в которой четко определены следующие цели:

- повышение роли страны в качестве равноправного субъекта в международных отношениях;

- поднятие на высокий уровень тесного сотрудничества в области безопасности, энергетики, транспорта, торгово-экономической, водной и культурно-гуманитарной сферах в Центральной Азии;

- дальнейшее развитие отношений Узбекистана с нашими традиционными партнерами, придание приоритетного значения расширению географии наших внешних связей и усиление экономической дипломатии;

- усиление деятельности Узбекистана в органах и институтах ООН, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях;

- вступление во ВТО и углубление процессов интеграции с Евразийским экономическим союзом;

- повышение эффективности доведения информации, направленной на повышение имиджа нашей страны, до аудитории мирового сообщества;

- совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также договорно-правовых основ международного сотрудничества.

Это и есть наши приоритеты внешней политики Узбекистана на ближайшее время.

Что касается Азербайджана, мы активно сотрудничаем с первых дней своей независимости. Однако, после избрания Ш.М.Мирзиёева президентом страны отношения с Азербайджаном кардинально изменились. Позитивная динамика отношений последних лет демонстрирует совершенно новый уровень взаимодействия Узбекистана с Азербайджаном.

В рамках реализации идеи «От Стратегии действий – к Стратегии развития» Узбекистан намерен продолжить курс на укрепление атмосферы взаимопонимания и уважения между нашими странами. Активизация диалога, который мы наблюдаем на высшем уровне с 2017 г. способствовала интенсификации обмена делегациями.

В июне 2022 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Узбекистан с государственным визитом. По его итогам была подписана Декларация об углублении стратегического партнёрства и наращивании всестороннего сотрудничества и другие документы, направленные на углубление практического сотрудничества в области промышленности, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, науки и инноваций, туризма и других направлениях. Узбекистан и Азербайджан тесно сотрудничают, а также поддерживают инициативы друг друга в рамках ООН, ОТГ, ОИС, ОЭС и СНГ. Особое место в нашем сотрудничестве занимают торгово-экономическое сотрудничество.

Только за январь-июль 2022 г. товарооборот составил $100,8 млн., из них экспорт – $71,6 млн., импорт – $29,2 млн. Сальдо: +$42,4 млн.

На территории Узбекистана функционируют 234 предприятия с участием азербайджанского капитала, из них 82 СП и 152 предприятия со 100% иностранным капиталом, аккредитовано также три представительства азербайджанских компаний.

В 2020 г. был учреждён Узбекско-азербайджанский деловой совет. В онлайн-формате проведено 2 заседания (первое – 27 ноября 2020 г., второе – 10 декабря 2021 г.). Интенсивно развиваются контакты между нашими странами и в области культуры и туризма. Основным направлением сотрудничества в сфере туризма являются регулярный обмен информацией и опытом, взаимное участие в туристских мероприятиях, проводимых на территории Узбекистана и Азербайджана. Очень внушительная на сегодняшний день и договорно-правовая база. Всего между Узбекистаном и Азербайджаном подписано 153 документа.

В условиях неопределенности и турбулентности в мировой политике и экономике вследствие глобального распространения пандемии коронавируса, изменения климата, «санкционных войн» между крупными державами (США, Россия, КНР, Иран), сбоев в цепочках поставок, продовольственного кризиса, в мире объективным образом усиливается тенденция к активизации международного сотрудничества со своими партнерами.

В этой связи, приоритетными темами в ходе государственного визита президента Узбекистана в Азербайджан могут стать вопросы развития транспортно-логистических связей между нашими странами, рассматриваемые в качестве «драйвера» для роста экономики.

Нынешние геополитические и геоэкономические реалии открывают перед нашими странами исторические возможности для дальнейшего углубления транспортно-логистического сотрудничества. Складываются благоприятные перспективы для превращения возможных договорённостей, в качестве связующего стратегические пояса Евразии, в мощное транспортно-логистическое звено в мировой цепочке производства и поставок. Учитывая высокую заинтересованность нашей страны в развитии транспортного и транзитного потенциала, будут предприниматься усилия в продвижении мультимодального транспортного коридора «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – порты Каспийского моря – Азербайджан – Грузия – Турция – страны ЕС». В рамках сотрудничества также перспективным является создание механизма по развитию нового направления Транскаспийского коридора с участием Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Кроме того, актуальны вопросы формирования упрощенных таможенных коридоров. Для Узбекистана приоритетное значение представляет развитие торгово-экономических и инвестиционного сотрудничества со своими партнерами.

Бахром Раджабов – политэкономист:

Президент пошел на досрочные выборы потому что была принята новая конституция, и как заявили официальные власти, для дальнейшего проведения реформ как внутри Узбекистана, так и во внешней политике, ему был необходим новый мандат. Что касается концепции внешней политики Узбекистана, она была утверждена до президентских выборов, и не изменилась.

В приоритете добрососедство с нашими ближайшими соседями в регионе – странами Центральной Азии, плюс, конечно, Южного Кавказа.

Это видно уже после первых визитов наших официальных лиц: недавно наш премьер-министр посетил Грузию и Азербайджан. А ранее в Азербайджане с визитом был министр иностранных дел Узбекистана. Есть также заявленный курс Узбекистана по расширению межрегионального сотрудничества между Центральной и Юго-Восточной Азией. Это перспективные рынки, плюс Узбекистану как стране не имеющей выхода к морю, нужны надежные транспортные коридоры для развития внешней торговли. В сложившейся ситуации поставлять свои товары на рынки Европы через Северный путь не представляется возможным. Плюс потеря Украины – одного из важных торговых партнеров Узбекистана. Плюс неопределенность в торговле с Россией из-за санкций и экономического спада, который уже случился и который ожидается. Узбекистан привержен соблюдению линии санкций, потому что мы прекрасно понимаем какие могут быть последствия если этого не делать.

В отличие от Казахстана и Кыргызстана, Узбекистан не входит в Евразийский экономический союз, и мы не связаны какими-то юридическими таможенными, обязательствами с Российской Федерацией. Поэтому нам несколько легче соблюдать санкции, чем нашим соседям.

В этой ситуации нужно искать альтернативы. В этой связи Узбекистан уже предпринимал шаги по облегчению движения по железным и автомобильным дорогам со своими соседями вокруг – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Также ведутся переговоры с Пакистаном, Ираном о доступе к портам этих стран для доставки товаров из Узбекистана на рынки Персидского залива Юго-Восточной Азии. Также увеличились поставки через Срединный путь и наших партнеров на Кавказе – Грузию и Азербайджан.

По данным министерства транспорта, в прошлом году поставки из Узбекистана через порты Грузии – Поти и Батуми – увеличились на 72%. Аналитики и лица принимающие решения ожидают, что историческая и географическая связь Центральной Азии и Южного Кавказа будет только возрастать.

Во-вторых, Узбекистан всегда находился и сейчас находится в непростой ситуации, когда необходимо соблюдать баланс интересов крупных игроков – Китая, России, США, ЕС. От того как Узбекистан сможет продолжать это делать, в то же время не забывая и соблюдая свои национальные интересы, зависит как дальше будет развиваться наша внешняя политика. Пока концептуально в этом направлении ничего не изменилось. Даже после последних визитов представителей крупных держав, эта позиция остается неизменной. В географических и геополитических условиях в которых Узбекистан существует, наверное, это самое верное решение.

В Центральной Азии Узбекистан позиционирует себя своеобразным хабом в плане предоставления услуг и транспортных коридоров, и самое главное, Узбекистан – это в последнее время двигатель интеграции в регионе. С 2016 года, когда позиция страны изменилась, в центрально-азиатском регионе происходить стали перемены. Поэтому Узбекистан в этом плане играет стратегическую роль.

Азербайджану Узбекистан придает довольно серьезную роль в сотрудничестве. У нас всегда были хорошие отношения, а сейчас их интенсивность и качество только увеличивается.

В регионе Азербайджан – один из стратегических партнеров, и на уровне лиц принимающих решение, все чаще говорится о возрастающей роли региональных держав и создании оси Узбекистан –Казахстан – Азербайджан.

Повестка для очень широкая: сотрудничество в транспорте и логистике, дальнейшее использование бакинского порта, создание новых возможностей в свободных экономических зонах друг друга, культурное сотрудничество, крупная азербайджанская диаспора в Узбекистане, исторические связи. В долгосрочной перспективе – еще шире: для Азербайджана это возможности выхода на рынки Центральной Азии через Узбекистан, а для Узбекистана – через Азербайджан в Турцию и далее.

По итогам визита президента Узбекистана в Азербайджан я ожидаю в первую очередь конкретные соглашения в сфере экономике. Таким визитам бизнес предшествуют бизнес форумы, здесь скорее всего не будет исключение. Я думаю, совместные проекты были бы очень уместным шагом в текущей трудной экономической ситуации в мире. Наши стратегические интересы остались все те же: транспорт, логистика, сотрудничество в сельском хозяйстве, совместная работа в Движении неприсоединения, опять же сотрудничество в рамках оси региональных держав. Возможны какие-то заявления политические о ситуации на Кавказе, в мире целом. В ходе недавнего визита премьер-министра Узбекистана в Грузию было принято решение создать логический центр при порте Поти. Возможно будут приняты решения создать аналогичный логистический центр при свободной экономической зоне в Азербайджане. В ситуации неопределенности и турбулентности в мире, самая конструктивная позиция – развивать конструктивное сотрудничество на основе взаимных интересов.

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами