Досым Сатпаев : Организация тюркских государств обеспечит баланс между Китаем и Россией в Центральной Азии

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, как и его предшественник Нурсултан Назарбаев, реализует политику многовекторности. Это проявляется в отношениях страны с Европейским союзом, Китаем и странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таким мнением поделился в интервью центру STEM директор группы оценки рисков Казахстана Досым Сатпаев.  

“Мы это видели, например, по событиям прошлого года, когда Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, активно взаимодействовали со странами Европейского Союза (ЕС). Не так давно Казахстан посетили президенты Франции и ФРГ, госсекретарь США и другие официальные лица.  В то же время в прошлом году в Казахстан приезжал Путин, состоялся первый Саммит со странами персидского залива. Прошлый год показал, что практически все страны Центральной Азии (ЦА), в том числе Казахстан, пытаются взаимодействовать сразу со всеми”, - отметил он.

Однако, что касается экономической составляющей, то по товарообороту первое место во взаимодействии с Казахстаном сейчас занимает Китай.  Следом идут ЕС, Россия и так далее.

“Это интересный момент. Для Казахстана, может быть больше, чем для других стран ЦА, очень важно взаимодействие с ЕС, потому что это главный покупатель казахстанской нефти и основные потоки казахстанского сырья идут именно туда. И опять же, судя по активности европейских лидеров в прошлом году, их сейчас сильно интересует Центральная Азия, Казахстан, в частности, по редкоземельным металлам”.

Сатпаев напомнил, что уже три немецкие компании создали консорциум для работы в Казахстане по добыче лития и ещё одна немецкая компания собирается строить завод на востоке страны.

“Именно по добыче переработке лития. Не только немцы, но и корейцы в прошлом году также обнаружили большое месторождение лития. Мы видим как растет активность разных стран в регионе. В сфере добычи редкоземельных металлов появляются европейские и американские компании. Для США также не маловажен доступ к месторождениям редкоземельных металлов и так как в Центральной Азии они менее разработаны, чем в других регионах поэтому Казахстан является, конечно, основным партнёром западных стран”.

Эксперт напомнил,  что крупные американские и европейские компании также работают в нефтегазовой сфере Казахстана.

Что же касается сотрудничества в рамках ЕАЭС, отметил Сатпаев, то тут 91% процент товарооборота приходится на Россию.

“После начала войны в Украине этот товарооборот значительно увеличился, чуть ли не в 2 раза. Это связано больше с серым импортом. Естественно, определённый объём идёт и в Беларусь, но тем не менее в этом региональном объединении для Казахстана главным партнёром является Россия”.

В то же время, отмечает эксперт, можно наблюдать определённую  тенденцию: “Она связана с быстрым ростом присутствия российского бизнеса в Казахстане. Российские компании сейчас пытаются занимать те или иные экономические ниши в том числе в стратегических сферах Казахстана, например, в сфере по добыче урана. Так, Газпром, Лукойл, Татнефть, другие нефтегазовые компании России пытаются укрепить свои позиции, а само количество российских компаний увеличилось почти с 7 тысяч в 2019 году до 20 тысяч сейчас. Также значительно увеличилось количество совместных казахстано-российских компаний”.

По словам эксперта, это свидетельствует об усилении российского фактора в экономике Казахстана после начала войны в Украине. 

“И в этом риск, я считаю, очень серьёзный, потому что там, где экономика, там начинается серьёзное политическое давление. Тем более, что большая проблема для Казахстана состоит в том, что страна является членом сразу и в ЕАЭС, и в ОДКБ. Это большая ловушка для Казахстана геополитическая, потому что в обеих этих структурах Россия занимает ведущие позиции и присутствие Казахстана в этих организациях ограничивает страну в определённых сферах”. 

По словам Сатпаева, Москва активно использует фактор членства Казахстана в ЕАЭС, а сильный разворот России в сторону востока, в сторону Китая превращает ЦА в зону жизненно важных интересов России.

“Для России Центральная Азия сейчас мега важна, и это проявляется в сфере активизации дипломатической, внешнеполитической, даже информационной сфере. Продолжающиеся провокационные заявления в адрес Казахстана тоже являются чётким показателем того, что российская пропаганда уже развернулась в сторону Казахстана. В первую очередь, это попытки открыто показать, что Россия рассматривает Казахстан как зону своих жизненно важных интересов и это для нас тоже является определённым тревожным знаком”.

Эксперт также выразил мнение, что по мере того, как война в Украине будет приобретать замороженный и долгоиграющий характер, санкционный режим против России будет сохраняться очень долго, что возможно приведет к трансформации российской экономики по иранскому стилю.

“Речь идет о самом формате экономики. В первую очередь, это обход санкций через большое количество подставных компаний, которые курируются спецслужбами, наличие олигархов и крупного бизнеса. В России сейчас можно наблюдать формирование целых бизнес-конгломератов, которые работают в рамках параллельного импорта и имеют представительство во всех странах ЦА, в Китае и т.д.”,- сказал Сатпаев. 

По мнению эксперта, это является очень серьёзным риском, большой угрозой, добавив, что единственным балансом по отношению к России и Китаю может быть только Организация тюркских государств (ОТГ).

“Я имею ввиду Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Турцию. Эти четыре игрока как раз-таки и могли бы составить это ядро. В целом, ОТГ обладает очень большими перспективами, в том числе после войны в Украине. В рамках данной организации можно реализовать огромное количество транспортно-логистических проектов и проектов в сфере обороны, так как у Турции и у Азербайджана есть хороший военный потенциал и очень успешный пример модернизации армии, который мог бы быть полезен для Казахстана и, возможно, для Узбекистана”.

Таким образом, отметил Сатпаев, странам-членам ОТГ есть чему друг у друга поучиться и поэтому находясь между двумя мощными гравитационными, геополитическими центрами -  Китаем и Россией, единственным контрбалансом может быть именно тюркоязычный альянс.

Что касается недавнего визита президента Токаева в Ереван, где он в очередной раз подчеркнул необходимость подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном, Сатпаев отметил, что в Казахстане четко понимают роль Азербайджана как стратегического партнёра.

"Этот вопрос решаться должен с точки зрения интересов Азербайджана. Как раз-таки наступила та самая эпоха, когда Азербайджан превращается уже в субрегионального крупного игрока и это важный момент, потому что статус субрегионального игрока выше, чем статус просто регионального. В этом плане Азербайджан может участвовать в определённой глобальной политике. Поэтому Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан это очень интересные игроки со своими определёнными нюансами, спецификой, но вместе они могли бы составить мощную силу на фоне регионализации глобальной политики. Везде формируются блоки и я думаю, что регионализация в нашем регионе, должна в первую очередь базироваться на тюркоязычном сотрудничестве”.

Что касается ОТГ как организации в целом, то был некий период замороженный, когда долгое время структура существовала больше формально, но без каких-то очень мощных, конкретных экономических проектов: “Но буквально недавно был создан инвестиционный фонд. Видны попытки усилить экономическую составляющую, что очень важно, потому что, как показывает мировая практика, ни один региональный блок никогда не будет существовать долго, если там нет экономической составляющей.

Например ГУАМ, который долго не продержался из-за отсутствия экономического ядра вокруг которого сконцентрированы интересы всех участников. Такая организация не будет долго существовать, она не слишком дееспособная, поэтому плюсом ОТГ является то, что в последнее время, в ее рамках можно наблюдать попытку укрепить экономическое взаимодействие”.

По мнению эксперта, именно в этом направлении стоит развиваться: “Как показывает мировой опыт, считаются только сильными экономическими игроками. А сильный экономический игрок, это значит тот игрок, который может и свою повестку формировать на глобальном уровне, который может иметь очень сильную армию, хороший военно-промышленный комплекс, может иметь довольно сильную политическую стабильность. Это рост благосостояния населения и, естественно, определённый статус как стабильного государства”.

Таким образом, отметил эксперт, если в рамках ОТГ продолжится реализация экономических проектов, взаимодействия бизнеса, эффективное взаимодействие венчурного капитала, тогда эта организация приобретёт более мощный новый статус.

“Именно тогда у ОТГ будут более серьёзные возможности формировать свою повестку на глобальном уровне как экономический игрок, что имеет определённые возможности для Казахстана”, - подытожил Сатпаев.

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами