Загнавшая себя более тридцати лет назад в транспортную блокаду Армения не оставляет попыток хоть как то вырваться на арену международных грузоперевозок. Не сумев присоединиться к существующим транспортным коридорам, Ереван вновь в поисках партнеров с призывом наладить транспортное сотрудничество. Так, в начале апреля Ереване прошел казахстанско-армянский бизнес-форум, в котором приняли участие министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев и министр экономики РА Геворг Папоян, посол Казахстана в Армении Болат Иманбаев, посол Армении в Казахстане Армен Гевондян и более 150 представителей различных отраслей экономики.
Отдельным поводом для обсуждений на форуме стало наращивание транспортно-логистического присутствия Еревана в Актау, что дает новую возможность по мультимодальным поставкам. В частности, было предложено осваивать иранское направление.
Что же касается привлекательности такого маршрута для самого Казахстана, то по словам научного сотрудника Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темура Умарова, поиск альтернативных маршрутов в приоритетном направлении внешней политики, внешнеэкономической политики страны, особенно в последние 2 года.
“Казахстан понимает всю непредсказуемость его северных путей через Россию и Беларусь и она подталкивает Астану к тому, чтобы договариваться с другими странами и, собственно, отсюда и видна активность Казахстана в отношениях со странами Южного Кавказа”, - отмечает эксперт.
Однако, по словам Умарова, в первую очередь в этом вопросе можно выделить Азербайджан, а не Армению.
“Хоть президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и отправлялся в Армению и договаривался по поводу логистических маршрутов, в том числе, но именно отношения с Азербайджаном Казахстан рассматривает как основу увеличения транспортного потока, а именно через Средний коридор”, - подчеркивает эксперт.
Тем не менее, другие маршруты, отмечает Умаров, они дорогие, они невыгодны всем участникам экономического сотрудничества.
“Увеличение товарооборота наблюдается в ситуации, когда, в принципе, логистика по всему миру растёт в цене. Не только из-за войны в Украине, но в том числе и из-за ситуации в Йемене с хуситами и в том числе из-за ситуации в Палестине и эскалации конфликтов на Ближнем Востоке. Поэтому все участники экономических глобальных цепочек готовы платить за фрахт, за отправку товаров большие деньги”, - подчеркивает эксперт.
Поэтому, отмечает эксперт, такие пути становятся чуть более выгодными, но опять же не приоритетными: “Поэтому, мне кажется, мы и видим какую-то активность на этом направлении, но не нужно придавать ей совсем уж какую-то решающую роль во взаимосвязанности Евразии”.
В целом, отмечает эксперт, что касается отношений Казахстана с Азербайджаном и Арменией показательным является недавний факт посредничества Астаны в нормализации отношений двух стран:
“Такое впервые происходит на постсоветском пространстве, когда одна из стран Центральной Азии берет на себя такую роль в решении внерегионального конфликта. Это говорит о том, что Казахстан готов оригинально подходить к своей роли во внешней политике, в том числе на постсоветском пространстве".
В целом, можно сказать, что очередная попытка Армении ворваться на глобальный логистический рынок по-прежнему остаются сильно дорогостоящими. Еревану пора бы понять, маршруты, ведущие в страны Центральной Азии и в обратном направлении, лежат в плоскости взаимовыгодных отношений с соседними государствами, в частности признания необходимости заключения
наконец-то мирного соглашения с Баку, таким образом вырвав себя из транспортного заточения.