Что имели в виду Путин и Си Цзиньпин, говоря о "международных отношениях, вступающих в новую эпоху"?

Конфликт с Западом, тлеющий из-за Украины может подтолкнуть Россию к еще большим объятиям Китая. Хотя, обе страны избегают союзов, председатель КНР Си Цзиньпин недавно заявил, что «отношения даже превосходят союз по своей близости и эффективности». И Россия, и Китай не хотели мириться с реальностью новой холодной войны или обострением враждебности с Западом, но нет сомнений в том, что эта реальность укрепила  отношения между Москвой и Пекином. Однако, отношения между странами выиграли во многом от личного взаимопонимания между лидерами двух стран. Президент России Владимир Путин в своих интервью называет Си Цзиньпина «очень надежным партнером», отмечая, что его китайский коллега «вероятно, единственный мировой лидер, с которым он праздновал один из своих дней рождения». Си Цзиньпин в свою очередь, называет Путина «своим лучшим и близким другом».

Тем не менее, российско-китайские отношения в свете напряженной геополитической обстановки и последнего визита Владимира Путина в Китай в начале февраля вступили в новую эпоху глобальных преобразований. С точки зрения сухой статистики во время визита Путина в Пекин произошла встреча с Председателем Си Цзиньпинем, одно совместное политическое заявление и 16 договоров и соглашений в различных сферах.

 

Достатчоно только посмотреть на характер и название совместного заявления лидеров двух стран, чтобы понять чем будут заниматься Москва и Пекин в новой глобальной повестке - "Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии". По сути, это заявление определяет новый геополитический блок, который намерен не только позиционировать себя противовес западу, но и является вызовом однополярному миру, установленному коллективном Западом на протяжении десятилетий.

В совместном заявлении конкретизируется содержание общей российско-китайской позиции по международным отношениям и глобальному развитию. В определенной степени его можно рассматривать как посыл странам Запада, указывающиий на критически важные, по мнению Москвы и Пекина, аспекты международной политики. В частности, в документе вновь было подчеркнуто, что Россия и Китай будут противостоять вмешательству внешних сил во внутренние дела суверенных стран под любым предлогом. 

Так, в заявлении, Москва напомнила, что Тайвань - часть Китая,  и что «выступает против ее независимости в какой бы то ни было форме»,  а Пекин поддержал Путина в его претензиях к расширению НАТО на восток. 

Россия и Китай договрились об укреплении энергетического сотрудничества. Отметим, что Россия поставила в Китай рекордный объем энергоресурсов со времени запуска газопровода «Сила Сибири» - свыше 15 млрд куб. м газа. Кроме того, участники встречи обсудили условия строительства транзитного газопровода по территории Монголии из России в Китай («Сила Сибири - 2»), однако в список документов, принятых в рамках визита, вошел только договор Газпрома и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) о ежегодных поставках 10 млрд куб. м российского газа в Китай по «дальневосточному» маршруту («Сила Сибири - 3»). 

В каком-то смысле старт строительства этого маршрута стал сюрпризом даже для экспертов отрасли, поскольку в последнее время активно и на публичном уровне шла проработка маршрута «Сила Сибири-2». Строительство этого газопровода должно начаться уже в ближайшее время. Суммарная мощность трех трубопроводных маршрутов (с уже работающим «Сила Сибири-1») достигает 88 млрд кубометров. Китай заинтересован в получении долгосрочного доступа к газовым ресурсам, так как на фоне напряженных отношений с Австралией,  из-за вовлечения последней в новый антикитайский союз AUKUS, австралийцы больше не воспринимаются Поднебесной как надежный поставщик энергетических ресурсов. 

Стороны также договорились о поставках 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет для нефтеперерабатывающих заводов на северо-западе Китая и подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в сфере низкоуглеродного развития. Это позволит России уже в ближайшее время занять позицию крупнейшего поставщика нефти в Китай, опередив нынешнего лидера на китайском направлении Саудовскую Аравию. Стоит отметить, что в 2021 г. Китай уже закупал около 80 млн т нефти. 

 Кроме того, Роснефть заключила с Huawei Соглашение о сотрудничестве в области информатизации и цифровизации на период до 2027 г.  

Нужно отметить, с 2021 г. Россия и Китай совместно реализуют ряд крупных проектов, среди которых строительство Амурского газохимического комбината на Дальнем Востоке. Китайская сторона присоединились к реализации масштабного проекта в российском Заполярье «Арктик СПГ-2», а также к созданию крупнейшего в мире газохимического комбината в Усть-Луге. 

На встрече лидеров двух стран также было отмечено, что товарооборот России и КНР по итогам 2021 г. вырос на треть и достиг нового максимума - 140 млрд долл., при этом стороны подтвердили намерение планомерно продвигаться к установленной главами государств цели - 200 млрд долл.

Однако, достаточно ли прочны эти отношения несмотря на крупные совместные проекты между Москвой и Пекином? Хотя,отношения между Россией и Китаем выиграли от близких отношений между Путиным и Си, они начались задолго до этого и имеют традиции со времен лидеров Советского Союза. Начавшись в последние годы пребывания Леонида Брежнева у власти, эти отношения были приоритетом и во время правления Горбачева. В 1986 году Горбачев впервые предложил идею разворота на Азию и считал приоритетом нормализацию отношений с Китаем. За несколько дней до ухода Горбачева с поста президента Советского Союза в конце 1991 года заместители министров иностранных дел двух стран провели переговоры о новых отношениях между Россией и Китаем. За год до этого, столкнувшись с новым однополярным миром и необходимостью экономического развития, бывший китайский лидер Дэн Сяопин уже решил, что «какие бы перемены ни произошли в Советском Союзе, Пекин должен спокойно развивать с ним отношения, в том числе и политические».

Улучшение отношений продолжились и в дальнейшем в независимой России.  В декабре 1992 года Борис Ельцин отправился в Китай и подписал декларацию, в которой Россия и Китай называли себя «дружественные государства», которые будут «развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества». По словам китайского эксперта по России Ли Цзинцзе, все больше разочаровываясь в роли, отводимой России в новом однополярном мире, возглавляемом США, Ельцин начал понимать, что России необходимо развивать «добрососедские и дружеские отношения между Россией и Китаем». 

В 1995 г. Китай стал для России «страной первостепенной важности». Тогда Ельцин сказал: «Отношения с Китаем чрезвычайно важны для нас с точки зрения мировой политики. Мы можем опереться на Китай в отношениях с Западом. Тогда Запад будет относиться к России с большим уважением».

В апреле 1997 года, Ельцин и тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь подписали «Совместную российско-китайскую декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка». Эта стало серьезным вызовом планам США в отношении международного порядка после окончания холодной войны.

В зарождающейся в новой конфигурации мировой политики после завершения «холодной войны» обе страны были готовы к сдвигу в сторону многополярности. Известный китайский аналитик Си Лайван описал отношения между странами по концепции три «нельзя» и три «должно»: «не вступать в союз, не противостоять друг другу, не предпринимать действий против третьей стороны» и «Будьте хорошими соседями, хорошими партнерами и хорошими друзьями».

Цзян Цзэминь называл российско-китайские отношения «международными отношениями нового типа». Появление Путина укрепили эти отношения. У Китая всегда были некоторые опасения по поводу Бориса Ельцина из-за нестабильности его политики и даже его личного поведения. Однако, приход Путина стабилизировал фундамент отношений между странами. В 2001 году Россия и Китай сделали свои отношения официальными и подписали "Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве", придав юридическую форму многим документам, которые они подписали за десятилетие до Путина. Из этой долгой истории развития российско-китайских отношений следует, что эти отношения строятся не только на условиях, возникших после кризиса на Украине в 2014 году, но и общих взглядах на понимание международной системы. По фундаментальным вопросам мировой политики позиции двух стран удивительно схожи. После того, как Владимир Путин возглавил Россию, он в одном из своих выступлений заявил: «Китай и Российская Федерация разделяют позиции по широкому кругу международных вопросов и придерживаются схожих принципов. Имею в виду, прежде всего, нашу цель сохранения и укрепления многополярного мира».

Вместе с тем, в Пекине также пришли к выводу, что Россия может стать партнером в борьбе против однополярного мира, к достижению которого стремился Вашингтон. К 2007 году Пекину уже было ясно, что Китай и Россия придерживаются общих позиций по таким важным вопросам, как работа по созданию многополярного мира. Несмотря на то, что отношения между странами достигли небывалого уровня, они не превратились в союз.
Тем не менее, в военном отношении они граничат с уровнем квазисоюза. Так, в октябре прошлого года Россия и Китай провели недельное совместное военно-морское патрулирование - это были первые подобные учения в западной части Тихого океана. Пять российских и пять китайских военных кораблей прошли через международные воды пролива Цугару, отделяющего главный остров Японии от ее северного острова Хоккайдо. Официально учения проводились для «поддержания мира истабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», однако очевидно это было демонстрация силы усиливающемуся в регионе Западному блоку и Японии. 

Но, хотя отношения, которые сложились между двумя странами, чрезвычайно тесные, они не лишены проблем. Китай хоть и обвиняет США в посягательствах и вмешательстве во внутренние дела суверенных стран, в частности в кризисе на Украине, однако Пекин не согласен с аннексией Крыма Россией. В некоторых кругах российского истеблишмента есть опасения относительно потенциальной экономической зависимости России от Китая.  На зауральской части России на Китай давно смотрят как на старшего брата. Мощь и богатство поднебесной выглядит притягательной альтернативой для бедного Дальнего Востока и промышленно отстающей Сибири.

Очевидно, что существующая в российской власти «группа прокитайских лоббистов», проблемы с Западом весьма удачно оборачивает в сотрудничество на восточном направлении. Даже не смотря на то, что часть из них не так уж выгодна России (как прекращение поставок российской рыбы в Китай из-за конфликта по квотам на вылов), диверсификация экономики позволяет создать ощущение, что в случае ухудшения отношений с Западом, Россия полностью обернется в сторону Китая. Вместе с тем, не все разделяют в России оптимизма по поводу дальнейшего укрепления отношений с Китаем. Так, по мнению политолога Ильи Гращенкова, слишком тесная «дружба» с Китаем представляет для страны чуть ли не большую опасность, чем квази-война с «западными партнерами».

«Разница в менталитете и происхождении не позволяет нам приблизиться даже к пониманию китайской системы власти, а значити здесь войти в «высшую лигу» никак не получится. На западном направлении такой шанс еще есть, а на восточном он отсутствует даже как опция. Конечно, для кого-то из системы была бы привлекательна и роль младшего партнера, которая бы гарантировала сохранение личных позиций. Такую позицию по отношению к России, например, занимает глава Беларуси Лукашенко. Поэтому, если какая-то часть наших элит окажется загнанной в угол, например, на подобие белорусского сценария, то ей придется делать примерно такой же выбор, разворачиваясь на восток», отметил он.   

Помимо прочего, в России с ревностью смотрят на усиливающуюся "китаизацию" постсоветского пространства. В орбите влияния КНР находятся: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Поднебесная так же пробует «играть» на Украине, и в Белоруссии.

Судя по тому, что КНР первыми поддержали Лукашенко в его борьбе за власть после последних президентских выборов в августе прошлого года, то некоторые аналитики посчитали, что  Пекин намерен воспользоваться ситуацией в своих целях. По собщениям ряда СМИ, решение по Белоруссии принимал лично Си Цзиньпинь как идеолог стратегии продвижения Китая на Запад. Однако, такая политика четыре года назад обернулась критикой в адрес генсека ЦК КПК его же конкурентами.

Так, в 2018 году было опубликовано открытое «Письмо четырёх», в котором два его предшественника - Цзянь Цзэминь и Ху Цзиньтао, а также двое бывших председателей Госсовета - Чжу Жунцзи и Вэнь Цзябао, раскритиковали Си Цзиньпиня за стратегию во внешней политике. По мнению «четырех», Дэн Сяопин завещал, что Китай не должен лезть в мировую политику, за редким исключением жизненно важных для страны проблем, а действующий генсек начал расширение на Запад и в итоге получил «торговую войну» с США. В итоге вся ответственность была возложена на главного идеолога компартии - Лю Хэ, тем не менее, расширение на Запад,особенно на постсоветское пространство было продолжено.

Внутри российского бизнеса есть немало сторонников «китаизации» экономики. Аналитики считают, что усиление бизнеса через государственные механизмы, переход к т.н. госкапитализму вкупе с идеей мобилизации российской экономики путем вливания в нее большого количества денег, требует кредитов, которые сегодня взять негде, кроме как в Китае. Однако КНР очень осторожно подходит к инвестициям в РФ.  Как отмечает Илья Гращенков, Россия продолжает поставлять в Китай дешевую электроэнергию, позволяет вырубать леса в Сибири и выкачивать воду Байкала. Поэтому дружить с Поднебесной по его мнению, нужно очень аккуратно, а еще лучше – удерживать свой евразийский баланс между Востоком и Западом.

«Китай для России совершенно точно не союзник, а скорее более изощренный и опасный соперник, чем весь коллективный Запад. Во-первых, Россия имеет более 4 тыс. км границы с Китаем. Во-вторых, Си Цзиньпин начал большую игру по созданию Великого Китая, который должен стать второй мировой сверхдержавой, равно по силе США. В этой игре Россия предстает не столько  партнером, сколько возможным сателлитом и на гораздо менее привлекательных условиях, чем это предусматривает даже самый коварный план западных капиталистов. В-третьих, против товарища Си внутри Китая выстраивается собственная оппозиция, недовольная чрезмерным его увлечением планами на мировое господство и российская карта является одной из наиболее ценных для розыгрыша во внутрикитайской политике», - отмечает политолог.  

Тем не менее, последний визит Путина в Пекин ознаменовал собой новую эпоху не только в отношениях двух стран, но и в системе международных отношений. По сути, Пекинская декларация  показало, что создается почва под существенное сближение РФ и КНР на общей идеологической и политической базе. Пекин и Москва позиционируют себя как государства, готовые взять на себя лидерство и строить новый многополюсный мир, в противовес прозападному миропорядку, в котором доминирующую роль играли евроатлантические структуры во главе с США. 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами