На протяжении всей истории своего существования, Армения начиная агрессию против другого государства, заведомо превосходящего его и по военной мощи и по другим параметрам,  всегда пыталась использовать этнический фактор в этих странах. 

Так было в начале ХХ века, когда армянские политические дельцы, поднимая мятежи в тылу турецкой армии и устраивая в Восточной Анатолии резню мирного мусульманского населения, делали ставку на христианские народы Османской империи, играя на их националистических чувствах, так происходит и сейчас – когда огонь войны в Карабахе, инициированный провокациями Еревана, всколыхнул весь южно-кавказский регион.

Впав отчаяние из-за поражений на поле боя, Ереван тщетно старается дестабилизировать ситуации внутри Азербайджана, пытаясь найти пятую колонну среди нацменшинств проживающих в стране. 

Так, армянскими властями постоянно муссируются слухи о том, что якобы  руководство Азербайджана намеренно бросает на передовую лезгин, талышей, аварцев и другие нацменьшинства. Лидер марионеточного режима в Нагорном Карабахе Араик Арутюнян пошел еще дальше и  в качестве жеста доброй воли в ходе нынешней эскалации конфликта объявил о том, что армянская армия не будет брать на прицел объекты азербайджанских военных сил, которые расположены там, где компактно живут– талыши и лезгины.  Усилия для того, чтобы разжечь этнический сепаратизм в Азербайджане, армянские спецслужбы и научные круги предпринимают десятки лет.

Именно этой цели служили агенты влияния армянских спецслужб Фахраддин Аббасзоде, бывший лидер «Талыш-Муганской республики» Аликрам Гумбатов и другие сепаратисты, заявлявшие о массовом нарушении прав талышей в Азербайджане.

Ереванские политтехнологи пытаются разыграть карту этнического сепаратизма, как и в первой карабахской войне.

Тогда, в охваченной политическим кризисом, гражданской войной и иностранной интервенцией в Азербайджане, кучка провинциальных националистов с замашками несостоявшихся вождей под кураторством армянских спецслужб действительно внесла смуту и хаос в жизнь многонациональной страны. Однако, их ярый сепаратистский пыл тогда быстро усмирили. Теперь, по истечении почти 30 лет ереванские власти живут теми же надеждами, что задумку по разрушению этнической гармонии Азербайджана с помощью абсурдных призывов к неповиновению властям, удастся реализовать.

Военная доктрина Армении, как и вся страна сегодня живет прошлым. Подпитывая этнический сепаратизм в Азербайджане, армянские власти, вероятно, оперируют опытом прошлых лет, авось сработает и сейчас. 

Однако, подобные провокационные «вбросы» не находят - и не могут найти! - отклика среди самих жителей Ленкорани, Астары, Масаллы и т.д., точнее в регионах компактного проживания талышей.  

Даже в ходе первой карабахской войны тысяче талышских сыновей стали шахидами, отдав свои жизни за целостность страны. Мало того, в ходе войны в лихие 90-е, военным руководством Азербайджана, почти весь состав радистов был укомплектован  из талышей —   поскольку, армяне не знали талышского языка, они не могли понимать разговоры, которые велись посредством связи.

Периодически армянские идеологи пытаются использовать также  и лезгинский фактор.

В середине 90-х годов армянские спецслужбы привлекали к сотрудничеству представителей сепаратисткой группировки «Садвал» и даже спровоцировали их на теракт в Баку.

Все это свидетельствует о перманентных планах этнической диверсии против Азербайджана. И провокации с такой подоплекой продолжаются.

Однако, несмотря на стремление армянских националистов разрушить этническую  гармонию Азербайджана, очевидно, что попытки Еревана в этом направлении терпят крах.

 

Даже сегодня по истечении более 25 лет, в Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности - Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. Подвиги Мубариза Ибрагимова, талыша по национальности, героически погибшего в неравном бою с противником в 2010 году, являются  показателем мужества, чести и храбрости для целого поколения молодых азербайджанцев.

 

Показательно, и то, что в густо населенных национальными меньшинствами районах, родители с любовью отправляют своих детей и родных на службу, где они становятся частью Вооруженных сил. Близкие призывников из этих районов оставаясь верными традициям, с энтузиазмом участвуют в церемонии отправки молодежи на военную службу.

Несмотря на все попытки призывать к беспорядкам представителей национальных меньшинств в Азербайджане, факт остается фактом —  все этнические меньшинства страны крепко сплочены вокруг идеи единой азербайджанской государственности.     

Здесь, нужно отметить, что  у Азербайджана, даже при желании отсутствуют всякие рычаги для проведения диверсий этнического сепаратизма в соседней Армении. Причиной тому – моноэничность самой Армении. 

 

Как ни странно, в Армении, которая подвергла этнической чистке все другие народы, кроме армян сегодня никто не проживает.

Фактически, мы сегодня наблюдаем редкое для XXI века явление национальной сегрегации, когда моноэтничная Армения,  ведет войну против полиэтничного Азербайджана.

В Азербайджане нынешнюю войну характеризуют как Великую отечественную. Она действительно и по своей природе и по масштабам отличается от первой Карабахской войны.

Если в первой Карабахской войне против армянской интернациональной армии, в которую входили международные террористы, сражались призывники и военные, только-только вышедшие из «шинели» советской пропаганды о дружбе и братстве народов, то сегодня против глобального армянского национализма противостоит сильнейшая, профессиональная  армия Азербайджана, формировавшаяся на устоях национального самосознания. 

Азербайджан, это сплав народов и нынешняя Карабахская война, это одновременно призыв укрепить новую азербайджанскую цивилизацию, состоящею из азербайджанских турков, талышей, лезгин, аварцев, рутульцев, курдов, русских, татар, украинцев и тд.

Это даже не столько веяние времени, сколько результат исторической памяти проживающих на территории Азербайджана населения. Еще во времена Албанского царства, проживающие на этих землях 26 племен, которые говорили абсолютно на разных языках, вместе созидали, вместе процветали, строили и даже воевали, в частности и против самой Армении, которая тогда находилась в совсем других границах. 

Азербайджан показатель как выстраивать внутреннюю политику нового государства, при разной пестроте народов, культур и верований, которое составляет сегодняшнее азербайджанское общество и в  этой пестроте разноголосых языков, государственная идея страны за возвращение оккупированных моноэтничной Арменией земель, становится азербайджанской мечтой, выбором многонационального азербайджанского народа.