Армения была одной из стран Южного Кавказа, где последствия российско-украинской войны ощутились наиболее сильно. Премьер-министр Армении Никол Пашинян недавно начал предпринимать шаги, которые вызвали беспокойство и гнев в Москве. На самом деле, Армения уже давно почувствовала, что Пашинян находится на переломном этапе.

В результате успешной политики Азербайджана во Второй Карабахской войне, которая началась в сентябре 2020 года и продолжалась 44 дня, был положен конец армянской оккупации.  

Азербайджанскому правительству удалось военными и дипломатическими средствами вернуть часть территорий, утраченных в Первой карабахской войне. Ереван признал поражение. В сентябре 2023 года азербайджанская армия взяла под полный контроль регион в ходе контртеррористической операции против действующего в Карабахе нелегитимного армянского режима. Статус-кво на Южном Кавказе изменился после того, как Азербайджан освободил свои земли, долгое время оккупированных Арменией. Последствия войны и поражения продолжают влиять на внутреннюю и внешнюю политику Армении.

ПОЛИТИКА ЕРЕВАНА В ПОСТ-ВОЕННЫЙ ПЕРИОД 

Премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти после протестов «Бархатной революции» в 2018 году, заявил, что спасет страну от коррупции и политики старого образца. Однако тяжелое поражение Армении во Второй Карабахской войне сделала Пашиняна центром критики. Оппозиционные группы продолжают критиковать его как за неспособность реализовать обещанные реформы, так и за поражение в войне с Азербайджаном.

Карабахский клан, который управлял страной с момента обретения независимости до 2018 года, возглавляет этническую националистическую оппозицию, требующую отставки Пашиняна. Пашинян, который, как ожидалось, уйдет в отставку в апреле 2021 года, победил на досрочных выборах, состоявшихся в июне 2021 года, набрав более 50 процентов голосов.

Для армянского народа было важно, чтобы Пашинян, популярность которого упала после войны, одержал чистую победу. Армяне, которыми на протяжении многих лет манипулировали их лидеры, СМИ и диаспора на Западе, глубоко разочарованы. Когда закончилась почти 30-летняя оккупация Карабаха, армянский народ столкнулся с глубоким кризисом как в экономике, так и  проблемами, связанными с внешней зависимостью страны. Хотя, экономическая помощь диаспоры и России на протяжении многих лет определяла внешнюю политику Армении, продолжающаяся война еще больше усложнила жизнь армянского народа.

Тот факт, что поддерживаемый Москвой бывший президент Армении Роберт Кочарян, который обвиняется в коррупции, потерпел крах на последних выборах, показывает, что армянский народ в поисках лидера за новую, более прагматичную политику.

Пашинян, осознающий экономические, политические и социальные проблемы Армении, выступает за индивидуализм и против националистической политики, включающей ненависть к туркам.

По этой причине он пытается разложить провоенный, этническо-националистический «карабахский клан» и армянскую диаспору, далекую от региональных реалий. Чувствуя необходимость нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, администрация Еревана согласилась внести изменения в принятую в 1991 году Декларацию независимости и конституцию страны.

ЕСТЬ ЛИ СМЕНА ОСИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АРМЕНИИ?

Правовые и экономические реформы, которых также хочет армянский народ, возможны, если будут предприняты правильные шаги во внешней политике. Действительно, Азербайджан, достигший зрелости строительства национального государства и развивший свою экономику с 2000-х годов, сумел модернизировать свою армию и изменить баланс сил между ним и Арменией благодаря своей многосторонней внешней политике.

Этот процесс ознаменовал начало периода, когда Ереван пытался избавиться от российского влияния в стране и проводил прозападную политику. Пашинян, который был известен своей антимосковской риторикой во время пребывания в оппозиции, начал более открыто воплощать эти идеи в жизнь будучи премьером страны. В частности, сделанное Пашиняном в феврале этого года заявление о приостановке участия Армении в возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности усилило дискуссию о "смещении оси" во внешней политике Еревана.

Франция проявила наибольший интерес к прозападной внешнеполитической инициативе Еревана. Между двумя странами было заключено несколько соглашений о безопасности и военной помощи. На самом деле это сближение заставило Францию проводить откровенно антиазербайджанскую политику, и отношения между Баку и Парижем вскоре ухудшились.

Можно утверждать, что Франция, обеспокоенная растущим влиянием Турции в Африке, попыталась принять участие в новом уравнении на Южном Кавказе в качестве геополитического ответа.

В настоящее время внешнеполитические инициативы Армении при Пашиняне носят более прагматический характер. Вместо того чтобы выбирать ось между Западом и Россией, Ереван пытается решить проблемы страны с помощью многомерного внешнеполитического подхода. Позитивные шаги Армении в отношении своих соседей вызовут резонанс и создадут возможность для социально-экономических реформ в стране. Однако, как давление со стороны внутренней оппозиции, так и геополитические устремления новых союзников Еревана могут негативно повлиять на ожидаемый региональный мир на Южном Кавказе.

 

ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДОМ 

К концу 2021 - началу 2022 года Европейский союз стал играть более заметную роль в процессе демаркации границы между Азербайджаном и Арменией. На встрече в Брюсселе между председателем Европейского совета глав государств и правительств Шарлем Мишелем, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном было еще раз подчеркнуто, что достигнута договоренность о создании совместной комиссии по демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. Азербайджан в марте направил Армении предложение из 5 пунктов, которое включало принципы взаимного признания территориальной целостности и принятия границ. После того как Армения объявила о принятии этих принципов в присутствии председателя Совета ЕС Мишеля, работа по формированию комиссии началась после второй брюссельской встречи.

Армянское общество болезненно восприняло поражения в 44-девной войне, однако определение границ означало, признание того факта, что Карабах потерян раз и навсегда.

По этой причине двусторонние переговоры иногда превращались в пограничную напряженность. Наконец, на встрече лидеров ЕС-Азербайджан и Армении в Брюсселе в августе 2022 года было объявлено, что будут предприняты конкретные шаги по созданию пограничной комиссии. Однако в боестолкновениях, вспыхнувших на глубине от 3 до 5 километров на некоторых участках границы между двумя странами, обе стороны понесли большие потери.

Конечно, нетрудно понять, почему Азербайджан занимает столь решительную позицию по пограничному вопросу. Баку хочет как можно скорее установить безопасность в регионе, и интеграцию в обще-экономическое пространсво страны территорий, которые он освободил после 30 лет оккупации. Задержка Армении с ответом на предложения Азербайджана в этом процессе и вынесением этого вопроса на повестку дня по различным каналам, судя по всему, связана с ее попытками компенсировать свои потери после 2020 года.

С другой стороны, снижение доверия у Еревана к России, и изменения в международной конъюнктуре, похоже, открыли разные двери возможностей как для Армении, так и для Запада.

Как известно, Армения – страна, существенно зависимая и зависимая от России в экономическом, военном и социологическом плане. Она также является союзником России в рамках ОДКБ. Однако Россия, думая, что она отталкивает США и Францию от Армении, начав войну в Украине, потеряла некоторые позиции на Кавказе, в частности в Армении, что и привело к изменениям во внешнеполитическом дискурсе Еревана. 

ПОСЛЕ УКРАИНСКОЙ ВОЙНЫ ВЗГЛЯД ЗАПАДА НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

После напряженности между Россией и Западом из-за войны на Украине, Армения продолжила сближаться с США, ЕС и Францией. Франция взяла на себя роль голоса Армении на международной арене в конфликтах между Азербайджаном и Арменией. После российско-украинской войны США наметили общие линии отношений, которые Вашингтон последовательно устанавливает с Арменией, с целью снизить влияние РФ на Ереван. 

В этом контексте планировалось предпринять различные шаги, такие как помощь в развитии инфраструктуры Армении и выступление с инициативами по снижению зависимости от России в энергетическом секторе. Фактически для этих целей между двумя странами было подписано соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики. Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в Армению ясно продемонстрировал позицию США по поводу своего присутствия в регионе.

Эти события можно рассматривать как часть политики Запада по сдерживанию России через США, Францию ​​и ЕС. С другой стороны, США и Франция, вопреки своей прежней роли, предпринимают шаги по разрыву прямых связей Армении с Россией.

В такой ситуации очевидно, что Армения хочет как можно дольше отложить мирное соглашение с Азербайджаном. Армения, которая полагалась на поддержку России в годы оккупации Карабаха, на этот раз, похоже, пытается продвинуться вперед при поддержке Запада.

В результате, это знаменует собой серьезное изменение во внешней политике Армении. После карабахского и приграничного конфликтов среди армянской общины все более широкое распространение получает идея о том, что ОДКБ и Россия оставили Армению наедине с проблемами.

Хотя внезапный разрыв связей Армении с Россией не является событием, которое произойдет в краткосрочной перспективе, Армения, за последние 30 с лишним лет независимости, на сегодняшний день наиболее отдалена от России.  Война, начатая Россией на Украине, похоже, открыла разные двери возможностей для Запада и Армении, однако окно возможностей для мира на Южном Кавказе постепенно сужается.

 

Иран-Ирак: близкий сосед, лучше дальнего родственника
Азербайджанские нарративы на форуме Черноббио
Азербайджан на перекрестке интересов: Европа нуждается в газе, Иран против коридора – интервью директора центра STEM порталу Вести.аз
Молдова готовится к президентским выборам в условиях жесткой конкуренции России и Запада
Баку и Анкара сверяют часы по вопросу урегулирования отношений с Арменией
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами