Азербайджано-грузинские приоритеты в новых геополитических условиях

8 октября состоялся рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию. В ходе визита были затронуты темы усиления связанности, в частности посредством развития инфраструктуры срединного коридора, активизации политического диалога, в том числе посредством создания южно-кавказской диалоговой платформы, включающей Азербайджан, Грузию и Армению, продолжение развития двустороннего политического диалога, что важно в условиях когда на обе стороны оказывается определенное давление со стороны Евросоюза.

Говоря о развитии срединного коридора стороны уделили внимание вопросам расширения пропускной способности существующей транспортной инфраструктуры. В частности, речь шла об увеличении пропускной способности железной дороги Баку-Тбилиси-Карс вдвое.

В 2022 году объем грузоперевозок по транскаспийскому транспортному маршруту (ТМТМ) увеличился в 2,5 раза и достиг 1,48 млн тонн. По маршруту было перевезено 33,6 тыс. ДФЭ — это на 33% превышает показатель прошлого года. Экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тыс. тонн. В настоящее время данная тенденция сохраняется и стороны, чтобы сохранить интерес грузоперевозчиков, форсируют работы по увеличению пропускной способности железной дороги, обещая завершить все работы до конца 2024 года.

Кроме того, среди вопросов заслуживающих внимания следует отметить интерес азербайджанской стороны к реализации проекта строительства глубоководного морского порта Анаклия. Президент Азербайджанской республики отметил что в настоящее время Азербайджан располагает своими нефтяным терминалом в Кулеви, который в условиях ожидаемого роста загрузки, азербайджанская сторона намерена расширять. Одновременно участие азербайджанской стороны в реализации проекта Анаклия может стать дополнительным условием для усиления присутствия Азербайджана на Чёрном море.

В июле текущего года президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан купил три больших танкера вместимостью 115 тыс. тонн каждый, которые будут функционировать в Черноморской акватории. И наличие своего портового хозяйства на черноморском побережье позволит Азербайджану более эффективно развивать присутствие черноморском регионе.

Правда, можно предположить, что Тбилиси выступил с просьбой к Баку и азербайджанская сторона эту просьбу в настоящее время изучает.

Среди политических тем заслуживает внимание тема развития двустороннего диалога в условиях очевидной напряженности в отношениях с Евросоюзом как у Тбилиси, так и у Баку. В частности, решение Европарламента обратиться к главам государств ЕС с рекомендацией ввести санкции в отношении Азербайджана, в том числе в энергетической сфере может быть негативно воспринято со стороны Тбилиси, поскольку отражается и на его интересах. В целом, данный подход ведет к ослаблению политического диалога между указанными южно-кавказскими странами с Евросоюзом, а для самого ЕС чреват снижением его влияния в регионе. В этих условиях стороны могли обсудить совместные действия по купированию рисков, исходящих от действий влиятельных политических кругов как в Брюсселе, так и в отдельных государствах-членах.

В этой связи заслуживает внимание предложение по созданию южно-кавказской диалоговой площадки включающей Грузию Азербайджан и Армению, на которой вырабатывались бы решения основанные на интересах государств-участников.

Как известно все три страны входят в число участников программы «Восточное партнерство» и данная инициатива, хорошо вписывается в концепцию европейского соседства. С другой стороны переводит решение внутрирегиональных проблем на собственную почву, без участия внешних акторов. Стороны повторно обратились к Армении с предложением присоединиться к платформе. Грузии данная платформа дает возможность выступать в качестве модератора политического диалога в регионе, что повышает ее роль как в региональных, так и в европейских делах.

Для Баку создание региональной платформы дает возможность окончательно оформить свою роль в качестве регионального лидера. И по территории, и по населению и по экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Грузию и Армению, в целом ряде случае, взятых вместе.

А сейчас мы должны активно работать над мирным договором, который будет подписан между Арменией и Азербайджаном. Если мы этого добьемся, – я надеюсь на это, - то тогда на Южном Кавказе возникнет совершенно новая политическая ситуация. Отметив, что страны Южного Кавказа могут начать сотрудничество в трехстороннем формате, глава азербайджанского государства подчеркнул, что оно может быть очень успешным во многих областях, в том числе в сфере транспорта, энергетической безопасности, торговли, взаимного инвестирования. «Сейчас наступил момент и считаю, что упустить этот шанс было бы большой ошибкой», - сказал президент Азербайджана, фактически обращаясь к Армении.

Армянская сторона на предложения Азербайджана не отреагировала.

 

 

Давление на Сербию и Азербайджан: подчерк тот же
Стратегический тупик: Армения не сможет развивать транспортное сообщение в обход Азербайджана
Практические шаги к новой политической реальности на Южном Кавказе
Азербайджан и Словакия договариваются на перспективу
В центре STEM прошла встреча с аналитиками Польского института международных отношений PİSM
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами