3-6 июня в столице Азербайджана проходила ежегодная традиционная Бакинская энергетическая неделя. В рамках этого события 4 июня президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступил на открытии в Бакинском Экспо-центре 29-й Международной выставки «Нефть и газ Каспия» и 12-й Каспийской международной выставки «Энергетика и зеленая энергия» - Caspian Power в рамках Бакинской энергетической недели.
Нынешнее мероприятие запомнилось тем, что оно собрало представителей более 300 компаний из 37 стран мира. В рамках его проведения особое место заняла зеленая повестка. В частности в обращении президента США Джо Байдена на имя президента Азербайджана Ильхама Алиева тема СОР 29 заняла особое место. По его словам: «COP29 предоставляет Азербайджану уникальную возможность продвинуть ключевые глобальные инициативы, такие как ограничение выбросов метана в нефтегазовом секторе и продвижение перехода к чистой энергетике, в то время как мы коллективно работаем над тем, чтобы удержать рост температуры в пределах не более 1,5 градуса Цельсия».
Стоит напомнить, что за несколько недель до этого обращения, 26 ведущих представителей демпартии США, включая сенаторов Джеффа Мёркли, Берни Сандерса и Элизабет Уоррен, а также конгрессменов Александрию Окасио-Кортес и Джен Шаковски и других, обратились с тенденциозным письмом в адрес госсекретаря США Энтони Блинкена котором утверждалось, что «важный климатический саммит ООН, который в этом году пройдет в Азербайджане, рискует быть «кооптирован» индустрией ископаемого топлива как ключевой движущей силой изменения климата».
Призвавшие бойкотировать саммит американские политики отмечали, что проведение СОР такими богатыми нефтью странами, как Азербайджан, является символом «зеленого пиара» и «браконьера, превратившегося в егеря». Однако письмо «главного американского демократа» азербайджанскому лидеру, практически «слило» инициативу его однопартийцев, еще раз красноречиво показав, что обратить вспять уже набравший обороты процесс невозможно.
«Зеленая» энергетика и повестка предстоящей COP29 были и в центре внимания встречи 3 июня исполнительного директора Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бирола с президентом Ильхамом Алиевым, а позже и министром энергетики Азербайджана Парвизом Шахбазовым.
В центре обсуждений находились темы, связанные с развитием зеленой энергетики в Азербайджане и экспортом зеленой энергии в Европу. Азербайджанская сторона, как известно заинтересована в превращении Карабаха, Восточного Зангезура и Нахчывана в «зоны зеленой энергетики» и МЭА рассматривается в качестве важного партнера для достижения этой цели.
Речь прежде всего идет о поставках зеленой энергии, вырабатываемой в этих регионах в страны Евросоюза. Баку рассчитывает на содействие МЭА в переговорах с Евросоюзом или отдельными его странами по формированию единого рынка зеленой энергии стран ЕС и государств региона Южного Кавказа.
Этому могут способствовать реализация проектов энергетических коридоров «Каспий-Черное море-Европа», «Азербайджан-Турция-Европа» играющих важную роль в интеграции возобновляемой энергетики в единую энергосистему.
В этой связи сторонами была заявлена важность поддержки деятельности и глобального сотрудничества в области систем хранения энергии, кабеля высокого напряжения постоянного тока (HVDC), а также повышения энергоэффективности.
По прогнозам Международного энергетического агентства, рекордное производство электроэнергии из источников с низким уровнем выбросов, в частности ядерной и возобновляемой, должно покрыть весь рост мирового спроса на электроэнергию до 2026 года.
Азербайджан вносит в этот процесс свой практический вклад. Неслучайно, в рамках проводимых в Баку мероприятий с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева и министра промышленности и передовых технологий Объединенных Арабских Эмиратов Султана бен Ахмеда аль-Джабера состоялась закладка фундамента Нефтчалинской, Билясуварской солнечных электростанций и Абшерон-Гарадагской ветряной электростанции общей мощностью 1 гигаватт.
Ожидается, что солнечные электростанции в Нефтчале и Билясуваре будут введены в эксплуатацию в 2026 году, а строительство Абшерон-Гарадагской ветряной электростанции займет три года.
В целом в Азербайджане к 2028 году планируется ввести в эксплуатацию ВИЭ-мощности в 2 ГВт, инвестиции в эти проекты возобновляемой энергии превысят $2 млрд.
Известно, что на начальном Азербайджан планирует экспортировать в Европу 4 ГВт «зеленой» энергии. Это позволит зарезервировать для себя существенный сегмент перспективного рынка в условиях роста предложений со стороны реальных и потенциальных конкурентов.
Одним из основных конкурентов для Азербайджана в поставках «зеленой» энергии на Балканы может стать Греция. Производство возобновляемых источников энергии в этой стране стремительно растет.
Особенно стремительно растет число установок, генерирующих энергию ветра, а в ближайшие 20 лет в стране планируют выйти на 12 гигаватт энергии от морских ветряных станций. Большую часть избыточной энергии предполагается поставлять в страны Балканского полуострова, Центральной и Восточной Европы.
Свои планы по поставкам «зеленого» водорода и зеленой электроэнергии в европейском направлении имеются и у Египта. Азербайджану необходимо в определенном смысле торопиться чтобы удержать за собой важный сегмент европейского энергетического рынка.
Другими важными соглашениями, которыми было отмечено мероприятие стали договора подписанные между Азербайджанская SOCAR и турецкая BOTAŞ. Согласно ним стороны продлили контракт на поставку азербайджанского газа в Турцию до 2030 года. Объемы поставляемого газа составят 3,5 млрд кубометров в год.
Предыдущее соглашение, действовавшее с четвертого квартала 2021 года до конца 2023 года, предусматривало поставки газа с первой стадии «Шахдениза» в объеме около 3,7 миллиарда кубометров в год. Обращает на себя внимание некоторое сокращение объемов поставок газа.
Это может быть вызвано сразу несколькими обстоятельствами. Прежде всего тем что в самой Турции может сократиться объем импортируемого газа в результате открытия и разработки собственных месторождений. А существующие потребности могут удовлетворяться за счет дальнейшей диверсификации его поставок из внешних источников. Кроме того, запуск АЭС «Аккую» серьезно изменит структуру энергобаланса в стране.
К тому же и сам Азербайджан изыскивает возможности для увеличения объемов экспортируемого в Европу газа и насыщение турецкого рынка за счет собственных источников и диверсификации импорта вполне соответствует долгосрочным планам Баку.
Подписанные документы содержат также положения, связанные с доставкой азербайджанского газа через Турцию на рынок Болгарии, с сотрудничеством в области поставок газа в Нахчыван, с транспортировкой туркменского газа через Азербайджан и третьи страны в Турцию.
Последнее обстоятельство заслуживает особого интереса. Как известно, еще в начале марта Турция и Туркменистан подписали протокол о взаимопонимании, в соответствии с которым в Турцию ежегодно будет поставляться до двух миллиардов кубометров туркменского газа.
Причем на обсуждении находилось три варианта поставок - через Каспийское море, через Иран, через Азербайджан.
11 мая министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров в рамках своей поездки в Стамбул встречался с министром энергетики и природных ресурсов Турции Алпарсланом Байрактаром. Во время встречи стороны подписали соглашение о транспортировке туркменского природного газа в Турцию через Азербайджан и Грузию. Хотя стороны не уточняют каким образом будет производится поставка туркменского газа в Турцию, по всей видимости, речь идет о маршруте через Иран.
Газовая инфраструктура, связывающая Иран, Азербайджан и Туркменистан позволяет получать объемы газа в пределах до 5 млрд. кубометров. Туркменистан и Турция договорились об объемах, равных 2 млрд кубометрам, что является вполне достижимой задачей.
Что касается постройки транскаспийского газопровода, то эта задача вполне достижима, но потребует значительных дополнительных затрат, что делает иранский вариант маршрута на сегодняшний день наиболее оптимальным.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своем послании в связи с открытием 29-й Международной выставки «Нефть и газ Каспия» в Баку, касаясь данной темы отмечал, что перекачка добываемого в Туркменистане газа в Турцию и Европу совместными усилиями и расширение мощностей Трансанатолийского газопровода (TANAP) становится лишь вопросом времени.
В вопросах расширения поставок газа и в целом энергетических ресурсов на европейский рынок Азербайджан и его партнеры рассчитывают на тесные и доверительные отношения с европейскими государствами – основными потребителями этих энергоресурсов. Важное место среди таких государств занимают Венгрия, Сербия, Болгария и Румыния.
Находившийся в Баку министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто, подчеркивая необходимость развивать инфраструктуру, в том числе маршруты доставки, чтобы диверсифицировать источники газа, отмечал что венгерское понимание диверсификации заключается в увеличении числа источников, а не в замене одних источников другими.
«Именно поэтому мы обратились к Европейскому союзу с просьбой увеличить мощность трубопроводной сети в Юго-Восточной Европе, чтобы иметь возможность закупать больше газа из Азербайджана, Катара и Турции», - сказал он.
Кстати, с некоторых пор Будапешт становится и непосредственным бенефициаром от увеличения пропускной способности ЮГК, поскольку венгерская MOL заявила о своем желании приобрести долю в проекте разработки морского газоконденсатного месторождения Шахдениз.
Ранее президент Сербии Александр Вучич также заявлял, что Сербия планирует увеличить имеющиеся запасы газа, о чем власти будут договариваться с Россией, Венгрией и Азербайджаном.
Между тем, потребности Европы в газе постоянно растут, отказ ЕС от поставок российского газа лег значительным бременем на экономику европейских государств, и в первую очередь Германии. Режим жесткой экономии потребления газа сохраняется.
Соглашение по продлению газовой экономии, подписанное 4 марта 2024 года, будет действовать до 31 марта 2025 года. Члены ЕС обязуются тратить как минимум на 15% меньше, чем до 31 марта 2022 года.
Попытки создать общий рынок газа для ЕС серьезных результатов не дали. Поэтому отдельные государства ЕС пытаются решить проблему в соответствии со своими собственными интересами, пытаясь зарезервировать для себя гарантированные поставки газа из надежных источников, одним из которых на сегодняшний день является Азербайджан.