10 декабря состоялся рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Сербию для участия в торжественном открытии интерконнектора Сербия-Болгария. Пропускная способность газопровода на сербской стороне составляет 1,8 млрд. кубометра в год, что обеспечивает 60 % годовых потребностей страны. Еврокомиссия выделила на строительство интерконнектора 49,6 миллиона евро (53,37 миллиона долларов), что является условием сокращения зависимости Белграда от поставок российского газа из Балканского потока.

С введением в строй интерконнектора Сербия становится еще одной Балканской страной, которая присоединяется к поставкам газа из Южного Газового Коридора.

По мнению сербских официальных лиц в перспективе страна может исполнять роль транзитной страны для дальнейших поставок азербайджанского газа в страны Центральной Европы. В то же время, это скорее заявка на более отделенную перспективу, поскольку с вводом в строй газопровода BRUA эту роль может исполнять Венгрия.

В этой связи нельзя не вспомнить недавний инцидент, который мог быть причиной существенной напряженности в отношениях между государствами региона. Дело в том, что в середине октября болгарский парламент ввел налог в размере 10,2 евро за МВт·ч за транзит российского газа по трубопроводу «Турецкий поток», который поставляется в Сербию и Венгрию.

В качестве реакции на этот шаг Белград и Будапешт выступили даже  с совместным заявлением, в котором отмечалось, что действия Болгарии являются враждебными по отношению к Сербии и Венгрии и угрожают безопасности энергоснабжения этих стран.

В то же время открытие интерконнектора Сербия -Болгария позволило устранить напряженность в отношениях между Белградом и Софией. А контакты премьер-министра Венгрии Виктора Орбана с экс-премьером Болгарии Бойко Борисовым, который ранее пригрозил правительству досрочными выборами, и настоял на отмене налога за транзит российского газа, привели к тому что болгарское правительство вынуждено было отменить прежнее решение.

Так или иначе, открытие нового интерконнектора и отмена налога за транзит российского газа позволили Болгарии сохранить свое реноме стабильного транзитера газа. В частности, в новых условиях София стала выступать в качестве своеобразных ворот для азербайджанского газа в Европу, выступая в качестве как потребителя, так и транзитной страны.

В этой связи отношения между Баку и Софией также приобретают все более стратегический характер.

А поскольку Болгария является также первым в Европе получателем азербайджанской электроэнергии то в перспективе она становится также важным энергетическим узлом по доставке азербайджанской зеленой энергии в страны Балканского полуострова и в Центральную Европу наряду с планируемым «Зеленым коридором» по дну Черного моря в Румынию, и далее в Венгрию.

Тема развития энергетического сотрудничества между Азербайджаном и странами балканского полуострова нашла продолжение во время встречи глав МИД Азербайджана и Греции на полях совещания руководителей внешнеполитических ведомств стран «Восточного партнерства» в Брюсселе 11 декабря.

Стороны отметили центральное значение энергетического сотрудничества в двусторонних отношениях и подтвердили, что роль Баку в качестве надежного и стратегического партнера Европы в области энергетической безопасности, отметив исключительное значение Южного газового коридора, Транс-Адриатического трубопровода (ТАР), а также газового интерконнектора Греция-Болгария.

По сути именно греческий участок ТАР становится платформой для реализации всех поставок азербайджанского газа на Балканы, что значительно повышает значение Греции для решения проблематики европейской энергетической безопасности. Недавняя нормализация турецко-греческих отношений дополнительно будет способствовать укреплению энергетического партнёрства между Азербайджаном Турцией и Грецией.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами