Задержание самолета Ryanair и главного редактора Телеграм-канала Nexta блогера Романа Протасевича в Минске – пожалуй, одна из самых обсуждаемых новостей в сети и мире масс-медиа. На данный момент инцидент заметно обогнал по актуальности все близкие по характеру события на пространстве Европы и стран СНГ, как, например, арест создателя WikiLeaks Джулиана Ассанджа, или задержание в недавнем прошлом оппозиционного блогера Алексея Навального. Как дальше будет развиваться ситуация с задержанием Протасевича, чем грозит Беларуси продолжение противостояния с Евросоюзом, и не является ли сам инцидент симптомом большой политической головоломки?
Объявление беспилотной зоной воздушное пространство над Беларусией Евросоюзом,стало сильным политическим и экономическим ударом для страны, однако, Минск своей позиции не меняет. В тоже время, в Беларуси, факт задержания Протасевича оказался втором значимым происшествием и признаком давления на независимые СМИ после задержания представителей администрации популярного беларуского информационного ресурса Tut.by.
Как известно, главному редактору белорусского новостного портала Tut.by Марине Золотовой и журналисту Елене Толкачевой предъявлено обвинение в соучастии в неуплате налогов в особо крупном размере. Согласно части 2 статьи 243 Уголовного кодекса Белоруссии, им грозит до пяти лет ограничения свободы или от трех до семи лет лишения свободы.
Интересно, что несмотря на серьезное осуждениедействий беларуских властей со стороны западной и даже российской прессы, негативной реакции лидеров большинства стран ЕС и введенные санкции, большинство экспертов полагают, что ситуация с задержанием Романа Протасевича мало изменится и после состоявшейся встречи Владимира Путина и Лукашенко на переговорах в городе Сочи.
Более того, как известно, в ходе встречи в Сочи, президент РФ уже назвал реакцию ЕС на задержание Протасевича «всплеском эмоций» и не высказал каких-либо серьезных критичных оценок действиям официального Минска.
В тоже время,по мнению беларуского политолога, главы Центра политического анализа и прогноза Павла Усова,прогрессивная общественность Беларуси была шокирована тем, что Лукашенко дошел до такого уровня, когда пренебрегает даже вопросами международной безопасности. На его взгляд, очевидно, что внутри Беларуси никакие элементы власти не функционируют правильно, кроме силы и «политики террора». И вот этот механизм внутреннего управления уже переносится на уровень международных отношений,потому что прежде не было таких случаев, когда военная авиация была использована для того, чтобы посадить европейский пассажирский авиалайнер,практически развернув его у границы другого государства.
«Это, конечно же, вызывало с одной стороны шок, с другой стороны четкое понимание того, что Лукашенко уже не видит возможности развивать отношения с Западом и идет ва-банк в решение вопросов, связанных со стабилизацией системы и внутреннего положения Беларуси, а также в вопросах уничтожения или подрыва деятельности центров беларуской оппозиции зарубежом. Это была исключительно демонстрация силы, но, очевидно, Лукашенко не ожидал того, что это вызовет именно такую реакции, какую вызвала. Я думаю, что прежняя позиция Европейского союза по отношение к Беларуси,к тому что происходило в нашей стране все эти 8 месяцев, а так же реакция Европейского союза на внешнюю политику России, в какой то степени спровоцировала Лукашенко к таким действиям, потому что он был уверен в том, что европейцы не отреагируют, так как они отреагировали», - отмечает беларуский политолог.
По мнению П. Усова, Лукашенко не пойдет ни на какие уступки, не будет выпускать арестованных, а Запад, в свою очередь, уже исключил возможность какого-либо диалога и каких-либо переговоров, а это так же означает, что будет возрастать геополитическое присутствие России в Беларуси.
Как полагает Усов, «внутренний террор» властей будет только ужесточаться, в частности, в плане сроков - они и так уже имеют абсолютно беспрецедентный характер, когда люди получают по 5,7 лет за участие в протестах, и даже когда фабрикуются доказательства и ужесточается законодательство. А за просто подписку на оппозиционной паблик в сети можно получить до трех лет реального тюремного срока.
Как отмечает политолог, фактически до происшествия с посадкой самолета, ситуация развивалась в пользу Лукашенко и властей Беларуси. Практически системное противостояние было уничтожено, более-менее организованные очаги сопротивления в Беларуси были устранены, начался массовый отток беларусов (в Польшу, Литву), в той или иной степени участвующих в протестах. И если ранее они иммигрировали в Россию, то сейчас Россия выдает политических беженцев (или тех, кто пытался уехать в другие страны через Россию), а выезд из Беларуси в страны Европы закрыт уже более чем два месяца.
Также невозможно выехать из Беларуси наземным транспортом и личным транспортом, и теперь уже невозможно улететь самолетом. Но так же это влияло на экономическую активность, из страны уезжали представители IT сферы, представители среднего бизнеса. Закрытие страны и репрессии, на взгляд беларуского политолога, так же повлияли на экономическое развитие страны, но в целом политическая ситуация развивалась для Лукашенко более или менее благополучно. Власти ожидали всплеска активности весной, но из-за превентивных репрессий практически активность была сведена к минимуму. Наблюдалась определенная растерянность в оппозиционных кругах, в оппозиционном движении потому, что трудно было выработать приемлемую модель политического сопротивления.
«И все бы было бы, наверное, хорошо для Лукашенко, если бы он не сделал то, что сделал, т.е сейчас принудительная посадка самолета и реакция на то, что произошло со стороны мировой общественности серьезно изменила положении режима как на международной арене, так и внутри страны», - отмечает П. Усов.
По его словам, таким образом, уже все больше и больше населения начинает воспринимать Лукашенко как неадекватного политика, который может в своих действиях использовать неожиданные и неприемлемые методы борьбы со свободой слова.
«Ну, конечно же, реакция России в этом плане изменилась,хотя официальные заявления мы пока не имеем, но в последние дни очень критичное к Лукашенко были настроены так называемые прокремлевские сми, которые называли его абсолютно неадекватным и призывают к необходимости его смещения. Понятно, что они рассматривают Беларусь как часть России, но критика в адрес Лукашенко возрастает и со стороны России. Так же придало новый стратегический импульс для оппозиции - вновь вернулись ожидания скорых перемен в Беларуси, именно благодаря тому, что произошло с самолетом Ryanair и задержанием Романа Протасевича», - отмечает беларусский эксперт.
Как отмечает П.Усов, прокремлевские СМИ считают, что нужно решать вопрос с Беларусью окончательно, интегрировав ее в российское пространство. Сейчас, по их мнению, создалась благоприятная обстановка, когда потеря суверенитета ценой устранения Лукашенко не будет восприниматься Западом как акт агрессии.
Если ранее такие действия могли бы вызвать ответную реакцию Запада – мол, вы уничтожаете суверенитет, оккупируете Беларусь, сейчас, когда существует угроза непосредственно безопасности европейских граждан или Европе, замена Лукашенко, при котором произойдет разрушение беларуского суверенитета, не будет восприниматься как нечто неприемлемое. То есть, это будет восприниматься как некое «необходимое зло».
Потому, что на Западе сейчас есть понимание, того, что суверенитет становится лишь механизмом произвола для Лукашенко, а не является атрибутом государственности или существования общества, потому что суверенитет по факту стал оружием в руках Лукашенко. Поэтому действия Москвы не вызовут такой отрицательной жесткой реакции со стороны Запада, как это могло бы быть ранее.
По мнению беларуского политолога, в свете последних событий, Путин снова стал «меньшим злом» для Запада, ни смотря на то, что ситуации в России со свободой слова и демократией не изменилась. Таким образом Россия может использовать это для решения собственных вопросов и проблем с Западом. Исходя из того, что планируется 16 июня, по мнению П. Усова, на встрече Путина и Байдена, Беларусь и Лукашенко могут выставить на торги, и Путин согласится на смену Лукашенку в том случае, если против России будут сняты все санкции. И соответственно, от этой ситуации, которая сложилась вокруг Беларуси на сегодняшний день, может выиграть Россия.
«Я думаю, что таким образом Россия сохранит политический контроль над Беларусью, то есть изменения будут происходить на условиях России, а в Беларуси может остаться, так называемое, коллективное управление на базе Совета безопасности союзного государства; не будет никаких выборов в ближайшее время, чтобы не дестабилизировать ситуацию, управление Беларуси будет проходить в ручном режиме. Совет безопасности союзного государства состоит наполовину из военных, наполовину из гражданских,но в своих приоритетах - это полностью советские, русские люди, и они не в состоянии принимать самостоятельных решений.
В перспективе, конечно, могут организовать выборы, но в сохраненной системе авторитарной полностью интегрированной в российское пространство приход иного политика уже не будет существенно менять ситуацию.
В случае изменение системы власти по российскому сценарию, будет условное освобождение людей, чтобы снять напряжение, тем более белорусы отстранение Лукашенко будут воспринимать как окончательное решение вопроса. Для них, я думаю, не обязательно будет какие- то системные изменения, сам факт, того, что Лукашенко отстранен будет восприниматься позитивно. И в этих условиях, конечно же, политических заключенных можно будет освободить, это будет воспринято как жест доброй воли России и политика России в Беларуси, процесс интеграции в целом будет восприниматься населением позитивно и может использоваться как идеологический пропагандисткий ход, - мы вам свободу принесли, давайте живите с нами!» - резюмировал П. Усов.
По мнению специалиста по проблемам безопасности, руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрея Поротникова, все это звенья кампании по запугиванию. А почему сейчас – потому что это, по-видимому, подготовка к электоральной кампании, вероятнее всего к новым президентским выборам.
По мнению эксперта, Протасевича задержали не как представителя СМИ, а именно для того, чтобы запугать людей внутри страны. Сейчас в Беларуси идёт конституционная реформа, которую Лукашенко неосторожно обещал Путину год тому назад в Сочи в сентябре 2020 года. Тогда предполагалось, что будет переход к парламентской системе и уже до марта пройдут президентские выборы, то есть таким образом виделся выход из политического кризиса. Но Лукашенко подавив протест, решил, что может не выполнять соглашение с Путиным и начал как бы «замыливать» эту ситуацию, но тем не менее Россия все-таки надавить на Лукашенко и в феврале он признал, что конституционная реформа будет.
Нынешняя ситуация в том, что Россия явно жёстко давит на первоначальный вариант, вариант парламентской республики, а не желаемого самим Лукашенко - формы президентской республики. А еще есть вопрос скорости новых президентских выборов и его личного персонального политического будущего.
«Так вот Кремль за ним такого будущего не видит, он должен уйти вообще с концами, скорее всего уехать из страны. Сейчас для него основная задача как сделать так, чтобы провести конституционную реформу, но при этом остаться во власти. В каком-то формате - формате президента, в формате главы совбеза по казахстанскому сценарию, ещё в каком-то формате, но остаться, потому что для него это главная гарантия - гарантия физического выживания.
В настоящее время появляется всё больше признаков того, что власти планируют сделать «финт ушами» и провести выборы максимально быстро, чтобы всех поставить перед фактом что вот мы провели повторные выборы - вот результат, до встречи через 5 лет», - отмечает беларуский эксперт.
И уже есть признаки того, что формируется в тайне избирательные комиссии и вот эти вот репрессивные действия направленные против Tut.by и ситуация с посадкой Протасевича, это как раз-таки попытка запугать общество внутри страны для того, чтобы не в преддверии выборов, не по результатам выборов не было никаких массовых протестов и можно было сказать, что народ новую реальность принял. Насколько эту реальность примут внешние игроки вопрос открытый; Москва, по мнению А. Поротникова, однозначно настроена надавитьт на Лукашенко по своему формату.
«Судя по организационным вещам и тем утечкам, которые есть, президентские выборы могут состояться уже где-то в октябре текущего года. Для этого, в августе быстро проводится конституционный референдум. Почему август - потому что это время традиционного отпуска в Брюсселе и Вашингтоне,то есть там на месте никого не будет, можно будет там руками помухлевать. Ну и плюс в Москве тоже. После этого быстро проводятся президентские выборы, но вопрос в том, кто будет кандидатом от режима, а кто будет кандидатом от Москвы. То есть, фактически мы находимся в процессе транзита власти, но пока не очень понятен формат этого транзита, но скорость его, очевидно, будет высокая - к этому подталкивают внешние обстоятельства», - отмечает А. Поротников.
По мнению же беларуского политического эксперта Егора Лебедока, задержание Протасевича - спецоперация под прикрытием международного права, достаточно типовая, но с провальной подготовкой информационного и дипломатического освещения. А это главное в таких операциях. Последствия, по его мнению, будут видны после встречи Байдена и Путина, до этого времени приняты локальные санкционные меры -запреты на полеты над Беларусией и на вылет из Беларусии в Европу. И это не самые большие деньги для страны, но это серьезно сказалось на обществе. Раньше многие в Беларуси закрывали глаза и не видели санкций, теперь для обывателей, собирающихся в отпуск, в том числе силовиков, они стали реальны.
"События, связанные задержанием Протавсевича получили большую мировую огласку. Но Лукашенко на данном этапе не обеспокоен репутационными издержками на европейском направлении. Как я писал неоднократно у него стратегия «выжить сегодня», пусть и в ущерб для завтра. Т.е. сейчас он решает задачу по жесткому подчинению общества, а потом уж решать задачу отношений с ЕС. Закрытие беларуских СМИ, недавняя смерть в заключении участника протестов, принудительная посадка самолета для захвата гражданина - делают Лукашенко еще более токсичной фигурой для Путина на предстоящих переговорах последнего с Байденом. И ЕС вряд ли будет предпринимать что-то серьезное до этой встречи. Конечно, Беларусь там - не основная тема, но и не последняя», - отмечает Е. Лебедок.
По мнению доцента кафедры политической теории МГИМО, беларуского политолога Кирилла Коктыша задержание Романа Протасевича вызвало вполне определенный раскол в беларуском обществе –то есть у проправительственной части это вызвало ликование, у оппозиции это явилось достаточно мощным деморализующем фактором.
«Понятно, что раскол в Белорусском обществе сохраняется, но он еще не настолько драматичный как был, например, в конце прошлого лета. Тогда, в недовольные можно было записать процентов, наверное, до 40-45% от белорусского общества,сегодня же это все-таки в пределах нормативных 10-15% насколько это можно судить по социологическим данным: как оппозиционным, так и правительственным», - отмечает беларуский политолог.
Что касаемо противостояние белорусских властей и Евросоюза,то здесь, как полагает К. Коктыш, наверное, первый вопрос о чрезмерности реакции Евросоюза и в ее несоразмерности.Дело в том, что тут много путаницы,так как самолет был остановлен и приземлен под угрозой минирования, но некий, по словам политолога, «юмор» в том, чтобы самолет остановить и досмотреть белорусам вообще не требовались никакие поводы. То есть, любое суверенное государство имеет абсолютно полное право досмотреть любое транспортное средство которое движется по его землям, водам или воздухе. В этом плане остановить самолет, досмотреть, снять Протасевича с рейса,по его мнению, Беларусь вполне могла.
"Понятно, что все это гораздо серьезнее,поэтому главная интрига - а что Лукашенко получил, получив Протасевича в свои руки? У меня нет единого мнения по поводу задержания Протасевича, скорее всего за ним наблюдали и когда появилась возможность реализовать операцию, она была выполнена. Другой вопрос - а откуда Минск узнал о графике перемещения Протасевича и, самое главное, о том рейсе, на котором он будет? Проще всего это было узнать либо у Греции, либо у Литвы и возможно здесь не стоит сбрасывать Литву со счетов, которая с одной стороны довольно сильно страдает от переориентации белорусских грузовых потоков на российские порты. И исключать, что кто-то из литовского руководства (конечно, не самых верхов) таким образом сделал дружественный жест и предоставил информацию Беларуси - я бы эту вероятность на сегодня не исключал», - подытожил К. Коктыш.
Так или иначе, подводя общую черту под мнением беларуских экспертов и политологов, можно отметить, что никто из них не сгущает красок по поводу будущего официального Минска – несмотря на оперативные действия властей по задержанию представителей оппозиционных СМИ, завидных «бонусов», по мнению экспертов, данный шаг Лукашенко и его правительству не принесет.