BP намерена инвестировать в "зеленое" будущее Карабаха - интервью с вице-президентом компании Бахтияром Асланбейли

Энергетическая безопасность – один из важнейших элементов государственного развития. Дефицит в обеспечении потребностей в энергии означает спад темпов развития экономики. Осознавая важность энергоресурсов в современном мире, Азербайджан на протяжении тридцати лет использовал нефть и газ как средство в достижении политического, экономического и социального развития. Спустя тридцать лет страна создала развитую энергетическую инфраструктуру. Сегодня Азербайджан является важным элементом энергетической безопасности не только региональных соседей, но и крупнейшего рынка Евразии – Европейского Союза. На протяжении всех этих лет основным коммерческим партнером страны выступала британская транснациональная нефтегазовая компания - British Petroleum. В интервью аналитическому агентству STEM вице-президент BP по коммуникациям и внешним связям в Каспийском регионе Бахтияр Асланбейли подвел итоги проделанных масштабных работ и озвучил стратегию по дальнейшему развитию региональной энергетической сети.

Дальнейшее освоение месторождений в Каспии, анализ новых перспективных блоков, наращивание объемов экспорта и поддержка плавного перехода государственной энергетической сети с нефти и газа на возобновляемые источники энергии – вот основные направления азербайджанской энергетической стратегии в среднесрочной перспективе и BP готова подержать Азербайджана в новых масштабных целях. 

В 2021 году Азербайджан в партнерстве с BP продолжил работы по освоению недр Каспия. Могли бы вы подробнее рассказать об этих проектах? 

В течении прошлого года основной упор делался на определении потенциала открытых ранее месторождений и развитии инфраструктуры на уже активно эксплуатируемых блоках. На протяжении последних двадцати лет в южном акватории Каспия, на группе шельфовых нефтегазоконденсатных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли функционирует шесть платформ. Для обеспечения стабильности добычи было принято решение о строительстве 7-ой платформы - Центрально-Восточной Азери. В прошлом году были проведены масштабные работы в этом направлении. По нашим расчетам, все временные рамки будут соблюдены. Работы по строительству новой платформы будут завершены уже к концу текущего года. В 2023 году мы планируем начать эксплуатацию Центрально-Восточный Азери – стратегически важный инфраструктурный объект. Мы очень надеемся, что эта платформа стабилизирует объем добычи с месторождения АЧГ и увеличит эксплуатационный период шельфовых месторождений.
Параллельно мы провели разведывательные работы на перспективных месторождениях с целью определения более точных объемов энергоресурсов скрытых в их недрах. Так на блоке Шафаг-Асиман мы пробурили разведочные скважины и выявили первые залежи газо-конденсата. Сейчас мы на стадии интерпретации и анализа полученных данных. Надеемся, что к концу текущего года будет принято решение о дальнейших работах на Шафаг-Асиман. 
 

Может быть принято решение о приостановке работ на перспективной структуре Шафаг-Асиман?
Нет. В зависимости от итоговых данных будет принято решение: продолжить работы по утвержденному курсу или же  делать определенные корректировки в стратегии. 
Проект разработки мелководья Апшеронского полуострова -  SWAP. Какие работы в этом направлении планируется осуществить? 
В августе 2021 года мы начали бурение первой разведывательной скважины в северном направлении. А 11 декабря мы начали бурить разведывательную скважину уже в районе Биби Эйбат. Бурение первой скважины завершено. Бурение второй скважины продолжается. Мы даже можем увидеть этот процесс с бакинского бульвара. Работы в этом направлении продлятся еще четыре месяца. Данные с этих скважин откроют нам более полную картину данного участка. На основе полученной информации будет принято окончательное решение о старте бурения эксплуатационной скважины. В 2022 году также планируется старт бурения третьей разведывательной скважины на мелководье Апшеронского полуострова. 

Шах-Дениз – еще одно месторождение в азербайджанском секторе Каспия с гигантскими объемами природного газа. В прошлом году мы отметили юбилей – 25-летие со дня подписания соглашения по данному проекту. Могли бы вы подвести итог разработки газоконденсатного месторождения? 

Вы верно отметили, что Шах-Дениз является очень важным, гигантским проектом. И это проект полностью оправдавший себя. Шах-Дениз открыл новую страницу в государственной энергетической стратегии. Первичные запасы месторождения оцениваются примерно в один триллион кубометров природного газа и примерно в два миллиарда баррелей конденсата. Как я и сказал – огромное месторождение. В 110 летней истории BP Шах-Дениз является самым крупным газовым активом. Я хочу сказать, что месторождение является крупным не только по меркам одной страны, а в мировом масштабе.

Помимо этого Шах-Дениз открыл для Азербайджана один из крупнейших импортных рынков мира – Европу, превратив страну не только в нефтяного экспортера, но и газового.

 

Сегодня Азербайджан обеспечивает энергетическую безопасность Европейского союза посредством диверсификации источников и путей доставки голубого топлива. В современном мире это важнейший элемент государственного развития. 

Реализуемые Азербайджаном проекты перекроили энергетическую карту Евразии, превратили Турцию в межрегиональный энергетический хаб. Как бы вы охарактеризовали влияние энергетической артерии Южный газовый коридор на регион? 

В 2013 году, когда было принято окончательное инвестиционное решение по проекту строительства Южного Газового Коридора в мировом сообществе царил скептический настрой. Озвучивались крайне осторожные прогнозы, пессимистические анализы проекта.

Мировое сообщество не могло поверить, что Азербайджан способен завершить столь гигантский проект до конца. Но уже с высоты сегодняшнего дня мы гордо говорим - данный проект не просто был завершен, он еще удачно эксплуатируется уже год.

То есть экспорт газа продолжается. Второй этап разработки Шах-Дениз или проект "Полного Освоения Месторождения" даже опережает некоторые планы. За прошлый год нам удалось добыть газа больше, чем предполагалось. Экспорт газа, как в соседние страны региона – Турцию, Грузию, так и в Европу успешно продолжается. Но нельзя говорить, что Азербайджан играет важную роль в формировании газового баланса всего Европейского Союза. При этом, наш экспортный потенциал играет ключевую роль в газовом балансе определенных стран ЕС. 

Вы фактически сейчас подвели итог работ, которые проводились на протяжении многих лет. Но что о перспективах? Шах-Дениз и Южный газовый коридор - важные мегапроекты. Но это, своего рода, фундамент энергетической инфраструктуры региона. Какие перспективы сегодня вы видите? 

Перспективы Южного газового коридора напрямую связанны с реализацией газового потенциала месторождения Шах-Дениз. Но в перспективе по ЮГК можно транспортировать голубое топливо и с других месторождений Каспия. Помимо этого, согласно нашим прогнозам, в будущем Азербайджан может превратиться в транзитную страну, и по ЮГК будет транспортироваться газ из третьих стран. Но для этого эти государства должны будут соблюдать определенные коммерческие, экономические, политические рамки. Когда мы говорим о долгосрочной перспективе, речь также идет и о транспортировке водорода посредством Южного газового коридора. Но в стратегии на краткосрочный и среднесрочный период транспортировка азербайджанского газа и голубого топлива из третьих стран в приоритете. 

Почему для вас водород это далекое будущее? 

Транспортировка водорода по ЮГК это теоретический разговор. Необходимо детально изучать возможности водорода, как энергоресурса, возможности транспортировки водорода. Необходимо также изучать технические и инженерные возможности нашей трубопроводной экспортной системы. После чего прийти к какому то общему знаменателю. То есть мы не исключаем возможность экспорта данного сырья и не ставим под сомнение потенциал созданной инфраструктуры. Но на данном этапе, говорить о каких то объемах, каком то процентном соотношении пока рано. Необходимо более детальное изучение вопроса с теоретической и практической точки зрения. 

Если говорить о глобальной стратегии BP -  британская компания заявила о намерении изменить свою стратегию развития на среднесрочный период. Акцент будет смещаться с нефтегазового рынка на возобновляемые источники энергии. Речь идет о трансформации или диверсификации инвестиционного портфеля? 

Компания приняла стратегию о трансформации из международной нефтяной компании в международную энергетическую компанию. То есть если раньше мы представляли рынку только нефтегазовые ресурсы с разных источников, то отныне мы намерены трансформировать компанию, чтобы параллельно, не взамен, а параллельно нефтегазовым ресурсам, также представить определенные интегрированные решения в области энергетики. Это будут новые объемы по возобновляемым источникам. Это могут быть определенные интегрированные решения в области энергетики, такие как искусственный интеллект, машиностроение и так далее. То есть в сфере энергетики развивается определенно новое направление которое будет паралелльно с нефтегазовыми ресурсами также отвечать требованиям динамично меняющегося мира, его энергетического рынка. Воплощение данной стратегии позволит компании сохранить свою актуальность в новых реалиях, и продолжить развиваться в последующие 30-50 лет. 

Азербайджан также намерен диверсифицировать свой внутреннюю энергетическую инфраструктуру. На внутреннем рынке акцент планируется сместить на возобновляемые источники энергии. Заинтересована ли BP стать партнером Азербайджана в данном процессе? 

Стратегия страны в отношении возобновляемых источников и возобновляемого перехода вполне соответствует стратегии компании BP. В этой связи мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с министерством энергетики. Мы размышляем над возможностью объединить усилия и начать разработку определенных проектов в сфере возобновляемой энергетики. Как вы знаете, в прошлом году мы подписали меморандум о взаимопонимании с Минэнерго Азербайджана, а также отдельное соглашение о сотрудничестве в данном направлении.

Основная цель - строительство станции по возобновляемой энергетики на освобожденных от оккупации территориях. В частности Джабраильском и Зангиланском районах. В основном рассматриваются технические и коммерческие вопросы.

Мы очень наедаемся, что в скором времени эти переговоры закончатся и в течении 2022 года мы уже сможем объявить о подписании финального, окончательного инвестиционного документа. Когда мы говорим о направлениях «зеленой» энергетики, в которых BP может оказать Азербайджану поддержку, то мы говорим о солнечной, ветряной и атомной энергетике. Меморандум о взаимопонимании, который был подписан с министерством энергетике как раз подразумевает обменом опыта, экспертным мнением в этом направлении. Мы обсуждаем возможности, направления в которых мы можем предоставить свои услуги. Наше многолетнее успешное, плодотворное, взаимовыгодное, доверительное сотрудничество с Азербайджаном – это основа для будущих достижений. Мы готовы начать новую главу наших взаимоотношений. 

Азербайджан и Словакия договариваются на перспективу
В центре STEM прошла встреча с аналитиками Польского института международных отношений PİSM
Гянджа, Гаджикабул, Габала: развитие регионов как прерогатива социально-экономической политики
Брюссельские мечты Никола Пашиняна и сложности региональной политики
«Грузинская мечта» и грузинская реальность
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами