11 июня стало известно о совместном заявлении в рамках итоговой встречи Стратегического диалога между Арменией и США. Напомним, что ещё в 2023 г. премьер-министр Никол Пашинян обвинил Россию и ОДКБ в пассивности во время карабахского конфликта и ускорении сближения с Западом. Одним из основных вопросов, затронутых на встрече, является укрепление двусторонних отношений, тем самым стороны выразили приверженность укреплению сотрудничества во всех сферах и повышению его статуса вплоть до уровня Стратегического партнёрства.
В системе многосторонних отношений, помимо новых рисков в обеспечении мира и стабильности на Южном Кавказе, вопрос осложняется и российским фактором. Проармянская риторика во внешнеполитическом сегменте американского истеблишмента не новость, достаточно вспомнить о «пресловутой» 907 поправке, об активности армянского лобби в Конгрессе США и др.
Напомним, что 907-я поправка была принята Конгрессом в 1992 году и запрещала оказание помощи Баку по правительственной линии со стороны американской администрации в связи с конфликтом между Арменией и Азербайджаном. Однако, после теракта 11 сентября 2001 года Конгресс принял Акт об ассигнованиях зарубежных операций, экспортного финансирования и смежных программ, предоставив президенту право отказаться от 907-й поправки.
Если говорить о данном этапе, то ни для кого не секрет, что США и Франция подстрекают Армению к осуществлению безрассудной внешней политики, что также влияет на мирную повестку дня между Баку и Ереваном.
Как известно, в Стратегии Национальной Безопасности Республики Армения, в разделе IV «Стратегия внешней безопасности», интенсивное двустороннее военное сотрудничество с Соединёнными Штатами занимает ключевую позицию в военно-политической составляющей внешней безопасности страны, а сотрудничество со странами НАТО является приоритетом в е обеспечении.
Однако, безопасности Армении (с момента создания республики) ничего не угрожает, во всяком случае, ни одно из соседних государств: с Грузией и Ираном отношения не терпят кардинальных изменений (напротив, с первыми за текущий год, был подписан меморандум о «Стратегическом партнёрстве», а с Ираном отношения остаются стабильно-позитивными). Что касается Азербайджана и Турции – азербайджанское руководство неоднократно выражало свою позицию по стремлению к мирному сосуществованию и взаимодействию с Арменией, Турция, где проживает свыше 400 тысяч армян, является главным гарантом, поддерживающим эти инициативы.
А Стратегическое партнёрство подразумевает признание основных принципов, связанных с развитием демократии, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Территориальной целостности и границам Армении не угрожает абсолютно ничего, за исключением собственных шагов Армении, направленных на «перенаселение» армянской границы различными «миссиями», «мирными контингентами», «военных баз» и т.д.
Также, партнёрство позволяет официальному Вашингтону поддерживать экономические и оборонные реформы без прямого участия американских военных в возможном конфликте, в то время, как только Ереван своими действиями, как на внутриполитической, так и на внешнеполитической сцене и демонстрирует желание к воспроизведению конфликтной ситуации и нестабильности в регионе.
Резюмируя напомним, что согласно сообщению МИД Армении, выступая на открытии итогового заседания стратегического диалога Армения-США, Арарат Мирзоян сказал: «В основе нашего партнерства лежит твердая приверженность демократическим принципам. Несмотря на то, что демократия находится под угрозой во всем мире, в том числе - в нашем регионе, несмотря на вызовы безопасности и возникающие гибридные угрозы, правительство Армении полно решимости следовать демократическому выбору, сделанному ее народом».
Другой повесткой встречи был вопрос об экономических и энергетических сферах взаимодействия. Таким образом, был согласован план совместных действий, направленный на расширение торгово-экономических связей, сотрудничество в области санкций и экспортного контроля, а также поддержку энергетической независимости Армении. Хотелось бы напомнить, что благодаря силе экономических связей Армения остается в сфере российского влияния, как бы ее ни манили к себе Париж, Брюссель и Вашингтон.
Хотя стороны и отметили, что за четыре года товарооборот США и Армении увеличился в четыре раза, интересным статистическим фактом является то, что каждый седьмой совершеннолетний гражданин РА зарабатывает в России, и, так или иначе, но Армения находится в долгосрочной зависимости исключительно от РФ.
О том, что этому способствовало агрессивное поведение Армении по отношению к соседним государствам, в результате чего страна сама загнала себя в экономический тупик – думаю, упоминать уже не стоит. Лишь подписание мирного соглашения, открытие коммуникаций и подключение, как минимум, к региональной кооперационной системе, спустя некоторое время, позволит Армении обладать относительной экономической независимостью.
Возвращаясь к экономическим аспектам взаимоотношения США и Армении, можно предположить, что, фактически, Запад «покупает» у Армении «услуги иноагента», используя её исключительно для выполнения определённых тактических задач глобального противостояния России, а не планирует брать её на полное содержание.
Таким образом, Армения, получая финансовую и военную поддержку со стороны ЕС и США, рискует стать форпостом и авангардом западного блока, лишенным всего в своем окружении. Контакты Еревана с Вашингтоном окажутся используемыми не в выгоду первых, а вопрос дальнейшего зарабатывания денег Армении в торговле с РФ (и даже во времена параллельного импорта), будет подвергаться сомнению.
Более того, США продолжат поддерживать реформы в оборонном секторе и правоохранительной системе Армении, в том числе в рамках сотрудничества с Национальной гвардией Канзаса будут организованы консультации и программы военной подготовки. Там образом, создавая видимость участия в мерах, направленных на поддержание армяно-азербайджанского мирного диалога, иностранные державы предпочитают политику натравливания, затрагивая самые чувствительные нервы реваншистских настроений в Армении.
Нужно понимать, что попытки возродить институт сопредседательства МГ ОБСЕ, будет играть на руку официальному Еревану в откладывании подписания мирного договора с Баку. Конечно, Азербайджан открыт для дискуссий с теми, кто берёт на себя инициативу реального, а главное – объективного мира, но те, кто берет на себя инициативу, должны держаться подальше от односторонней и предвзятой позиции, демонстрируемой в течении последних 30 лет и амбициозных намерений.