Баку и Анкара сверяют часы по вопросу урегулирования отношений с Арменией

27 августа министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов находился с визитом в Анкаре, где встречался со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом.

Одними из основных тем были темы армяно-азербайджанской нормализации, укрепления регионального сотрудничества, диалога в рамках Организации Тюркских Государств (ОТГ).

Не исключается, что стороны также коснулись темы турецко-армянской нормализации и перспектив разблокирования региональных коммуникаций в свете реализации концепции Зангезурского коридора.

Как известно, не так давно между Анкарой и Ереваном возобновился прямой диалог по нормализации отношений. Он предусматривает также разблокировку транспортного сообщения между Турцией и Арменией. Визит Байрамова в Турцию - это первый визит после встречи спецпредставителей глав Армении и Турции на границе.

Ранее в июле, выражая свое отношение к результатам переговоров между главами МИД Армении и Азербайджана в Вшингтоне, президент Турции Р.Т. Эрдоган выразил надежду, что в скором времени между Азербайджаном и Арменией будет установлен прочный мир. И в этом контексте он напомнил о перспективах открытия Зангезурского коридора.

«Зангезурский коридор является стратегическим и принесет выгоду всем сторонам: Азербайджану, Армении и Ирану. Как только коридор будет задействован, всем станет легче»- сказал турецкий лидер.

А поскольку процесс нормализации с Арменией идет с двух сторон, как со стороны Азербайджана, так и со стороны Турции, стороны стремятся достичь предметных договоренностей с Ереваном по этой чувствительной теме. Поездка Джейхуна Байрамова в Анкару, если ее рассматривать в данном контексте, могла преследовать также цель согласовать общие подходы и синхронизировать позиции в диалоге с Ереваном по проблематике разблокировки коммуникаций. В данном вопросе позиции Анкары и Баку совпадают.

По некоторым оценкам, турецкая сторона предложила свой подход, заключающийся в том, что на начальном этапе Турция открывает границы с Арменией, что способствует вовлечению последней в орбиту экономических интересов Анкары, а на втором этапе открываются и границы Армении с Азербайджаном, что способствует созданию непрерывного транспортного сообщения между странами. Выдвигались предположения что такой поход не только поддерживает, но и продвигает Вашингтон и западные страны в целом.

Однако, в последующем на официальном уровне турецкая сторона опровергла возможность такого варианта, сообщив что не будет предпринимать шагов, без согласования с официальным Баку. 

Примечательно, что всего через десять дней после своего официального визита в Азербайджан, президент России Владимир Путин позвонил своему азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву и также обсудил дальнейшую судьбу Зангезурского коридора. Россия в данном случае обеспокоена не только позицией Армении, уклоняющейся от выполнения 9 пункта ТСЗ от 10 ноября 2020 года, но и  позицией Ирана, настоятельно советующего Еревану не открывать коммуникации между западными регионами Азербайджана и Нахчыванской автономией Азербайджана, как того требуют условия ТСЗ.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выступая на брифинге 28 августа, комментируя тему Зангезурского коридора и позиции Ирана по этому поводу, заявила что стороны, подписавшие трехстороннее заявление должны придерживаться взятых на себя обязательств.

По ее словам, в Москве исходят из того, что соответствующие договоренности будут реализованы по обоюдному согласию сторон и на взаимоприемлемых условиях, таким образом, чтобы это отвечало интересам как Армении и Азербайджана, так и стран-соседей по региону: России, Ирана и Турции. Т.е., российская сторона обратила внимание Тегерана на то, что Армения уже согласилась с условиями разблокирования коммуникаций и теперь должна их соблюдать. А советы Ирана не только неуместны, но и вредны, поскольку направленны на срыв договоренностей.

Захарова подчеркнула, что все вопросы, в соответствии с договоренностями, рассматриваются в рамках трехсторонней комиссии по разблокированию коммуникаций под совместным председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении.

Известно, что комиссия давно не собирается и вопросы. Стоящие на повестке, не обсуждаются, в то же время Москва продолжает настаивать на том, что этот формат продолжает сохранять свою актуальность. Официальный Баку не возражает против возобновления его работы. Противится лишь Ереван.

Примечательно, что по возвращении из поездки в Баку президент России Владимир Путин позвонил премьер-министру Армении Николу Пашиняну. В ходе телефонного разговора российский лидер мог предложить Армении возобновить участие в переговорах по разблокированию. Возможно, уже после телефонной беседы с президентом Ильхамом Алиевым все стороны сошлись на необходимости возобновления деятельности трехсторонней комиссии. По крайней мере уверенный тон Марии Захаровой о том, что комиссия работает, после всех вышеперечисленных телефонных звонков, может свидетельствовать о наличии подобной договоренности.

Азербайджано-турецкие согласования на уровне МИД можно считать частью общего процесса по достижению объемлющих договоренностей, устраивающих все заинтересованные стороны.

Особое беспокойство вызывает у азербайджанской стороны усиленное вооружение Армении со стороны внерегиональных игроков и Ирана. По всей видимости эта тема также стала темой предметного обсуждения. И хотя публичной реакции главы турецкого МИД по данному вопросу не последовало, можно предполагать что стороны могли согласовать общие подходы и по этой теме. Так или иначе, поскольку стороны изначально договорились выступать со схожих позиций по всем вопросам, нельзя сомневаться что и в вопросе противодействия тенденции перевооружение Армении у Турции и Азербайджана может иметься общий план действий.

 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами