Франкофония как инструмент политических манипуляций против Азербайджана

С 3 по 5 октября премьер-министр Армении Никол Пашинян находился  с трехдневным визитом во Франции. В числе основных тем повестки визита значилось участие премьер-министра Армении в саммите Франкофонии. Однако, вполне очевидно, что это был лишь повод для посещения Парижа и обсуждения с руководством Франции всего спектра текущих аспектов армяно-французских отношений, включая региональную динамику.

В Париже Пашинян провел встречи с президентом Эманнюэлем Макроном, премьер-министром Мишелем Барнье, посетил культурный центр Centquatre-Paris, где в рамках выставки «Городок Франкофонии» открылся павильон Армении, а также ознакомился с новым зданием посольства Армении, приобретенное властями республики весной.

Согласно официальной информации, в ходе встречи в Елисейском дворце премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Франции Эмманюэль Макрон обсудили вопросы, касающиеся «многоплановой армяно - французской повестки, была подчеркнута важность непрерывной реализации последовательных шагов, направленных на развитие и укрепление дружественных отношений». Но еще более красноречиво говорила о встрече фотография, сделанная со встречи, на которую обратили внимание азербайджанские телеграмм каналы.

Так, на фотографии, кроме руководителей Франции и Армении, с французской стороны были замечены - Эммануэль Бон, дипсоветник Макрона. Человек, больше 10 лет проработавший в посольствах Франции в Сирии, Ливане, Тегеране и Северной Африке.

Бонн, к тому же политолог, занимающейся проблематикой новой стратегии французской внешней политики. Он один из тех кто участвовал в разработке саммита «Большой семерки» во французском Биарицце в 2019 году, участвовал в переговорах с Ираном по освобождению французских ученых Фарибы Адельхой и Ролана Маршаля и пр. 

В мундире - глава администрации Макрона Фабьен Мендон, генерал ВВС. 140 боевых миссий во всех горячих точках. Мендон является одним из тех, кто ответственен за формирование политики Франции в области обороны и безопасности.

На заднем плане - Николя Лернер, глава Службы внешней разведки Франции. Один из важнейших людей в окружении Макрона, также отвечает за реализацию стратегии в области безопасности.

Совершенно очевидно, что Париж рассматривает свои отношения с Ереваном, в том числе через призму реализации своих военно-политических интересов на Южном Кавказе, и, вероятнее всего- в Юго-Западной Азии в целом. Где стратегическим соперником Франции является Турция и ее союзник – Азербайджан.

Находясь в Джебраиле президент Азербайджана заявил, что Армения получает бесплатное оружие. Наиболее вероятно, что поставки этого оружия осуществляются Парижем с целью создания военно-технической платформы для обеспечения своего долгосрочного присутствия в Армении для активных действий в регионе в целом.

В то же время для Парижа не менее важно иметь в Армении определенные экономические интересы, обеспечивающие долгосрочное присутсиве Франции в Армении. С этой целью 3 сентября в Матиньонском дворце Парижа состоялась встреча Никола Пашиняна с  новоназначенным премьер-министром Франции Мишелем Барнье.

Особое внимание стороны уделяют энергетике, цифровым технологиям, градостроительству, сельскому хозяйству, туризму и здравоохранению. В частности, Никол Пашинян выразил надежду на участие французских компаний и инвесторов в реализации проектов в сферах инфраструктуры, атомной и возобновляемой энергетики, сельского хозяйства и управления водными ресурсами.

В частности, Армения рассматривает возможность участия Франции в строительстве нового блока Армянской АЭС. В Ереване рассматривают данный шаг как фактор диверсификации внешних связей в стратегических областях экономики.

Известно, что основным подрядчиком, занимающимся вопросами обслуживания АЭС, является «Росатом».

Ядерное топливо АЭС - уран, также импортируется из России. С целью снижения зависимости от Москвы в Армении в настоящее время обсуждается вариант строительства новой АЭС не по российским, а по западным модульным технологиям.

При всем при этом, армянская экономика не представляет большого интереса для французских инвесторов, инвестиции Франции в эту страну по-прежнему незначительны. Наблюдатели не прогнозируют какого-либо значительного роста французских инвестиций в армянскую экономику в обозримое время.

Зато участие Никола Пашиняна на саммите Франкофонии и попытка использовать его в политических целях вызвали жесткую реакцию в Баку.

В очередной раз, как это часто бывало в последние годы, саммит Франкофонии был использован для оказания давления на Баку.

Так,  в резолюции принятой по итогам мероприятия «выражалась солидарность с Арменией и мирным процессом», а также звучал призыв к «решению вопроса пленных».

В резолюции звучала «обеспокоенность в связи с уничтожением культурного наследия в Нагорном Карабахе и свою поддержку в вопросе отправки в регион и прилегающие территории миссии ЮНЕСКО».

Не зря МИД Азербайджана крайне негативно отреагировал на эти действия, подчеркнув, что «Франция злоупотребляла своим статусом председательства, включив в резолюции саммита организации положения, направленные против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, явно нарушив общепринятую практику подготовки документов в многосторонних дипломатических форматах». 

В Баку расценили резолюцию «как проявление того, что Армения не заинтересована в мирном процессе, что она намерена при каждом удобном случае посягнуть на суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, а Франция использует Армению ради своих интересов».

Особенно после выступления президента Азербайджана, другой реакции на совместные действия Парижа и Еревана от Баку ждать не приходилось.

Баку дает понять, что все эти разговоры о мире «Мирном перекрестке» и пр. являются лишь средством политического манипулирования с целью потянуть время, дать Армении вооружится и спустя несколько лет возобновить конфликтную повестку в новых условиях.

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами