Глобальное потепление, истощение мировых ресурсов и развитие новых технологий ужесточают борьбу сильных мира сего за новые территории на планете. В этом плане Арктика  станет одним из главных театров борьбы мировых держав за новые зоны влияния и торговые пути.  Таяние ледников открывает не только ранее недоступные территории, но и перспективы для глобального экономического и геополитического соперничества в Северном полушарии. Такой расклад делает Арктику в ближайшие годы регионом номер один с экономической точки зрения. Можно не сомневаться, что таянием ледников Северный морской путь – станет главной транспортной артерией, которая изменит мировую экономику. 

О важности этого региона свидетельствует и речь российского лидера по поводу будущего Арктической зоны. Так, в декабре Владимир Путин заявил, что северные территории являются объектом интереса России, поэтому страна будет активно развивать их в течение следующих десятилетий. В октябре президент утвердил стратегию развития Арктики до 2035 года. 

Путин также отметил, что в  ближайшие десятилетия Россия будет "прирастать" Арктикой и территориями Севера. Не исключего что именно этот регион станет "яблоком раздора" между США и Россией, особенно учитывая тот факт что вопрос арктики обсуждался на посленей встрече в Женеве между Путином и Байденом.   

Москва планомерно усиливает свое присутствие в регионе, однако активность других игроков - США и Китая говорит, о том, что регион станет местом ожесточенной борьбы крупных держав. 

В мае прошла встреча главы российского МИД Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена на полях министерской сессии Арктического совета в Рейкьявике и продолжалась почти два часа. Россия до 2023 года будет руководить Арктическим советом, потому будет стараться извлечь максимум выгоды для влияния и наращивания потенциала в регионе.     

Вашингтон в последнее время дает понять, что хочет установить стабильные и предсказуемые отношения с Москвой. Количество и интенсивность конфликтов между США и Россией постоянно увеличивались, и достигли апогея с вероятностью крупной прокси-войны на Украине. Встреча на полях министерской сессии Арктического совета имел смысл, поскольку Арктика в ближайшие годы станет ключевым регионом конфронтации.

Для того чтобы понять значимость территорий за Полярным кругом для Москвы, достаточно взглянуть на ресурсы обладаемые Россией в Арктике.   

В ближайшем будущем российские компании готовятся осваивать Северо-Врангелевский участок, который находится на шельфе Чукотского моря. В этой области запасы газовых ресурсов в 2009 году оценивались в 994,4 млрд кубометров  и 210,9 млн тонн газоконденсата. Сейчас ресурсы оцениваются в 16,6 трлн кубометров газа и 900 млн тонн газоконденсата

Таяние ледников и высокие технологии, приминяемые в логистике дает возможность наращивать Северный морской путь (СМП). Именно за счет этих открытий будут разработаны общирные территории Чукотки, которые не планировали осваивать в ближайшие десятилетия. Но Севморпуть, который собираются к 2024 году сделать круглогодичным, все изменил. Он пересекает этот шельфовый район, что делает освоение Северо-Врангелевского участка очень выгодным. К тому же, большую часть года остров Врангеля либо свободен от льда, либо имеет подходы по свободной воде, а лед к северу от острова не превышает 15-20 см толщины.

После освоения, этот маршрут для вывоза сжиженного газа в Китай и другим потребителям в Азии станет самым коротким и выгодным.
Однако, это всего лишь часть глобальных энергетических  проектов России  в Арктике. Сюда также можно отнести уже созданного для экспорта ресурсов Ямал-СПГ (Сабетта) на базе Южно-Тамбейского месторождения с запасами 926 млрд кубометров газа; Строящееся Арктик-СПГ на Гыданском полуострове с запасами 235 млрд кубометров газа.
Новый кластер добычи в Надым — Пур — Тазовском районе ЯНАО с запасами 1,1 млрд тонн нефти, и 492 млрд кубометров газа;
Таймырский кластер — экспорт из бухты «Север» 100 млн тонн нефти, 30-50 млн тонн СПГ и 50 млн тонн угля;
Северо-Врангелевский с запасами 16,6 трлн кубометров газа и 900 млн тонн конденсата.

Кроме этого, геологические запасы баженовской свиты в Западной Сибири оцениваются в 65-100 млрд тонн нефти, в том числе 10-12 млрд тонн извлекаемых;

Помимо прочего, ресурсы в ачимовской залежи, промышленнуя добычу которой планирует Газпром  через 3 года,  оценивается в 34,4 млрд тонн нефти и газа. 
Реализация всех  этих проектов требует больших инвестиций и  напрямую будет зависеть с раширением  морского транспорта, что резко меняет подход к освоению нефтегазовых ресурсов в Арктике. Сюда можно отнести создание перелавочных баз, чтобы вывозить  сырье и продукцию по всему миру .

По оценке экономистов арктическую нефть и газ весьма сложно завозить в Россию, в виду отдаленности территории от материковой части.  Ни для переработки, ни для потребления компаниям невыгодно доставлять ресурсы на материковую часть России.     

В силу этого обстоятельства Арктические территории России из-за изолированности становится теснее связан с мировыми рынками, чем с остальной страной, что впрочем усиливает ее значимость для выхода нефтеегазовых ресурсов для экспорта морем.

 

Севморпуть в этом смысле станет нефтеналивным судоходным маршрутом, а пролив Вилькицкого в будущем станет неким аналогом Ормузского пролива.

В этом смысле Арктике скоро даже не особо понадобятся крупные нефте- и газопроводы; часть из них, которые исчерпали срок службы, можно будет демонтировать и, во всяком случае в газопроводный транспорт не вкладываться.


Вместе с тем с каждым годом геополитическая борьба за территории Арктики усиливается. Так за ресурсы территорий за Полярным  кругом резко возросло активность НАТО.  

На днях  НАТО провела масштабные военные учения в Арктие.  Инициаторами учений стали страна НАТО Норвегия, а также примкнувшие к ней нейтральные Швеция и Финляндия. Они пригласили на свою территорию военных из пяти стран НАТО.

Согласно официальному заявлению министерства обороны Финляндии, военно-воздушные силы страны, совместно с ВВС Швеции, Норвегии и США провели учения Arctic Challenge 2021 (ACE). Учения прошли с 7 по 18 июня на авиабазе Рованиеми в Финляндии, норвежской авиабазе Бодо и шведской базе Лулео.

При этом в НАТО заявляют, что действия вблизи российской территории являются ответом на «агрессивные действия» в Арктике. В своём интервью генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Альянс будет и дальше защищать свои интересы в регионе.

В таком контексте нужно ожидать новый очаг гапряжении на мировой карте, где Запад будет активно втягиваться в противостояние за определение зон влияния на этой территории.

 

США с каждым годом  наращивают число участников на учениях.  В прошлом году совместная американо-британская эскадра впервые за много лет  вошла в Белое море. В начале декабря 2020 года американские морпехи учились действовать в норвежском Заполярье, пробовали на себе местные холода.

С другой стороны, США проводят учения с канадцами на Аляске. То есть они охватывают российскую Арктику с двух сторон – со стороны из Норвегии и с Аляски.

 

НАТО может пойти на создание в регионе постоянных военных баз и специально подготовленного арктического контингента. Норвегия, Исландия, Дания через Фарерские острова и Гренландию – они могут предоставить свою территорию. Армия НАТО изучают возможности своей техники в этой климатической зоне, отрабатывают действия в условиях сурового климата. Это в первую очередь касается авиации, военных кораблей.

Между тем, Россия помимо экономического, активно наращивает научный потенциал в регионе.     

Об этом свидетельствует и распоряжение Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая приняла решение построить две международные арктические станции «Снежинка». По итогам рассмотрения предложений от пяти федеральных субъектов были отобраны две территории для строительства: Ямало-Ненецкий автономный округ и Мурманская область.

В Мурманской области планируется разместить станцию на смешанном энергообеспечении для реализации научно-образовательных программ. На территории ЯНАО будет создана станция для проведения научных исследований в климатических условиях вечной мерзлоты на основе возобновляемых источников энергии ветра и солнца и водородной энергетики.

В состав Арктической зоны Российской Федерации входят девять субъектов (в 2020 году в ее состав вошли два района и городской округ Карелии). Выбор территории Ямала для строительства международной арктической станции подчеркивает ключевую роль ЯНАО в освоении Арктики. Такая роль обусловлена наибольшим успехом Ямала в привлечении инвестиций среди субъектов, входящих в состав Арктической зоны РФ – 72% инвестиций в российскую Арктику и 50% произведенной продукции арктических регионов приходится на ЯНАО.

Теперь признание статуса Ямала происходит и на международном уровне: к проекту строительства автономной арктической станции уже подключились семь стран Арктического региона. Размещение станции там, где ученые смогут проводить социокультурные исследования и изучать изменение климата в Арктике, обеспечивает интерес международного экспертного сообщества.

В этом контексте проблема инфраструктурного развития Ямала имеет особое значение: она влияет не только на развитие территории региона, но и пересекается со стратегической национальной задачей - освоением Арктики. Поэтому сейчас проект строительства Северного широтного хода (строящаяся железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу со Свердловской, ред.)  стал инфраструктурным проектом №1. Внимание к нему президента Путина, а также готовность федерального центра предоставить Ямалу новый инструмент поддержки – инфраструктурный кредит становятся катализаторами для реализации проекта.

Технологии совершенствуются, льды подтаивают, а логистическая доступность Арктики растет. На этом фоне все больше желающих зайти в регион, в том числе из числа неарктических стран.

По мнению экспертов быстрое таяние арктических льдов способствовало появлению новых судоходных маршрутов, что помогло Москве развить инфраструктуру и закрепить свое военное присутствие на Крайнем Севере. Это вызвало неподдельное беспокойство в Вашингтоне, из-за чего он был вынужден активизировать подготовку своих войск и искать сотрудничества с другими арктическими государствами, в частности Норвегией.

«Американо-норвежский арктический боевой альянс может иметь большое значение с точки зрения заинтересованности Пентагона в противодействии видимым и хорошо известным достижениям России в Арктике», - утверждают журналисты National İnterest. Они подчеркнули, что Москва также сумела нарастить свой ледокольный флот, который может представлять опасность для США, и призвали власти быть готовыми к «первой арктической войне».

Об арктической гонке вооружений говорят и – экспортируесмые странами - ледоколы. Их называют главным ключом Арктике. Надежный, мощный ледокол – это фактический пропуск в арктический клуб. Крупные ледокольные программы реализуются и в США, и в Канаде, и в КНР. И все это рано или поздно приедет в высокие широты. Американские ледоколы сразу строятся с перспективой милитаризации (т.е. размещения систем вооружения на борту).

В то время как у России ледоколов больше 40, у США их всего два — построенных еще в 1970-х годах, один из которых не на ходу и используется как склад запчастей для единственного действующего корабля.

 

США регулярно перерабатывают свою военную стратегию и наращивают силы для активного противодействия России в Арктике из-за глобального изменения климата и усиления конкуренции в регионе.

Но, возможно, нарастающее напряжение и активная милитаризация арктических стран а также Китая, обнажила очевидную проблему: Арктический совет, созданный для решения научных, экологических и гуманитарных вопросов путем консенсуса, совершенно не подходит для вызовов нового времени. Очевидно, Акртика станет местом новой "холодной войны" между крупными державами.   

Россия также держит руку на пульсе, с 2014 года на базе Северного флота, выведенного из состава Западного военного округа, было создано Объединенное стратегическое командование «Север» - его еще называют «арктическими войсками».

С того времени российские военные построили в Арктике новые базы и аэродромы, получили и освоили новые виды техники, позволяющие эффективно передвигаться и воевать в суровых условиях Севера. 

Во всей этой активности вокруг Арктики уверенне смотрится Китай, который в перспективе может стать крупной неарктической державой.   При этом Пекин для освоения региона активно использует возможности России и других стран региона - инвестирует в строительство портов и разработку ресурсов, например, в российский проект по добыче, сжижению и поставке природного газа на Ямале или в норвежские нефтегазовые месторождения. Опыт работы с функционирующими в северных условиях компаниями позволяет китайским специалистам разрабатывать собственные проекты. Чтобы обойтись без США и России, китайцы активно работают с малыми странами региона — Норвегией, Швецией, Финляндией, Данией и Исландией.

Арктика в ближайшие десятилетия станет основным районом экономической деятельности в России, что вызовет многочисленные последствия социально-экономического последствия. Очевидно, что в посткрымский период территории за полярным кругом Арктика превращаются в  экономическом смысле в главный источник ресурсов и очевидно Арктика  будет постепенно приобретать не только льготы и преференции, но и особый административный и политический статус.