3+3: Каковы перспективы у регионального формата после Стамбульской встречи?

18 октября в Стамбуле состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Армении, Ирана, России и Турции в формате «3+3». Данная Встреча примечательна тем, что позволила не только обсудить широкий круг актуальных тем, касающихся региональной и международной повесток, но и предоставила возможность министрам иностранных дел региональных стран провести обсуждения в двусторонних форматах, расставив текущие акценты в их отношениях между собой.

По понятным причинам особо привлекла встреча министра иностранных дел принимающей стороны – Турции, Фидана Хакана с его армянским коллегой Араратом Мирзояном.

В последние недели контакты высших руководителей двух стран приняли интенсивный характер, так несколько дней назад в Ашгабаде встречались председатель Великого национального собрания (парламента) Турции Нуман Куртулмуш и президент Армении Ваагн Хачатурян.

А уже спустя некоторое время, в Женеве, состоялась встреча того же Куртулуша со спикером армянского парламента Аленом Симоняном. Таким, образом переговоры Фидана и Мирзояна – это третий за две недели контакт между представителями руководства Армении и Турции. Однако, в отличие от двух первых, встреча министров носила формальный характер и преследовала цель добиться прогресса в обсуждении конкретных вопросов, стоящих в двусторонней повестке.

О том, насколько  продуктивной оказалась эта встреча можно судить по словам Арарата Мирзояна, который заявил, что стороны достигли предварительной договоренности о проведении совместной оценки технических потребностей для запуска железнодорожной линии Гюмри-Карс. Сообщается в частности, что этот проект, находящийся на стадии планирования, имеет стратегическое значение для обоих государств, так как открытие линии значительно улучшит транспортные связи и активизирует экономическое сотрудничество в регионе.

В то же время, следует подчеркнуть, что для Турции, равно как и для Азербайджана, открытие коммуникаций с Арменией планируется осуществлять синхронно. К слову сказать, на встрече глав МИД Азербайджана и Турции Хакана Фидана и Джейхуна Байрамова Джейхун Байрамов и Хакан Фидан тема азербайджано-армянской нормализации выделялась особо.

Согласно распространенной официальной информации по итогам обсуждений «Турция всегда поддерживает мирные и строительные усилия братского Азербайджана в регионе, выражена надежда на то, что процесс будет завершен в ближайшее время».

Анкара действительно рассчитывает на ощутимый прогресс на азербайджано-армянском переговорном треке, хотя бы потому, что это позволит продвинуться по направлению урегулирования отношений с Арменией и разблокировать региональные коммуникации, что способствует усилению ее позиций на Южном Кавказе в целом. В то же время тот факт что Ереван не спешит выполнять условия Азербайджана стоящие на пути к достижению мирного соглашения, в частности – отказывается менять преамбулу своей конституции не предполагает достижения прогресса в этом направлении.

Пока еще скептически оценивается и перспектива разблокирования коммуникаций, в частности, открытия Зангезурского коридора. Без Зангезурского коридора, открытие коммуникации Карс-Гюмри также маловероятно. Возможно предметное обсуждение данной темы может быть косвенным свидетельством тому, что осторожный прогресс по теме открытия Зангезурского коридора все же намечается.

Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян допустил, что коммуникацию проходящую через Мегри могут «мониторить» погрансилы ФСБ России. Что, пусть в очень видоизмененной форме, все же укладывается в первоначальные планы сторон по созданию коммуникаций объединяющих Нахчыванскую Автономию с основной территорией Азербайджана. Впрочем это не достаточно и окончательно не устраивает азербайджанскую сторону.

Примечательно, что Россия, Иран и Турция предложили Еревану и Баку использовать платформу «3+3» для завершения работы над проектом мирного договора. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров. «Безусловно, остаются проблемы между Арменией и Азербайджаном. Сегодня мы тоже об этом много говорили. Мы, турки и иранцы предложили нашим коллегам Еревану и Баку использовать площадку «3+3» для того, чтобы завершить работу над мирным договором. Мы напомнили о тех заготовках, которые были созданы в рамках трехсторонней работы России, Армении и Азербайджана», – подчеркнул Лавров.

Говоря о трехсторонней работе России, Армении и Азербайджана глава российской дипломатии мог иметь ввиду и те наработки, которые были достигнуты в рамках работы трехсторонней комиссии по разблокированию коммуникаций.

Еще более интересен текст итоговой декларации, в котором «с удовлетворением отмечалась положительная динамика в нормализации и развитии отношений между всеми странами региона». Отмечается, что участники встречи «согласились, что двусторонние переговоры будут дополнять многосторонние консультации в целях достижения устойчивого регионального мира и экономического развития».

Иными словами, все участники согласились что переговоры между Азербайджаном и Арменией по достижению всеобъемлющего мира между ними будут частью многосторонней повестки в рамках формата «3+3», а их результаты должны стать составной частью новой региональной повестки.

Как это будет выглядеть на практике во многом будет зависеть от дальнейшего хода переговоров между Баку и Ереваном. Немало также и от реакции западных партнеров Армении, которые очевидно будут внимательно наблюдать за тем, чтобы их региональные планы не пострадали бы при любом раскладе.

Кроме того, стороны подтвердили, что двери платформы «3+3» всегда открыты для Грузии. В преддверие парламентских выборов в этой стране, и беспрецедентного давления на Тбилиси со стороны западных стран, такое предложение может выглядеть как предложение с заделом на будущее.

Грузия: консолидация власти и оппозиции. Новый период в политической жизни страны.
Конференция, посвященная зелёной энергетике при соорганизаторстве центра STEM прошла в университете АДА
Центр STEM презентовал сборник статей, посвященных борьбе с климатическими изменениями
Директор центра STEM о нынешнем кризисе в Грузии: В стране схлестнулись интересы Москвы, Парижа и Вашингтона
Препятствия к миру с Арменией. Объясняет МИД Азербайджана.
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами