Армянская дилемма: мирный договор без изменения конституции?

12 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с рядом знаковых заявлений. Так, в рамках «правительственного часа» в парламенте, отвечая на реплику оппозиционного депутата, почему Армения, выражая недовольство ОДКБ, не выходит из нее он заявил, что Армения покинет ОДКБ.

«Выйдем. Мы решим, когда», - сказал Пашинян.

«А вы что думаете? Какой следующий шаг? Вы думаете, что вернемся назад? Нет, другого пути нет. Не беспокойтесь, назад не вернемся», - отметил премьер Армении. Впервые Пашинян открытым текстом сказал, что армянское руководство целенаправленно работает над выходом страны из ОДКБ  и ждет подходящей возможности, чтобы заявить об этом. Скорее всего, данный шаг будет юридически согласован и оформлен в рамках соответствующего обращения в секретариат организации.

За день до этого, по итогам заключительного заседания стратегического диалога между делегациями Армении и США, стороны приняли совместное заявление, согласно которому они договорились о повышении партнерства до стратегического уровня.

Таким образом, речь идет о двух параллельных и согласующихся процессах, предусматривающих постепенный выход Армении из «экосферы» российской системы безопасности и постепенную интеграцию Еревана в североатлантическую систему безопасности.

Однозначно решение Пашиняна выйти из ОДКБ не одобрит Москва, которая все еще имеет значительное военно-политическое влияние на Ереван посредством двусторонних договорно-правовых механизмов, гарантирующих пребывание российских военнослужащих в Армении на длительные сроки. Хотя, при наметившейся тенденции нельзя исключать, что в последующие годы армянское руководство возьмет курс на дальнейшую минимизацию российского военного присутствия в Армении, вплоть до полного ее вытеснения из страны. Тем более, что, говоря о перспективах выхода из ОДКБ, Пашинян вновь косвенно объявил Москву виновной в результатах войны с Азербайджаном, а с ней и остальных членов этого объединения.

Пашинян также выступил с резкими заявлениями в адрес Беларуси. В частности, он заявил, что ни он, ни какой-либо другой чиновник не посетит Беларусь, пока президентский пост там занимает Лукашенко.

Весьма примечательно, что эти заявления руководитель Армении сделал в день, когда последняя группа российских миротворцев покинула Азербайджан и в День России, отмечающимся 12 июня.

Премьер-министр Армении также заявил, что Минская группа ОБСЕ, созданная в 1992 году для урегулирования армяно-азербайджанская конфликта, на деле прекратила свою деятельность после февраля 2022 года. Таким образом, после заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о необходимости расформирования МГ, высказывания Пашиняна могут свидетельствовать о том, что официальный Ереван явно не против этого шага. Тем более, что цели Азербайджана и Армении закрыть конфликтную повестку между странами в большинстве своем совпадают.

Зато в отношении мирного договора позиции сторон явно расходятся. В то время как глава азербайджанского государства Ильхам Алиев говорит о необходимости изменения армянской конституции, в частности ее преамбулы, в которой говорится о претензиях Армении на часть азербайджанской территории, увязывая этот вопрос с подписанием мирного договора, армянский премьер такой возможности не допускает.

Пашинян назвал заявления Баку о необходимости изменения Ереваном своей конституции «попыткой торпедирования переговорного процесса». При этом, почему то одновременно подтвердил свои слова о возможности подписания соглашения о мире с Азербайджаном в течение одного месяца. Как это возможно при таких диаметральных подходах, армянский премьер не пояснил.

Сказав о том, что изменение конституции не может быть частью переговоров, Никол Пашинян тем не менее не исключил возможности изменения основного закона по другим причинам.

«Я говорил об изменении Конституции ещё в 2018 -м году, потом в 2019-м году, и наша повестка связана исключительно с демократическими реформами, и мы сказали, что изменение Конституции не может быть частью переговоров.», - заявил премьер-министр, подтвердив, что этот процесс рассматривается в качестве составной части процесса изменения политической системы Армении.

 В заявлении для прессы Пашинян также коснулся разблокирования региональных коммуникаций. По его мнению, это может произойти раньше подписания соглашения о мире.

Как известно, принципы лежащие в основе разблокирования коммуникаций заложены в «теле» готовящегося мирного соглашения. Судя по заявлениям Пашиняна положения о разблокировании путей сообщения могут быть выведены «за скобки» мирного договора, тогда он может казаться не столь «тяжелым» и подписать его будет проще.

По мнению армянского премьера «текст мирного договора на данный момент вполне созрел и может, скорректировав последние штрихи доведен до окончательного вида на основе ранее одобренных и подписанных двусторонних соглашений». 

Но, судя по заявлениям азербайджанской стороны, гораздо сдержанных в оценках, Баку не разделяет такого же оптимизма ни в отношении скорейшего подписания мирного договора, ни в отношении изменения позиций Еревана по разблокированию коммуникаций. Дело в том, что условия Азербайджана по разблокированию коммуникаций остались прежними. Это беспрепятственное экспресс-сообщение между западными регионами Азербайджана и его Нахчыванской автономией. А Ереван категорически против. Есть также серьезные противоречия по поводу обеспечения безопасности этой коммуникации. Азербайджан и Россия настаивают на выполнении договоренностей по охране железной дороге со стороны российских пограничников. Армения и ее западные партнеры выступают против этого.

Еще в январе текущего года, в интервью азербайджанским журналистам президент Азербайджана заявил: «Я неоднократно говорил руководству Армении, что гарантий Армении нам недостаточно. В Заявлении от 10 ноября указано, что российские пограничники осуществляют охрану и контроль на участке в 42-43 километра, и это обязательство должно быть выполнено. Армения же хочет избежать исполнения этого пункта соглашения. Но это тоже нелогично».

Он добавил: «Замглавы Госдепа США сделал непонятное заявление о том, что либо этот путь пройдет через Армению, либо они не позволят осуществить его. Ведь мы уже три года говорим, чтобы он проходил через Армению, которая не позволяет это сделать. А теперь нас обвиняют в том, что мы выбираем другой путь. Создайте же условия для того, чтобы он проходил через территорию Армении, через Мегри, на обозначенных мною условиях, тогда не будет необходимости в другом варианте».

В условиях дальнейшего сближения Еревана с западными странами проблематика безопасности коммуникаций останется одной из важных нерешенных проблем, что к сожалению не способствует разблокированию коммуникаций.

 Примечательно, что часто посещающий в последнее время регион помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии О'Брайен в интервью армянскому изданию «Голоса Америки» заявил, что пока РФ «застряла» в Украине у Азербайджана и Армении есть возможность подписать мирное соглашение. Он также добавил, что трудности, с которыми Россия сталкивается в Украине через год может и не быть.  Получается, что путь и косвенно американский представитель допускает возможность существенного улучшения военно-политического положения России в Украине, что позволит Москве переключиться на Южный Кавказ.

По его словам, соглашение также принесет возможность иметь торговый путь, который пройдет из Казахстана в Турцию, выходя к Средиземному или Черному морю. «Этот маршрут дополнит другой, который уже существует, проходящий через территорию Азербайджана в Грузию к Черному морю. Эти два маршрута вместе обеспечат центральноазиатским странам независимый от России или Китая доступ к мировому рынку», - добавил он.

Весьма странно, что США предпочитают при этом не замечать, что проходящие в регионе транспортные коридоры как раз таки и являются составной частью китайского проекта «Пояса и пути», а также активно используются Россией.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами