Исторический визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Баку предопределил новый этап в развитии отношений между двумя странами.  По итогам переговоров между президентами Ильхамом Алиевым и Касым-Жомарт Токаевым, были подписаны декларации об «укреплении стратегических отношений» и «углублении союзнического взаимодействия» между Казахстаном и Азербайджаном. В ходе визита стороны подписали следующие документы: «комплексная программа развития сотрудничества на 2022–2026 годы», соглашение между правительствами двух государств о «торгово-экономическом сотрудничестве», «план сотрудничества» между министерствами иностранных дел двух государств 2023–2024 годы.

Также подписаны соглашения по сотрудничеству между двумя государствами в сфере культуры, цифрового развития и в области транспорта и транзитных грузоперевозок, а также протокол об установлении побратимских связей между городами Туркестан и Шуша.

Следует отметить, что ситуация вокруг Украины, которая во многом сформировала новую геополитическую обстановку в мире, повышает значимость и потенциал партнерских отношений между Азербайджаном и Казахстаном. И именно в этом контексте следует воспринимать и оценивать визит казахстанского лидера в столицу Азербайджана и его переговоры с президентом Ильхамом Алиевым.

Недавние сбои в работе терминалов порта Новороссийск, через который Казахстан экспортирует в Европу большую часть своего «черного золота», вынудили Астану искать альтернативные маршруты экспорта своей нефти. Президент Токаев поручил правительству Казахстана определить такие маршруты и, судя по сообщениям, одним из вариантов является перевалка нефти через нефтепроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Супса.

Хотя в официальных сводках  не говорится, что в ходе встречи лидеров двух государств были обсуждены вопросы возможной транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан, очевидно, что для диверсификации поставок казахстанской нефти на рынки Европы азербайджанский маршрут является наиболее реалистичной альтернативой.

Таким образом, можно ожидать, что уже в ближайшем будущем такое соглашение может быть достигнуто. К слову, 11 августа агентство Reuters сообщило, что казахстанская национальная компания «КазМунайГаз» ведет переговоры с азербайджанской государственной компанией SOCAR, чтобы с осени отправлять по трубопроводу через Баку в турецкий средиземноморский порт Джейхан около 30 тысяч баррелей в сутки. Агентство отметило также, что еще 3,5 миллиона тонн нефти Казахстан собирается направить в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса. Хотя эти сообщения не были официально подтверждены, однако, не исключено, что такой сценарий возможно рассматривается в политическом истеблишменте Казахстана.   

Как известно, после введения коллективным Западом санкций против России, резко возросло значение Транскаспийского транспортного коридора, который проходит через территории Казахстана и Азербайджана, соединяя Азию и Европу.

Поскольку международные транспортные компании, отказавшись от грузоперевозок через территорию Российской Федерации, отдали предпочтение Транскаспийскому коридору, грузоперевозки по этой транспортной артерии выросли с начала нынешнего года в разы.

С началом военных действий на территории Украины, мировые традиционные маршруты и цепи поставок были нарушены. Санкции, введенные против Российской Федерации, поставили под вопрос энергетическую безопасность Европы. В данной ситуации возрасла роль Казахстана, как одного из потенциальных экспортеров нефти и транзитного игрока для поставок товаров из Китая в Европу в обход России посредством Среднего коридора, который пролегает через Азербайджан.

Ухудшение отношений с Россией

В украинском конфликте Казахстан официально выступил в защиту международного права и признания территориальной целостности Украины. Подтверждением этому являются слова Касым-Жомарт Кемелевича Токаева на Петербургском экономическом форуме 2022, где он заявил, что Казахстан поддерживает международное право и не признает самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР. 

После этого меньше, чем через месяц после ПМЭФ, 6 июля 2022 года Новороссийский Приморский Суд приостановил работу Каспийского Транспортного Консорциума на 30 суток из-за экологических нарушений.

Ранее подобный указ был выдвинут 24 марта, когда деятельность КТК прекратилась на месяц. Тогда экспорт нефти был приостановлен из-за аварии, произошедшей на субъекте. По словам министра энергетики Казахстана потери тогда составили 300-350 тыс.тонн нефти, которые можно компенсировать к концу года.

Для справки: Каспийский Трубопроводный Консорциум - международная компания, занимающаяся транспортировкой нефти, добываемой на казахстанских и российских месторождениях Каспийского бассейна. Построенный в начале 2000 годов, трубопровод длиной 1511 километров берет начало на месторождении Тенгиз, проходит по Атырауской области Республики Казахстан, далее по четырем регионам Российской Федерации - Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Нефтепровод ведет на берег Черного моря, где на Морском терминале под Новороссийском нефть отгружается на танкеры и экспортируется во многие страны мира. В трубопроводную систему Консорциума поставляют нефть такие компании как «Тенгизшевройл", "Эксон Мобил", "Шелл", "ЛУКОЙЛ " и другие. Главными акционерами компании являются Российская Федерация (24%), АО Национальная компания «КазМунайГаз» (19%), американская Chevron (15%).

На сегодняшний день пропускная способность трубопровода КТК составляет 67 (1) миллионов тонн нефти в год. Около 80% казахстанской нефти поставляется в Европу именно по этому маршруту (53 млн. тонн ежегодно). 75% же поставляется непременно в ЕС, который занимает одно из ведущих место среди торговых и инвестиционных партнеров республики.

Таким образом, приостановка деятельности КТК влечет за собой сильнейшие потери для казахстанской экономики. Как отметил в интервью центру STEM казахстанский эксперт Замир Каражанов рассчитывать на КТК Казахстану не приходиться до тех пор, пока ситуация вокруг России не урегулируется.

«В данной ситуации Казахстан вынужден рассматривать любой альтернативный проект, который способен обеспечить выход на внешние рынки. Для этого требуется время и большие вложения, другими словами, Казахстан не сможет в одночасье все поменять и перестроить. Сегодня цена нефти держится на уровне выше 100 долларов, то есть сокращение экспорта будет не так существенно сказываться на экономики Казахстана, поскольку в бюджете закладываются гораздо меньшие цены на нефть. Тем не менее, Казахстан стремится найти и развивать альтернативные маршруты посредством усиления регионального сотрудничество. Об этом Казахстан заявлял на VI Каспийском Саммите и на встрече 5 стран центральноазиатского региона. Сегодня Казахстан пытается нарастить товарооборот между странами региона, рассматривая это как панацею от тех событий, которые происходят в мире. В такую политику, конечно же, включается и Азербайджан, являющийся частью Транскаспийского международного транспортного маршрута, значение которого постепенно возрастает для всего мира.  Президент Касым-Жомарт Токаев также назвал этот маршрут приоритетным направлением для экспорта нефти на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала страны» - отметил Каражанов.

Транспортный коридор из Китая в Европу, который пролегает через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию, запущен в 2017 году. Он не пользовался значительным спросом, поскольку Китай предпочитал поставлять большую долю грузов, перевозимых по железной дороге, через Россию. Но ситуация изменилась после вторжения России в Украину и введения Западом санкций.

Казахстанский эксперт Замир Каражанов прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «Казахский бизнес будет искать альтернативный маршрут и для импорта, и для экспорта. Скорее всего это будет происходить через Кавказ на Турцию и на Европу. В принципе этот процесс уже наблюдается. Постепенно будет расти товарооборот с такими транзитными игроками как Грузия и Азербайджан».

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)  – окно Европу для Центральной Азии

Потенциал ТМТМ задействован не полностью, так как маршрут, пролегающий через Россию, являлся  наиболее выгодным. Однако, в сложившейся геополитической ситуации и в условиях санкций наиболее разумным вариантом является поиски новых, более безопасных и стабильных маршрутов, коим является Транскаспийский маршрут. В настоящее время ведутся работы по расширению свободной экономической зоны бакинского порта Алят, который находится на западной части ТМТМ.

Товары, поступающие из Китая, будут проходить по территории Казахстана, далее посредством Каспийского моря до Баку, откуда их направят в грузинский порт Поти. Из Грузии, в свою очередь, поставки будут осуществляться по Черному морю через турецкие, румынские и болгарские порты в зависимости от направления перевозок. Потенциал этого пути оценивается в 10 млн. метрический тонн (200 тыс. контейнеров).

В этом плане Азербайджан, Казахстан и Грузия намерены развивать этот транспортный маршрут. В рамках этого маршрута все 3 страны намерены установить единые тарифы для внутренних грузоотправителей и упростить работу перевозчиков. Кроме того, развитие Среднего коридора способствует ускорению инвестиционного потока и усилению сотрудничества между странами тюркского мира, в частности Азербайджаном, Турцией и Казахстаном.

Для Казахстана ТМТМ является наиболее оптимальным маршрутом для экспорта энергоресурсов на Запад. Развитие и наращивание потенциала ТМТМ позволит Казахстану экспортировать нефть через Азербайджан в Европу в 3-х направлениях: по железной дороге из Баку до порта Батуми, по трубопроводу Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан. В вопросе развития этого маршрута все упирается в рентабельность, так как железная дорога не самый оптимальный вариант транспортировки нефти, а для морской транспортировки нужно иметь танкерный флот, расширять возможности перевалочных терминалов и портов.

Наиболее оптимальным маршрутом экспорта казахстанской нефти через Азербайджан является Баку-Тбилиси-Джейхан, мощности которого задействованы не полностью. У Казахстана есть возможность повысить экспорт своей нефти по БТД до 20 млн. тонн. За 2021 год по трубопроводу БТД было прокачено лишь 100 тыс. тонн нефти из Казахстана. Однако здесь возникает проблема смешивания тяжелой казахстанской нефти с более легкой и качественной нефтью Azeri Light, который торгуется на 3-4$ дороже марки Brent.

Другими словами, смешивание нефти может понизить стоимость нашей нефти на мировом рынке. Для компенсации потерь возникает необходимость установления более высокого тарифа для казахстанской стороны.

В ходе казахстанско-азербайджанских переговоров президент Ильхам Алиев затронул тему с развитием транспортно-логистической инфраструктуры между двумя странами.

«Конечно, есть большие планы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры... Для создания такой инфраструктуры и в Казахстане, и в Азербайджане были своевременно приняты меры. Сейчас речь идет о соединении грузопотока между нашими странами и повышении его объёма, а также о наращивании транзитного потенциала. Соответствующие органы активно взаимодействуют в этом направлении. Считаю, что Транскаспийский коридор имеет очень большие перспективы и, конечно, Азербайджан и Казахстан играют в реализации этого проекта важную роль», - сказал Идьхам Алиев. 

Тему повышения транзитного потенциала двух стран поднял и президент Казахстана в ходе визита в Баку.

«Азербайджан вызывает особый интерес для Казахстана в плане развития транспортных коридоров, - подчеркнул Токаев. – Безусловно, преимущество тут принадлежит Азербайджану. Здесь есть хорошие перспективы. Я дам поручение правительству и соответствующим структурам тесно взаимодействовать с вашими представителями в плане развития транспортно-логистических связей».

В современных реалиях Казахстан обязан диверсифицировать поставки энергоресурсов. Выпадение России из глобальной системы транспортных связей нужно использовать для усиления транспортно-логистических маршрутов в нескольких направлениях. Во-первых, это ТМТМ с программой ЕС «Глобальные ворота» и с Китайским маршрутом «Один пояс-один путь». Для развития и расширения потенциала этого маршрута Казахстан работает над усилением регионального сотрудничества с такими странами как Азербайджан, Грузия, Турция и страны центрально-азиатского региона. Постепенный рост товарооборота и инвестиционного потока между странами повысит роль Азербайджана и всего региона в обеспечении энергетической безопасности Европы.

Вторым маршрутом, необходимым для повышения транспортной связанности Центральной Азии является Трансафганская железная дорога. В этот проект вовлечены Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Казахстан заявил о готовности участвовать в строительстве этого пути. Третий маршрут – это железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, который имеет стратегическое значение для повышения товарооборота между странами региона, тем самым связывая Север с Югом, Запад с Востоком. Четвертый путь, находящийся на этапе планирования – это маршрут Казахстан-Киргизия-Китай.

Очевидно, что Казахстан будет продвигать в своей энергетической политике развитие этих маршрутов для достижения полной независимости в энергетическом секторе, а отношения с Азербайджном станут основополагающей политикой в новых геополитических условиях.  

Источники:

1. https://www.cpc.ru/ru/operations/Pages/default.aspx

2. https://www.gov.kz/memleket/entities/miid/press/news/details/339072?lang=ru

3. https://www.reuters.com/business/energy/exclusive-kazakhstan-start-oil-sales-via-azeri-pipeline-bypass-russia-2022-08-12/

4.     https://www.kcp.kz/projects/project1