Коррупция, безработица, бедность и миграция. Именно их назвал главными проблемами молдаван администратор гостиницы, подвезший меня из аэропорта в центр Кишинева. Я остановился у него для участия в международном семинаре по миграции в сентябре прошлого года.

За неполную неделю я слушал грустные рассказы местных, видел и центральные улицы далеко не первой свежести, под стать им подземные переходы, а на обратном пути, на таможенном досмотре очередь молодых молдавских эмигрантов. Прав был администратор. Прошло чуть более года и жители этой небольшой постсоветской страны выбрали в президенты Майу Санду, бывшего премьер-министра, чья предвыборная программа, а теперь уже и повестка обещают кардинальные перемены в стране.

Выборы. Как это было?

Уже сами выборы оказались многообещающими. Тут было все: и два тура, и рекордное для страны количество отданных голосов, невиданная доселе активность молдавской диаспоры, и тот факт, что пророссийский кандидат во втором туре предпочел проевропейского, а не другого пророссийского по совместительству действующего тогда президента Игоря Додона. За Санду голосовали те, кто ее поддерживает, и другие – кто категорически против Додона.

Ключом к успеху оказалось не традиционное для молдавских кандидатов опора на геополитическое “что лучше :Запад или Восток?”, а поход в массы, общение с людьми об их нуждах и волнениях.

“Это была одной из главных причин получения такой поддержки. Добавьте сюда личную харизму, умение убеждать, быть искренней. Додон тоже лил воду на ее мельницу, заявлял, что Санду ничего не связывает с Молдовой, она может собирать свой рюкзак и уходить. 

На фото: Додон и Санду 

Простые же люди это восприняли так, что она ничего не наворовала в отличие от властей. И это еще больше повысило доверие к ней,даже среди тех, кто голосовал раньше за Додона и которые видят что ничего не улучшается,”- говорит молдавский исследователь Думитру Минзарари.  

Но тут нужно понимать, что Молдова – парламентская республика, и президентский пост не обеспечивает президенту существенных полномочий.

В данной модели политического устройства, президент Санду не сможет предпринимать реальные шаги на посту главы государства без опоры на парламентское большинство (парламентская фракция ее партии PAS насчитывает всего 14 из общего количества 101 депутат). Выход из ситуации - это проведение досрочных парламентских выборов. Мотив прост. В ее партии убеждены, что рассчитывать в плане реформ на нынешний парламент социалистов Додона бессмысленно.

Досрочные выборы, считает депутат от партии Санду Михай Попшои, это не выбор, а необходимость. И только после получения решающего большинства в парламенте, говорит он, станет возможным полностью претворить в жизнь повестку Санду.

“В отношении бюджетной и налоговой политики они действуют исключительно в своих интересах. Мы видим это в каждом законопроекте и пытаемся бороться с этим. Но это сложно, так как мы в оппозиции. Но после досрочных выборов мы выдвинем антикоррупционную повестку, повестку реформ, и повестку евроинтеграции,”- говорит Попшои.

В том, что досрочные выборам быть не сомневаются ни первые, ни вторые. Правда, насчет даты проведения единого консенсуса пока нет. Партия Санду за проведения выборов весной, а Додон с социалистами предлагает осень следующего года. Почему так? Первые на волне поддержки и популярности Санду хотят скорее заполучить большинство в парламенте, а вторые - наоборот, тянут время и надеются на ошибки нового президента, которые скажутся на народной поддержке как к ее партии, так и к ней лично.

Внутриполитические векторы

Большинство молдавских экспертов не сомневаются в том, что большинство в парламенте партия Санду получит, а значит и повестка “политика другого поколения”, как ее называют в Молдове, актуальна и реалистична. Но вот реализуема ли? Сложнее будет в плане борьбы с коррупцией. Прокуратура и судебная система не являются независимыми, говорят они. Но добавляют, что если будет поддержка реформ и политическая стабильность - изменения будут.

“Президент Санду совершенно точно очень серьезно настроена кардинально поменять ситуацию в стране. Борьба с коррупцией ее основной приоритет. Изменения в прокуратуре, судебной системе, честные и профессиональные госинституты - вот ее цель. А зависит это от того сможет ли она собрать вокруг себя профессионалов, “ - говорит Валерий Паша, гражданский активист, представитель неправительственной организации WatchDog.md.

И тут напрашивается аналогия с другим известным реформатором постсоветского пространства, оставившего глубокий след в том числе и в памяти рядовых азербайджанцев. Речь о Михаиле Саакашвили. Кстати, Санду, судя по словам молдавских экспертов, очень благоволит Саакашвили, даже предлагала пригласить его помочь проводить реформы в секторе юстиции и борьбы с коррупцией.

На фото: Саакашвили и Санду 

Думитру Минзарари считает, что на первом этапе она будет полагаться на людей в правительстве, находящихся под воздействием различных коррупционных схем и взяточничества годами встроенных туда предыдущими властями.

“В борьбе с коррупцией первый шаг будет сделать работу госадминистрации эффективной, а во-вторых, сделать систему работоспособной. Многое будет зависеть от лиц, которых она назначит на высокие должности и уровень поддержки, которую они получат для демонтажа этих схем. Например, один чиновник связан с одной схемой и курирует дорожную полицию. Нужно избавиться от этого топ-чиновника и второго после него и так далее, ослабив между ними связь. То есть начинать не с низов, а с верхов,”- говорит он.

Но естественно есть большая вероятность того, что многие будут препятствовать этому, потому что им выгодны эти схемы, через которые они получают взятки из бюджета и они не заинтересованы их терять. Помимо оппозиции среди политиков, есть и настроенный против нее обычные люди.

В сельской местности в частности сильны консервативные и пророссийские взгляды в целом.

Кстати, недавно социалистическое большинство парламента приняло закон о возвращении информационных и аналитических передач российских СМИ на главные телеканалы Молдовы. Именно благодаря этой мягкой силе Кремля молдаване последние годы считали Россию главным экономическим партнером, хотя по всем показателям Россия занимала 5-6 позиции с 7-15 %, тогда как первую строчку занимал ЕС. Теперь же возвращение российских передач в медийное пространство Молдовы рассматривается как одна из главных угроз реализации программы и повестки Санду и ее стремления получить большинство в парламенте. Поэтому эксперты уверены, что если она начнет претворять их в жизнь еще до парламентских выборов, то покажет своему избирателю, что умеет держать обещания.

Внешнеполитические векторы

Хотя это и очевидно, что прозападный президент Санду в своей внешней политике будет опираться на ЕС, но это отнюдь не означает, что новые власти не будут учитывать мнения всех региональных игроков.

“С ее приходом внешняя политика Молдовы однозначно станет более прозападной и прорумынской, так как Майя Санду является проамериканским и прорумынским политиком,” -считает молдавский журналист Наталья Звариш.

По ее словам, Майя Санду тесно связана с США так как в 2009—2010 гг. входила в национальный совет молдавского Фонда Джорджа Сороса, впрочем, не афишируя этого факта. На деньги Сороса она училась в Гарварде (закончила в 2010 году) уверена журналист, а затем последовало назначение Санду на должность советника исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне (2010-2012 гг.).

“В 2012 году Санду приняла предложение занять пост министра образования в правительстве Юрия Лянкэ. Кабинет Лянкэ отрабатывал деньги Сороса. Когда это стало достоянием общественности, разразился большой скандал об иностранном вмешательстве во внутренние дела Молдовы. После скандала факты участия Сороса в судьбе Санду испарились из ее биографии, а финансовые потоки стали поступать через подконтрольные Соросу НПО, в том числе из польского фонда “Открытый диалог”, а также из румынского и молдавского отделений Фонда Конрада Аденауэра,” - говорит Наталья Звариш.

Свой первый визит Санду сделает в Украину, а первым иностранным главой государства, который посетит Молдову, будет президент Румынии. К сравнению, свой первый международный визит Игорь Додон в 2017 году сделал в Россию. Она рассматривает Приднестровье как часть единой Молдовы, выступает за сближение Приднестровья в составе целостной Молдовы с ЕС и Румынией.

Санду в одном из недавних интервью заявила, что правильным форматом урегулирования приднестровского конфликта является полный вывод российских военных с территории региона.

На что политики в России поспешили ответить, что подобный сценарий развития событий может привести к эскалации конфликта в регионе. Позицию новых молдавских властей по Приднестровью разделяет и нынешнее украинское правительство.

В своей новой военной доктрине Украина считает нахождение российских войск в Приднестровье угрозой для себя. Обе страны подписали соглашение об открытии пропускных пунктов на границе, в том числе на приднестровском участке границы.

Санду настаивала на продолжении данной практики, так как один из главных частей ее программы это борьба с контрабандой. У обеих стран есть хорошие перспективы по выработке общих позиций по оккупированным и не подконтрольным территориям. Напомню, что еще в 2018 году Генассамблея ООН приняла резолюцию, инициированной Молдовой, Грузией, Канадой, Латвией, Литвой, Румынией, Украиной и Эстонией. В ней Россию призывают вывести свои оперативные силы из Молдовы.

Что касается отношений с самой Россией, то новые молдавские власти попытаются сохранить прагматические отношения с ней без отступления от прозападности.

“Единственное - Кишинев перестанет идти на односторонние уступки взамен личных интересов как это было при Додоне. А вывод (миротворческих сил) возможен при реальном желании Москвы конфликт решить. А этого не видно. Как и с самого начала - Кремль искусственно поддерживает конфликт. Я вижу решение в плоскости диалога крупных региональных игроков,“ - говорит Валерий Паша.

Успех Санду - это сигнал и европейским столицам, что программа Восточное Партнерство жизнеспособно. К тому же, наряду с Украиной есть хорошие перспективы развития отношений и с руководством Грузии, другой страной подписавшей ассоциативное соглашение с ЕС.

Если Молдова осознает необходимость в потенциале армии, военной потенциале вообще, развитии спецслужб, то это может быть хорошим стимулом разрабатывать отношения с НАТО. Тем более что еще в 2017 году Игорь Додон объявил о приостановке всякой интеграции страны в североатлантический альянс.

Наталья Звариш считает, что избрание Санду может притормозить сближение Молдовы с Турцией, которые при Додоне активно развивались: Анкара фактически взяла под опеку автономное территориальное образование Гагаузию, где проживают турки-христиане, амв Кишиневе отремонтировала президентский дворец.

“Борьба за власть будет не менее грязной, чем сражение за президентское кресло. Если Санду и там удастся получить большинство, тогда политика Молдовы утратит всякую сбалансированность. Если нет, вновь начнется “позиционная война” между прозападниками и прорумынами с одной стороны, и теми, кто учитывает связи Молдавии с Россией, с другой,” - уверена она.