В последнее время наблюдается усиление интереса центрально-азиатских стран к сотрудничеству с государствами Ближнего Востока.

Так, спустя почти тридцать два года с момента обретения государственной независимости 11 декабря 2023 года состоялось открытие посольства Узбекистана в Катаре. Отмечается, что в последние годы отношения между Узбекистаном и Катаром  развиваются ускоренными темпами. 6 июня текущего года состоялся визит в Узбекистан эмира Катара шейха Тамимом бен Хамадом Аль Тани.  В ходе переговоров с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым стороны выразили  уверенность в том, что отношения между двумя странами вскоре поднимутся на уровень многопланового партнерства. А уже спустя четыре месяца в октябре состоялся государственный визит президента Узбекистана в Катар. Были достигнуты соглашения о строительстве со стороны холдинга Al Mirqab Capital логистического центра, со стороны Power International Holding — высокоскоростной автомагистрали, а компанией Nebras Power — ветряной электростанции на 1 ГВт и систему хранения энергии. Позже стало известно, что Узбекистан планирует привлечь Катар к реализации проекта Трансафганской железной дороги.

Для Катара, в условиях повышенного интереса стран региона к сотрудничеству с государствами Ближнего Востока, а также желания своих основных геополитических конкурентов в лице ОАЭ и Королевства Саудовской Аравии (КСА), усилить позиции в Центральной Азии, важно если не опередить, то как минимум догнать их и обеспечить присутствие в самой центральной стране региона.

Следует отметить, что Узбекистан открыл свои первые консульства в Дубае (ОАЭ) и Джидде (КСА) еще в 1992 году. При этом в мае 1995 года Узбекистан открыл посольство в Эр -Рияде, а спустя два года – в 1997 году Саудовская Аравия открыла посольство в Ташкенте.

Через десять лет в 2007г. в г. Абу-Даби открылось посольство Республики Узбекистан. Тремя годами ранее - в июне 2004 г. правительство ОАЭ приняло решение об открытии Генерального консульства в Ташкенте, а в июне 2010 г. оно было преобразовано в посольство. Тогда как Катар «опоздал» на целых три десятилетия.

За эти годы портфель инвестиционных проектов ОАЭ в Узбекистане превысил 4 миллиарда долларов а саудовских -  17 млрд. Они охватывают такие сферы как энергетика, нефтехимия, здравоохранение и др.

Чтобы «догнать» своих соседей по Ближнему Востоку Катар выразил желание реализовать в Узбекистане крупные инвестпроекты в тех же областях, а также в туризме, сеульском хозяйстве и др. стоимостью свыше 12 млрд долларов.

19 декабря эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани по приглашению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева совершил двухдневный рабочий визит в Ташкент. В рамках визита было достигнуто соглашении о создании между странами Координационного совета на уровне глав МИД с целью обеспечения своевременного исполнения договоренностей, а проще говоря контроля над их исполнением. Была достигнута договоренность об организации первых заседаний совместной Межправительственной комиссии, Делового совета и бизнес-форума в феврале 2024 года в городе Дохе.

Таким образом, развивая сотрудничество со странами Ближнего Востока, в частности активизируя свое взаимодействие с Катаром Узбекистан стимулирует и  конкуренцию ведущих государств Ближнего Востока за сферы влияния. Ташкенту такая «конкуренция» позволяет наращивать свой экономический потенциал, в то же время есть риск превратиться в одну из центральных площадок борьбы за сферы влияния между Катаром КСА и ОАЭ в регионе Центральной Азии.

 

 

Баку и Ереван: осторожный прогресс
COP29:Экологическая безопасность на Южном Кавказе в фокусе центра STEM и молодых специалистов университета АДА
Грузия перед новым витком противостояния?
Новый проект
Глава центра STEM рассказал, почему Армения торпедирует мирный процесс с Азербайджаном
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами