24 января президент Ирана Эбрахим Раиси совершил визит в Турцию. Следует отметить, что готовившийся и анонсированный еще год назад визит несколько раз откладывался. По разным оценкам, взгляды сторон на текущие политические процессы региональной и глобальной повесток по целому ряду вопросов не совпадали. Это являлось основным поводом для переноса встречи.

На фоне войны на Ближнем востоке между ХАМАС и Израилем и почти полного совпадения оценок и подходов к войне и решению палестинской проблемы визит не только стал возможным, но и привел к конкретным результатам.

Хотя  обе стороны расходятся во многих вопросах, но у них также есть общие интересы. Такие визиты направлены на максимальное усиление общих взглядов и подходов и снижение различий до управляемого уровня. Тот факт, что перед визитом в государственных СМИ обеих стран появились положительные анализы, а министр иностранных дел Ирана Хусейн Эмир Абдуллахян написал очень конструктивную и положительную статью в турецкой газете, также отражает шаги, предпринятые иранской стороной относительно ожидаемых целей визита.

 

В рамках визита состоялось 8-ое заседание Совета сотрудничества высокого уровня обеих стран, на котором выступили президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Ирана Эбрахим Раиси.

Значительная часть обсуждений прошла в русле взаимной поддержки в борьбе с терроризмом. Это особенно важно в свете обстрелов Ирана позиций курдских групп на севере Ирака, и действий Анкары по нейтрализации очагов ПКК в Ираке и Сирии.

По словам Эрдогана, выразившего соболезнование своему иранскому коллеге по поводу теракта в Кермане, стороны сошлись на том, что считают важным дальнейшее укрепление сотрудничества в борьбе с PKK/PYD/YPG и PJAK (аналог террористов PKK в Иране). В какой то степени обе структуры сотрудничают как с США, так и с Израилем.

По словам президента Турции, палестинский вопрос находится в центре внимания как Турции, так и Ирана. И стороны подтвердили поддержку «справедливого дела Палестины». «Мы обсудили необходимость положить конец бесчеловечным нападениям Израиля на сектор Газа и предпринять срочные шаги по установлению справедливого и прочного мира» - подчеркнул турецкий лидер.

Что касается двусторонних экономических связей, то стороны выразили готовность увеличить объем взаимной торговли до 30 миллиардов долларов. Этому будут способствовать подписанные 10 новых соглашений, которые охватывают сотрудничество в различных областях, таких как железнодорожное сообщение, энергетику, совместные коммерческие зоны и связь.

В частности, Иранская компания по управлению энергосистемами и Турецкая компания по передаче электроэнергии (TEIAS) подписали соглашение о вводе в эксплуатацию линии электропередачи Хой-Ван.

Новое соглашение открывает путь к реальной эксплуатации, которая может создать возможность обмена электроэнергией с Турцией и некоторыми европейскими странами.

В свою очередь президент Ирана Эбрахим Раиси подчеркнул, что Тегеран и Анкара, будучи «двумя великими и могущественными странами» могут решить многие региональные и глобальные проблемы сообща.

«️Безопасность Турции – это наша безопасность. Наши враги хотят посеять раздор между странами региона. Способ противостоять этому – региональное сотрудничество» - заявил турецкий лидер, очевидно намекая на действия США и Израиль.

Как известно в начале января Турцию в очередной раз посетил госсекретарь США Э. Блинкен. В этой связи сообщалось, что стороны обсудили роль Турции и других стран региона в оказании влияния, в частности на Иран и его сторонников с тем, чтобы ослабить растущую напряженность.

По всей видимости, аргументы Анкары были положительно восприняты в Тегеране. Иранский лидер заявил, что «самая большая проблема современности – убийства, совершенные сионистами. Ответственность за это несут США».

Он также добавил, что согласен с президентом Эрдоганом в том, что необходимо поддерживать палестинское сопротивление и палестинский народ. «Палестинскому народу должны быть предоставлены его законные права»- подчеркнул при этом Э. Раиси.

Стороны положительно восприняли реализацию регионального формата «3+3» без вмешательства внешних сил и критически отнеслись к существующей международной системе безопасности.

По нению сторон международные организации не могут выполнять свои функции. ООН утратила свою функцию. Иран и Турция выступают за коренную реформу ООН и создание более эффективных инструментов региональной безопасности.

Турецко-иранские отношения нельзя назвать отношениями между союзниками, они всегда определялись как отношения между соперниками. Но в складывающихся обстоятельствах Тегеран и Анкара имеют больше общих позиций относительно актуальных вопросов международной и региональной повесток и предпринимают усилия для того, чтобы сохранить устойчивость в отношениях.

Борьба с курдским сепаратизмом, формирование устойчивых транспортных связей, поддержка Палестине, желание не допустить расширения влияния внерегиональных игроков на Южном Кавказе объединяет эти страны. Все сказанное относится как к ближне- так и к среднесрочным приоритетам лежащим в основе нынешнего сближения сторон.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами