6 октября в Казахстане прошел важный референдум, касающийся строительства атомной электростанции (АЭС). Гражданам предложили ответить на вопрос, поддерживают ли они этот проект. Основной мотив проведения голосования — устранение дефицита электроэнергии, особенно в южных регионах, и укрепление энергетической независимости страны.
Для любой страны строительство атомных электростанций (АЭС) предоставляет странам ряд важных преимуществ, но также сопряжено с определенными вызовами и рисками. Для такой страны как Казахстан, который находится стратегически важном месте и является крупным актором в Центральной Азии, данный вопрос имеет особую значимость. Именно поэтому вокруг этой темы с 2023 года ведутся дискуссии, что и привело к проведению референдума, итогом которого 71,12% казахстанцев проголосовали за строительство АЭС в Казахстане. Всего в списке было 12 284 487 человек, из них проголосовало 7 820 937, что составляет 63,66% из общего количества.
Доведения вопроса о постройке АЭС из позиции дискуссии до уровня референдума говорит не только о государственной важности решения этого вопроса, а также о его чувствительности для казахского народа. И этому есть несколько причин.
В первую очередь, Казахстан имеет печальную страницу истории, связанную еще с Семипалатинским полигоном. Этот объект был стратегически важным для СССР, именно там происходили ядерные эксперименты. Официальные источники зафиксировали 116 ядерных взрывов над землей. Среди них был первый советский водородный заряд, произведенный 12 августа 1953 года, мощностью 400 килотонн в тротиловом эквиваленте - это была самая мощная детонация на полигоне (Bauer, S,2022).
Эти эксперименты тронули тысячи людей, подорвало здоровье живущих в близлежащих населенных пунктах, нанесла урон биоразнообразию, водным ресурсам, и в целом экологии. Но спустя столько лет, есть позитивные изменения. Были проведены полевые и лабораторные исследования радиационной и экологической ситуации в районе реки Иртыш, прилегающем к Семипалатинскому полигону. Выяснили, что радиационная обстановка в этом районе нормальная: эквивалентная доза гамма-излучения составляет от 0,11 до 0,13 микрозивертов в час (Solodukhin et al., 2015).
C 1991 года полигон прекратил свою деятельность, а Казахстан перешел в фазу безъядерной стратегии.
Тогда многие раскритиковали Казахстан, и даже своих мемуарах бывший министр иностранных дел, нынешний президент Казахстана Касымжомарт Токаев написал, что решение Казахстана стать безъядерным государством, критиковалось за то, что Казахстан добровольно разоружила себя и тем самым ослабила свои позиции перед лицом новых событий.
Сейчас спустя столько лет, с новыми геополитическими реалиями АЭС поднимет на новый уровень позицию Казахстана не только в регионе Центральной Азии, но и во всем мире.
Потребность Казахстана в новой АЭС скорее исходит не из внешнеполитических соображений, а из интересов во внутренней политике. Последние события в энергопотреблении Казахстана тому подтверждение: например, в Казахстане хотят принять законопроект, по которому до полутора раз подорожает товарный газ для домохозяйств, использующие объемы газа больше установленных норм потребления. Это вызвано тем что общее энергопотребление в Казахстане выросло, и строительство АЭС может помочь сбалансировать потребление энергии.
Также атомная энергия, как вариант, может стать замещение для других энергоресурсов.
В интервью аналитическому центру STEM член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов отметил, что энергетическая система Казахстана столкнулась с серьезными вызовами. Мощности, которые были построены в прошлом, не обновлялись на протяжении долгих лет и в настоящее время существенно устарели, а средний возраст казахстанских ТЭЦ составляет 62 года, что является официальной статистикой. Естественно, с таким износом оборудования случаются регулярные перебои.
Эксперт также отметил о влиянии демографических изменений: население страны продолжает расти и уже превышает 20 миллионов человек, включая граждан и временных прибывающих, таких как туристы.
Одновременно с этим развивается промышленность, увеличиваются масштабы малого и среднего бизнеса, требующего стабильного энергоснабжения.
Кроме того, происходит глобальная электрификация - от использования электромобилей до роста популярности электротранспорта, включая самокаты и бытовую технику. Однако старые энергетические мощности продолжают деградировать, а новые, крупные объекты до сих пор не введены в эксплуатацию. В результате, страна все чаще сталкивается с дефицитом энергии, который становится критической проблемой в условиях растущего спроса.
«Тем не менее, дефицит электроэнергии, в прошлом году составлял порядка 2 гигаватт. Мы говорим сейчас об АЭС по 1200 МВт, 2 реактора, то есть это 2,4 ГВт. По сути, если бы эта станция была уже сегодня, она бы нам закрыла лишь текущий дефицит»- сказал он.
Эксперт объяснил потребность в построении АЭС следующим образом: По официальному прогнозу Министерства энергетики к 2030 году в Казахстане будет дефицит энергии в размере 6 гигаватт - это уже как две атомные станции по два энергоблока.
В целом по Центральной Азии к 30-му году прогнозируется дефицит энергии в размере 9 гигаватт. Это очень большой объем, страны Центральной Азии продолжают расти.
Также потребность в АЭС и впоследствии использовании атомной энергии исходит от нынешнего состояния и употребления угольных ресурсов Казахстана и мирового отношения к использованию угля как основного энергоресурса. Это подтвердил и сам эксперт: «Казахстан обладает огромными запасами угля, который на сегодняшний день остается важным ресурсом для энергетики и промышленности страны.
Наши подтвержденные запасы угля при нынешнем уровне добычи (около 115-125 миллионов тонн в год) хватит более чем на 300 лет.
Кроме того, на уголь сохраняется устойчивый спрос на международных рынках, особенно в металлургии, где его активно используют для производства. Но, Казахстан, как и весь мир, сталкивается с вызовами в отношении угля, который считается «грязным» источником энергии. Международное сообщество постепенно отказывается от финансирования угольных станций, несмотря на то, что существуют технологии для очистки угля, например, в Китае. Однако такие проекты требуют значительных финансовых вложений, что делает эту энергию довольно дорогой.»
Относительно ситуации использования природного газа Байдильдинов заявил о сложной ситуации в Казахстане с природным газом, так как страна испытывает дефицит газа для генерации электроэнергии, и около 85% добычи контролируют три крупных международных консорциума: Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, при этом, эти компании не обязаны поставлять весь объем добытого газа на внутренний рынок, а цены на газ для местного населения остаются высокими.
Впрочем, строительство АЭС достаточно серьезный проект со всех аспектов, это достаточно финансово затратный процесс в чем признаются власти Казахстана.
Вице-премьер Казахстана Роман Скляр заявил, что «строительство АЭС – долгосрочный проект, который может затянуться на 10 и более лет, международный опыт показывает, что стоимость таких объектов может увеличиваться до 50% от начальной сметы из-за инфляции и удорожания материалов».
Эксперт также высказался относительно финансового вопроса: он подметил, что на строительство может понадобится 15 миллиардов долларов США, а страна сама не располагает такими средствами, поэтому подрядчик должен прийти со своими инвестициями и реализовать проект.
«Наиболее вероятным исполнителем видится российская компания «Росатом», которая является технологически продвинутым партнером Казахстана, особенно в контексте сотрудничества с Казатомпромом. С высокой вероятностью именно «Росатом» возьмет на себя строительство первой атомной электростанции в Казахстане, что станет важным шагом для решения проблемы энергодефицита и укрепления энергетической независимости страны»,- сказал эксперт.
Строительство АЭС в Казахстане имеет ряд преимуществ как для внутренней политики, так и для внешней. Как выяснилось, сначала цель – решить проблемы с дефицитом энергии и сделать потребление сбалансированным, а также путем референдума, как отметил и сам эксперт, не только руководство страны, но и сам народ добровольно решил дать согласие на это строительство.