Армения завершила строительство контрольно-пропускного пункта "Маргара" и выразила готовность открыть границу с Турцией. Однако, как отметил министр территориального управления и инфраструктур Давид Худатян, этот вопрос носит политический характер и не зависит исключительно от позиции Еревана.
Формально граница остается закрытой с 1993 года, и её открытие требует встречного ответа Анкары. Несмотря на техническую готовность КПП, окончательное решение зависит от сложного переплетения дипломатии, истории и геополитических интересов. Возможно совсем скоро состоится новая встреча спецпредставителей по нормализации отношений Турции и Армении, но в этом случае Ереван должен учитывать один важный момент: нормализация отношений между Арменией и Турцией невозможно без продвижения в мирной повестке между Азербайджаном и Арменией. В этом контексте Армения должна показать политическую волю и приверженность практического сотрудничества с Азербайджаном по проекту мирного договора.
Открытие границы между Арменией, Азербайджаном и Турцией может дать мощный импульс экономическому развитию региона. Прежде всего, это создаст новые торговые маршрут, для Армении, у которой тупиковое географическое положение, к тому же, эта страна не имеет выхода к морю. Армения, которая во многом зависит от импорта через Грузию и Иран, доступ к турецким товарам и рынкам станет серьезным экономическим преимуществом.
Турция, в свою очередь, получит доступ к армянскому рынку и сможет использовать территорию Армении как транзитный коридор для торговли с другими странами ЕАЭС по упрощенно логистике. Но в первую очередь открытие границы критически важно именно для Армении, для этого она должна показать практические шаги к нормализации как с Турцией, так и с Азербайджаном.
Уход администрации Джо Байдена от власти в США лишил официальный Ереван его ключевой геополитической поддержки. В то же время позиции президента Франции Эммануэля Макрона также ослабли. Неспособность обоих главных союзников оказывать Армении прежний уровень поддержки вынуждает Пашиняна уже сейчас предпринимать шаги для минимизации будущих рисков. Одним из таких шагов является интенсификация со строны Пашиняна заявлений по мирным переговорам с Азербайджаном. На протяжении последних недель армянский премьер выступает с различными инициативами, но насколько эти инициативы имеют место быть в мирном договоре?
Интересно, что на днях Азербайджан представил новый документ по мирному договору армянской стороне, уже 12-ый по счету. Баку беспокоит то, как на словах Ереван говорит о том, что 90% мирного договора уже согласовано, но потом выясняется обратное: есть достаточно моментов, где стороны не могут прийти к согласию. Сам Пашинян отметил, что есть многочисленные слои и нюансы, где продолжаются дискуссии.
Один из двух несогласованных пунктов в проекте мирного договора, является отказ от размещения на границах представителей других стран. Этот вопрос затрагивает национальные интересы Азербайджана – наличие евронаблюдателей или какой-либо третьей стороны с сомнительной деятельностью на границе Армении и Азербайджана наносит урон мирному процессу и противоречит «мирным» инициативам Армении, так как именно Ереван запросил у ЕС продление миссии евронаблюдателей до 2027 года.
Второй несогласованный пункт является отказ сторон от предъявления друг другу международных претензий. Так вот, вместо того, чтоб находить взаимоприемлемые решения для урегулирования этих двух тем, Пашинян старается взбросами исказить общую картину мирного процесса.
В своем последнем заявлении, он отметил, что мол армянская сторона предлагает Азербайджану больше, чем просто предложение по открытии коммуникациям. По его словам, на первом этапе Армения стремится восстановить железнодорожные грузоперевозки. Это хорошо, что Армения пытается открыть хоть что-то.
Однако, этот вопрос был на обоюдной основе выведен из общего мирного договора, чтобы сфокусироваться на других приоритетных моментах, как делимитация и демаркация и др. Также для обсуждения всех технических моментов в разблокировке транспортных коммуникаций нужно достаточно много времени и это затормаживает мирный процесс. Теперь Пашинян меняет риторику: возвращается в обсуждение Зангезурского коридора, говорит о различных возможных транспортных разблокировках, когда есть более насущные вопросы по безопасности.
Он также уточнил, что Армения готова предоставить Азербайджану такие же условия транзита, какие Иран предоставляет ему через свою территорию, а также упростить некоторые процедуры.
Однако, в случае открытий коммуникаций у Армении нет выбора: Она взяла обязательства по открытию безпрепятственного транзита между западными регионами Азербайджана и Нахичеваном. Иной другой вариант для Азербайджана неприемлем.
Другой вопрос, поднимаемый Ереваном, что ведет переговоры в тупик - режим контроля над вооружениями. Об этом заново заговорил накануне глава МИД Арарат Мирзоян.
Открытие коммуникаций и механизм контроля над вооружениями, которые Армения называет "другими вопросами", не включены в проект из 17 пунктов. Механизм контроля над вооружениями - это предложение Армении, которое не было принято Азербайджаном и на которое Баку вообще не отреагировал. Не исключено, что Ереван специально уделяет особое внимание вопросам, выходящим за рамки предмета переговоров по мирному соглашению, создавая ложные нарративы с целью сбить с толку международную общественность. Одновременно бредовые идеи Пашиняна и его команды являются элементом стиля ведения переговоров Еревана. Таким образом, Ереван пытается выставить контраргументы на требования Баку по вопросам, требующих своего решения, но не входящих в проект мирной повестки, в частности по изменению армянской Конституции. Очевидно, Ереван таким образом пытается построить линию защиту своих позиций за столом переговоров путем расширения ложной повестки дня.
Пашинян играет в опасную игру: с одной стороны, он показывает Западу свою фальшивую приверженность мирному процессу, поднимая уже вышедшие из мирного договора пункты или не имеющие какую либо актуальность вопросы; с другой стороны хочет сделать так, чтобы мировая общественность закрыла глаза на присутствие на границе евронаблюдателей, которые еще останутся там на 2 года. При этом, Ереван активно милитаризируется со стороны Франции и Индии.
Заявление о готовности открыть КПП на границе с Турцией кажется шагом Армении навстречу открытому сотрудничеству с Анкарой, но в действительности Пашинян еще не преодолел внутренние вызовы. В армянском обществе и политической жизни по-прежнему сильны антиазербайджанские и антитурецкие нарративы, что создает серьезные препятствия на пути к нормализации отношений. Пока эти внутренние противоречия не будут преодолены, любое движение во внешней политике останется пустословием, чем реальным шагом к примирению и сотрудничеству. Таким образом, перспективы подписания проекта мирного соглашения в 2025 году также кажутся очень слабыми. .