8 января премьер-министр Армении Никол Пашинян дал интервью информационному агентству «Арменпресс», в ходе которого в жесткой форме ответил на недавние заявления президента Ильхама Алиева, высказанные в ходе интервью азербайджанским СМИ. Как обычно, интервью изобиловало противоречивыми высказываниями.

С одной стороны он заявил, что Баку пытается сформировать «легитимность» эскалации в регионе. Делаются агрессивные заявления в расчете на то, что из Еревана прозвучат агрессивные ответы, что даст Баку возможность сделать более агрессивными свои собственные заявления, сочетая это с распространением ложной информации о нарушении армией Армении режима прекращения огня, с целью сформировать «оправдание» новой эскалации в регионе.

С другой стороны Ереван, по словам Пашиняна, останется привержен мирной стратегии и будет последовательно продолжать реализацию мирной повестки. Это означает, что он будет использовать язык диалога, а не агрессивности. «Мы продолжим сосредотачиваться на демаркации границы, согласовании текста мирного договора, реализации проекта «Перекресток мира», гуманитарных вопросах, включая вопросы выяснения судеб пропавших без вести» - отметил армянский премьер.

Пашинян также заявил, что армянская сторона предложила решения по двум несогласованным статьям мирного договора, и в случае положительного ответа Азербайджана готова подписать договор.

Из слов армянского премьера может сложиться впечатление, что Ереван готов выполнить основные условия Баку и в скором времени подписать мирный договор. В то же время в азербайджанском МИД считают, что «миролюбивый нарратив» Армении игнорирует важнейшее условие построения прочного мира и стабильности в регионе - уважение к территориальной целостности и суверенитету Азербайджана.

В Баку настаивают не только на изменении преамбулы армянской Конституции, но и жестких действий в отношении лиц, выдающих себя за руководителей так называемой «Нагорно-Карабахской Республики».

Кроме того, в Баку по прежнему настаивают на реализации концепции Зангезурского коридора. В то время как Пашинян считает, что кроме проекта «Перекрестка мира» она не может предложить никакого другого решения по разблокированию коммуникаций. По словам армянского лидера, высказанного им в интервью «Арменпресс», «Перекресток мира» подразумевает открытие всех транспортных коммуникаций в регионе, в том числе Азербайджан-Азербайджан через территорию Армении и Армения-Армения через территорию Азербайджана. «Я уже имел возможность заявить, что мы сделали очень конкретное предложение Азербайджану по открытию железной дороги Ерасх-Садарак-Ордубад-Мегри-Зангелан. Это больше, чем предложение, это конкретное решение конкретных вопросов» - сказал Пашинян. Речь идет об упрощенной схеме контроля за пересечением границы, при возможности полной проверки и досмотра грузов при необходимости, от которой Баку отказался.

Армянский премьер коснулся также темы обеспокоенности Баку усиленным вооружением его страны. «Никто не сможет оспорить право Республики Армения иметь обороноспособную армию. Что касается опасений, связанных с вооружением, у нас также есть опасения по поводу вооружения Азербайджана, и мы также услышали их опасения. Именно по этой причине мы сделали предложение Азербайджану сформировать механизм взаимного контроля над вооружениями и ждем их ответа» - сказал Пашинян. К слову сказать Баку также отказался и от этого предложения.

Уже на следующий день премьер-министр Никол Пашинян выступая в рамках «Семейного подкаста», отреагировал и на предложение президента Ильхама Алиева относительно возможности встречи армянского лидера с руководством Общины Западного Азербайджана (ОЗА). Он отверг эту возможность, заявив, что «точно так же, как «Западного Азербайджана» не может быть за пределами Газаха, «Западной Армении» не может быть за пределами Армавира. Западная Армения заканчивается в районе реки Аракс, и это наша концепция безопасности».

Вместо официальных азербайджанских властей ему ответила ОЗА своим заявлением о том, что община выражает свое уважение к территориальной целостности и суверенитету Армении. «Что касается термина «Западный Азербайджан», подчеркнем, что это понятие, основанное на исторических фактах, и мы используем его в рамках права на самоидентификацию» - подчеркивается в заявлении.

В заявлении Общины также отмечается, что тема Западного Азербайджана - это не территориальный вопрос, а вопрос прав человека и предлагается армянскому правительству следовать декларированным им ценностям.

Из заявлений последних дней многие наблюдатели склонны делать вывод о том, что азербайджанская сторона, пользуясь своим превосходством пытается реализовать по максимуму те преимущества, которые у него появились вследствие победы над Арменией во второй карабахской войне и вследствие полного восстановления суверенитета над всеми своими территориями.

В то же время очевидно, что политика давления на Ереван является для Баку единственно эффективной и не имеющей альтернативы. Особенно если учесть что именно такими действиями азербайджанской стороне удается склонить Армению к принятию нужных для себя решений. Так, накануне Пашинян согласился с предложением Азербайджана упразднить Минскую группу ОБСЕ.

9 января Кабинет министров Армении представил в парламент законопроект о начале процесса вступления Республики Армения в Европейский Союз.

Как отметил выступивший в качестве докладчика министр иностранных дел Арарат Мирзоян, этот законопроект возник, как «гражданская инициатива», к которой правительство выражает свое отношение в «установленном порядке».

В качестве реакции на этот шаг вице-премьер российского правительства Алексей Оверчук заявил, что Россия рассматривает начало обсуждения проекта о вступлении Армении в ЕС как начало выхода страны из ЕАЭС.

«Армения должна будет выбирать между участием в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Евросоюзе, эти две организации «несовместимы» с учетом свободного обращения товаров, услуг, капитала на их территории».

По его словам, если Ереван решит «свернуть отношения с ЕАЭС», то, скорее всего, получит безвизовый режим с ЕС, депопуляцию, рост цен на энергию и продовольствие, сокращение экспорта на 70–80%, а население страны потеряет доходы и работу.

В Ереване эти слова были восприняты как угроза со стороны Москвы. Здесь постарались объяснить, что речь идет о длительном процессе, «игре в долгую» и параметры вступления в Евросоюз еще нужно будет обговаривать отдельно. К сказанному следует добавить, что дрейф Армении в сторону ЕС должен будет сопровождаться присоединением к антироссийским санкциям, что может оказать катастрофическое воздействие на экономику Армении. Как Ереван собирается решать эту проблему не сообщается. Скорее всего речь идет о геополитическом торге с Брюсселем и Москвой, который, по мнению армянской стороны могло бы позволить ей выторговать для себя преференциальные условия как во взаимоотношениях с Россией, так и во взаимоотношениях с Евросоюзом. По крайней мере так этот процесс видится со стороны.

Так или иначе, процесс в направлении окончательного размежевания Армении с постсоветским пространством и с Россией начался. Возможно, ослабление позиций Москвы на Ближнем Востоке сыграло в этом свою роль. Так или иначе, даже если процесс евроинтеграции растянется на годы, в Москве понимают, что Армения выбрала путь Киева, Кишинева и, когда-то Тбилиси. И если ей не противодействовать эта страна будет окончательно потеряна как союзник. Какими именно действиями Москва собирается противодействовать политике Еревана, как и при каких обстоятельствах это будет сделано, покажет ближайшее время.