Следуя многолетней установленной традиции первый свой государственный зарубежный визит после избрания президентом, глава азербайджанского государства совершает в Турецкую Республику. В свою очередь президент Турции первый официальный визит совершает на Северный Кипр, а второй – в Азербайджан.
Не стал исключением и государственный визит в Турцию президента Ильхама Алиева 19 февраля.
Судя по характеру подписанных соглашений и произнесенных заявлений визит предусматривал определение перспектив двустороннего диалога на ближайший период, среди которых сотрудничество в области безопасности, экономики и гуманитарное взаимодействие выделяются особо.
Выступая после проведенных встреч с президентом Турции Р.Т. Эрдоганом президент Азербайджана И. Алиев заявил, что антитеррористические мероприятия проведенные осенью 2023 года показали, что модель турецкой армии в Азербайджане полностью утвердилась
«Важным направлением нашего сотрудничества является взаимодействие в военной сфере. Наши армии означают единый кулак»- заявил глава азербайджанского государства.
Он также отметил что турецко-азербайджанская спайка представляет собой фактор для региональной и Евразийской политики. Он отметил что решимость Турции поддержать Азербайджан в 44-дневной войне предотвратило вмешательство влиятельных внешних сил в конфликт, что само по себе является яркой демонстрацией актуальности и эффективности двустороннего альянса. А Шушинская декларация является цементирующей основой для укрепления Азербайджано-Турецкого союза.
Под определение текущего характера политического взаимодействия двух стран наиболее точно подходит слово «союз». С этой точки зрения, укрепление союзнического аспекта двустороннего взаимодействия становится ключевым моментом в текущей повестке.
Неслучайно проблематике безопасности стороны отводят так много места. В ходе встречи была подчеркнута значимость углубления кооперации в сфере оборонной промышленности. В средне и долгосрочной перспективе это поможет снизить зависимость стран от внешних источников оружия. Особенно в нынешней ситуации, когда в результате происходящих масштабных конфликтов, ведущие производители оружия заняты пополнением собственной ресурсной базы.
Стороны уделяют особое внимание созданию совместных платформ по выпуску высокотехнологичных видов военной продукции. В частности БПЛА, где в качестве ведущей организации выступает Baykar Holding. Отмечена роль в этом процессе учебного, образовательного и сервисного центра Baykar Holding в Азербайджане, работа над созданием которого идет полным ходом.
Стороны отмечают необходимость унификации стандартов национальных вооружённых сил, а также повышения качества координации взаимодействия двух армий. При этом по словам президента Азербайджана, вторая Карабахская война и проведенные нами пять месяцев назад антитеррористические мероприятия еще раз показали, что модель турецкой армии в Азербайджане полностью утвердилась.
Стороны предметно рассматривают также возможности по активизации торгово-экономического сотрудничества и постепенными шагами продвигаются к формированию общего рынка товаров и услуг. Этому будет способствовать «Соглашение об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении уклонения от уплаты налогов», которое было подписано во время визита. Стороны констатировали высокую динамику в торговле, указывая, что взаимный торговый оборот увеличился более чем на 16 процентов по сравнению с предыдущим годом и достиг 7,5 миллиарда долларов. При этом стороны ставят цель удвоить этот показатель до 15 миллиардов долларов в обозримом будущем.
Следует отметить, что значительное место в двусторонней торговле по =прежнему занимают энергоносители. В частности, объем продаваемого Турции газа увеличивается с каждым годом. По словам Ильхама Алиева в 2023 году из Азербайджана в Турцию было экспортировано 9 миллиардов кубометров природного газа. Ожидается, что в текущем году этот объем вырастет на порядок. В то же время стороны рассчитывают диверсифицировать номенклатуру взаимной торговли, а также повысить уровень инвестиционного сотрудничества.
Что касается энергетического сотрудничества, то традиционное нефтегазовое направление дополняется сегодня электроэнергетическим. Азербайджан и Турция становятся энергетическим хабом, возможности которого они стараются трансформировать не только в финансовый, но и в политический капитал.
Стороны отмечают необходимость налаживания эффективного транспортного сообщения между Турцией и Азербайджаном, что является условием и для развития взаимной торговли и для повышения транспортно-транзитного потенциала двух стран. По словам президента Р.Т. Эрдогана: «Такие процессы, как пандемия коронавируса и война в Украине, еще раз продемонстрировали, что Средний коридор является надежным маршрутом. Открытая в 2017 году железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс стала стратегическим этапом реализации Среднего коридора. Завершение в кратчайшие сроки работ на этой линии и полное приведение ее в рабочее состояние служат нашим общим интересам, поскольку из-за незапланированного закрытия, вызванного ремонтными работами, грузоперевозчики оказались в сложном положении. Кроме того, закрытая на протяжении длительного времени линия утрачивает свою привлекательность на международном уровне. Важно также в кратчайший срок открыть транзитные сухопутные перевозки».
Турецкая сторона таким образом, рассчитывает на то, что работы ведущиеся на грузинском участке БТК, осуществляемые при поддержке азербайджанской стороны, в ближайшем времени завершатся. И вместе с тем будут решены все сопутствующие вопросы, по повышению эффективности этой важнейшей транспортной артерии.
Кроме того? в ближайшие годы приоритетным остается строительство железной дороги Карс-Игддыр и Игдыр-Нахчыван, которая впоследствии будет связана с системой Зангезурского транспортного коридора.
Соглашение по созданию Турецко-Азербайджанского Университета, подписанное во время визита, поднимает двусторонние отношения в области науки и технологий на новый уровень и призвано восполнить пробел в нехватке кадров в различных специальностях, спрос на которых растет и в Турции и в Азербайджане. Формируется общий рынок труда в области инженерии и технологий, в первую очередь, здравоохранения.
Здание турецко-азербайджанского университета будет располагаться в Баку. При этом, речь не идет о классической университетской модели. В университете будет налажен процесс совместного обучения. Процесс совместного обучения будут вести преподаватели из Турции и Азербайджана, а языками обучения будут азербайджанский, турецкий и английский.
Отдельное место в повестке двустороннего диалога было отведено вопросам тюркского взаимодействия. По мнению президента Ильхама Алиева объединение тюркского мира, единение народов, имеющих общие корни, будут способствовать усилению каждого члена Организации тюркских государств (ОТГ).
Важной вехой на пути к этому может стать неформальный саммит Организации тюркских государств, который должен пройти в июле этого года в Шуше. Впервые главы тюркских стран приедут на освобожденные территории Азербайджана в нагорную часть Карабаха, что станет еще одним символом того, что территории, перешедшие под контроль Азербайджана являются его законной составной частью. По приглашению президента Азербайджана, по всей видимости по предложению турецкой стороны, на нем будет участвовать и лидер Турецкой Республики Северного Кипра.
Как известно, Азербайджан и Турция являются условным западным звеном тюркской интеграции, тогда как тюркские страны Центральной Азии вместе формируют его восточное ядро. Преимущество Азербайджана заключается в том, что с некоторых пор он активным образом взаимодействует со странами центрально-азиатского региона, являясь участником региональных процессов. Это создает преимущество для Баку, одинаково активно взаимодействующего в рамках стразу двух полюсов интеграционных процессов, происходящих в тюркской географии.
Между тем, Турция стремится привлечь Азербайджан и в те региональные форматы, в которых Анкара претендует на лидерские позиции. В частности, речь идет о формате в D8 - международной организации по развитию экономического сотрудничества между Бангладеш, Египтом, Нигерией, Индонезией, Ираном, Малайзией, Пакистаном и Турцией.
«Я выдвинул инициативы в этом направлении среди членов D8 во главе с Египтом, у которого есть некоторые колебания, и мы продолжим это делать» - заявил глава турецкого государства на встрече со своим азербайджанским коллегой.
По-видимому для Египта важно, чтобы страна-член организации обладала характеристиками средней державы (размер территории, численность населения. Экономический потенциал). В то же время в Анкаре дают понять, что по своему весу в регионе и экономическому потенциалу Азербайджан не уступает участникам D8, а по ППС на душу населения даже ощутимо превосходит некоторые из членов организации.
Так или иначе, выстраивая повестку двусторонних отношений стороны также стремятся участвовать в формировании региональной политики с учетом складывающейся динамики, а также собственных долгосрочных приоритетов.