Китай на Южном Кавказе: Поднебесная активно осваивает регион

Российско-украинская война в серьезной степени повлияла на расстановку политических сил в различных регионах планеты. Изменение влияния России приводит в движение ее геополитических конкурентов, который, каждый по своему, стремится потеснить ее в местном раскладе политических сил.

Что же касается регионов, непосредственно прилегающих к России, то речь и вовсе идет о переформатировании системы региональных отношений, где вес и влияние Москвы пытаются заместить другие центры силы. Одни – действуя нахраписто и в открытую, другие – тихой сапой, шаг за шагом усиливая свое присутствие. Среди последних, Китай стоит особняком.

С обретением южно-кавказскими  государствами своей независимости, Китай, шаг за шагом, последовательно наращивал свое присутствие в регионе, прежде всего в Грузии, где его участие в важнейших для страны инфраструктурных проектах является наиболее ощутимым.

 

После начала реализации глобального проекта «Один пояс-один путь» с середины десятых годов роль Китая в региональной политике еще более возросла. Проект Транскаспийского международного транспортного маршрута, интегрированный в срединный коридор является движущим фактором, современного этапа взаимоотношений Китая с государствами Южного Кавказа. Лишь Армения, остается в стороне от этого проекта, в силу конфликтной ситуации в отношениях с Азербайджаном. Поэтому Пекин, для того чтобы включить Ереван с свои региональные логистические схемы рассматривает возможность использования других региональных коммуникаций для обеспечения связанности Армении со Чего ждут друг от друга Китай и Южный Кавказсвоими региональными  интересами.

Показателем роста влияния Поднебесной в регионе может стать товарооборот страны с региональными участниками. Согласно китайской таможенной статистике, за период с 2001 по 2009 год торговля между Китаем и Южным Кавказом увеличилась с 25 миллионов до 1,1 миллиардов долл. Таким образом, за десятилетие достигнув отметки в миллиард долларов. При этом, рост составил 44 раза. За последующие десять лет, с 2009-го по 2020 годы, общая торговля региона Южного Кавказа с Китаем выросла еще в более чем в три раза, составив по итогам 2020 года около 3,6 млрд. А в 2022 году, этот показатель вырос еще на порядок, превысив уже 5, 7 млрд долл.

Данные Всемирного банка показывают, что в период с 2005 по 2018 годы товарооборот Китая с Арменией увеличился примерно на 2070%, с Грузией - примерно на 1885%, с Азербайджаном - на 380%.

Тем не менее, место Китая в рейтинге крупнейших торговых партнёров стран региона всё ещё не очень велико, хотя Пекин стабильно входит в пятерку их ведущих торгово-экономических партнеров.

Так, в 2020 году Китай стал 4-м крупнейшим торговым партнёром как для всех трёх стран Южного Кавказа вместе взятых, так и для Азербайджана и Грузии отдельно (после ЕС, России и Турции). При этом доля Китая в товарообороте стран региона хотя и медленно, но все же стабильно растет, колеблясь от минимум 7,5% в Азербайджане до максимум в 13,6% в Армении.

Как и в случае с торговлей Китая  со странами развивающегося мира, в  импорте Китая из Южного Кавказа преобладают сырьевые материалы, а в экспорте – машины и оборудование. Из Южного Кавказа Китай в основном импортирует руды и нефть, тогда как импорт остальных товаров крайне незначителен: в 2020 году более 97% импорта Китая из Армении составили медные и молибденовые руды/концентраты (фактически почти треть армянского экспорта в Китай составляет медная руда, а 85% молибденовая руда), 94% всего китайского импорта из Грузии также составляют руды/концентраты меди, а также драгоценные металлы (более половины грузинского экспорта этих товаров приходится на Китай), 89% импорта Китая из Азербайджана это нефть и нефтепродукты.

Поэтому сырьевая составляющая экспорта стран Южного Кавказа в Китай выражена достаточно ярко. При этом все страны Южного Кавказа в торговле с Китаем испытывают дефицит торгового баланса.

Согласно национальной статистике, в 2020 году импорт Армении из Китая превысил экспорт в 2,3 раза (674 против 290 млн долл), Грузии – в 1,5 раза (709 против 477 млн долл), Азербайджана – в 3,3 раза (1414 против 477 млн долл).

Среди стран Южного Кавказа наименьшие показатели товарооборота  с Китаем у Армении $1,8 млрд. (2022 г.) в то же время в последние годы Пекин становится все более важным партнером для Еревана. Товарооборот Китая с Грузией составил $1,9 млрд, а с Азербайджаном - $2,1 млрд.

Индустриальной зоной в Поти будет управлять компания из КитаяВ то же время, самые тесные отношения сложились у Китая с Грузией. В 2017 году Китай и Грузия подписали соглашение о свободной торговле. В Тбилиси возлагали большие надежды на то, что выход страны к побережью Черного моря обеспечат ему определенные преференции во взаимоотношениях с Пекином, подчеркивая свое транзитное значение в рамках маршрута «Один Пояс- Один Путь». Однако этого не произошло. Причины разные, но в основном они связанностью со слабой географической связанностью и повышенными геополитическими рисками. 

Южный Кавказ все еще недостаточно эффективно связан с Центральной Азией, где Китай наращивает свое присутствие, особенно в свете решения последнего саммита Китай-Центральная Азия, состоявшегося в мае текущего года  в Сиане. Несмотря на то, что в связи с перенаправлением ряда грузопотоков на срединный коридор, ТМТМ  все еще не стал для Китая исключительно важной транспортной артерией, с точки зрения реализации поставок китайских товаров в Европу.

Открыть компанию в Грузии: какие преимущества для бизнеса открывает  свободная торговля с Китаем? | InternationalWealth.infoТем не менее, невзирая на то, что Китай пока не рассматривает Южный Кавказ в качестве основного региона для расширения своего экономического влияния, Грузия и Азербайджан всегда рассматривались им как приоритетные региональные партнеры в контексте реализации концепции «Срединного коридора».

Об этом свидетельствуют и показатели прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые за период с 2014 по 2019 год превысили 700 миллионов долл. Пострановое распределение китайских инвестиций в регионе выглядит следующим образом.

В Китае отметили 100-летие Гейдара Алиева — EADaily — Китай. Китай новости.  Новости Китай. Китай новости сегодня. Новости Китая. Новости. Новости  сегодня. Китай нефть. Военные новости Китая. Китай экономика. Экономика  Китая. Китай новости 18.04.2023.Азербайджан

 

за минувшие десятилетия Азербайджан инвестировал в экономику Китая порядка $1,7 млрд, что превышает китайские инвестиции в азербайджанские проекты, в сумме составляющие $800 млн. Пекин также предоставил Баку кредиты на закупку китайских товаров для ряда проектов, таких как расширение алюминиевого завода в Гяндже.

Китайский бизнес активно работает в ряде отраслей Азербайджана, таких как нефть, банковское дело, финансы, банковское дело и связь. Так, в октябре 2018 года был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия между SOCAR и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).

В том же году Азербайджанская инвестиционная компания (АИК) и китайская CNEEC (China National Electric Engineering Co Ltd ) подписали меморандум о сотрудничестве, предусматривающий создании производства автомобильных шин на территории Азербайджана.

В то же время, последовавшая вслед за этим пандемия короновируса, а также 44-дневная война, очевидно, негативно отразились на планах китайской стороны, поскольку оба проекта остались нереализованными.

Примечательно, что Азербайджан является единственной страной в регионе, чьи инвестиции в китайскую экономику превышают инвестиции Китая в Азербайджан. В то же время в Азербайджане работает порядка120 компаний с китайским капиталом, а китайские подрядчики принимали участие в различных проектах, общая стоимость которых составляет свыше $600 млн.

Китай поддерживает территориальную целостность и суверенитет Армении -  замглавы МИД КНР

Армения

 

В Армении самый низкий уровень китайских инвестиций в регионе. В 2011 году Китай объявил, что инвестирует около 500 миллионов долларов США в производство железа в Армении. Однако инвестиционные обещания гонконгской компании Fortune Oil не оправдались. В другом случае китайская компания из провинции Гуандун пообещала инвестировать около 100 миллионов долларов США в производство мебели, но это обещание  также не было выполнено. В 2019 году китайская алюминиевая компания объявила о планах инвестировать 100 миллионов долларов США в развитие алюминиевой промышленной зоны в Армении.

Тем временем не так давно Армения и Китай договорились относительно строительства в южно-кавказской стране «Умного наукограда» с китайскими инвестициями в размере 10-15 миллиардов долларов США. Впрочем, и его специалисты оценивают как мало реалистичный. 

Одним из крупных инвестпроектов Китая в Армении является СП «Шаньси-Наирит», решение о создании которого было принято еще в 2003 году.  Лишь спустя семь лет, в 2010 гду оно было введено в эксплуатацию. Хотя доля армянской стороны в «Шаньси-Наирит» составляет 40%, а производственная мощность совместного предприятия еще в 2018 году составляла 30 тысяч тонн, до сих пор непонятно какую прибыль Армения получает от его эксплуатации.

Из некоторых источников стало известно, что до последнего времени армянская сторона не получала свою долю от выручки завода. В 2023 году было объявлено о намерении армянской стороны провести переговоры с китайскими партнерами с целью приобретения продукции по себестоимости и последующим ее экспортом на зарубежные рынки.

 

Грузия и Китай подписали пакет соглашений о сотрудничестве в разных сферах  | Report.azГрузия

 

Традиционно основной объем китайских инвестиций на Южном Кавказе направлялся в Грузию. Так, в 2019 году сумма китайских инвестиций в грузинскую экономику составила 671 млн долл. А в 2022 году они опустились до 109 млн долл. В том же году общий объем прямых иностранных инвестиций в Грузию составил 2 миллиарда долларов США. На этом фоне показатели китайских инвестиций остаются незначительными. И, тем более ни в какое сравнение не идут с инвестициями Пекина в государства Центральной Азии, ряд стран Ближнего Востока и Пакистан, которые считаются приоритетными направлениями для китайских капиталовложений.

Самым крупным проектом, реализованным Китаем в Грузии за последние годы, стало строительство особой экономической зоны в пригороде Тбилиси под названием «Хуалинг Тбилисское море Новый город», для чего Эксимбанк Китая предоставил кредит в размере 195 миллионов долларов США. Китай профинансировал строительство гидроэлектростанции Хадори. Еще один проект — это гидроэлектростанция «Ненскра» стоимостью 100 млн долл., финансируемый посредством АБИИ. Азиатский Банк реконструкции и инвестиций

В 2017 году АБИИ предоставил Тбилиси 114 миллионов долларов США на цели улучшения связности страны. Одним из элементов запланированного проекта является объездная дорога вокруг грузинского портового города Батуми с целью повышения эффективности международного транзита из Китая в Европу. В 2019 году китайская компания China Railway 23rd Bureau Group (China Railway) объявила, что построит в Грузии новую дорогу Квешети-Коби протяженностью 22,7 км. Общая стоимость проекта оценивается в 1,2 миллиарда лари (428,6 миллиона долларов США). Китайские железные дороги построят также 13 км дороги, которая является частью Международного транспортного коридора Север-Юг.

В настоящее время ведутся работы и на дороге Хуло-Зарзма, которая станет кратчайшим маршрутом между плохо связанными регионами Грузии Самцхе-Джавахетия и Аджария. Обновленный участок пойдет от населенных пунктов Хуло до Зарзма в Адигени через перевал Годердзи, что значительно сократит время в пути между двумя южными регионами Грузии.

Обсуждены возможности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в  Азербайджане

           Одним из основных инструментов влияния Китая на экономики стран Южного Кавказа является, основанный по его инициативе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Для этой структуры приоритетными направлениями развития сотрудничества являются Азербайджан и Грузия. По словам официальных представителей Банка во взаимодействии с Азербайджаном наибольший интерес представляют инвестиции в железнодорожный сектор, сектор судоходства и другие сектора инфраструктуры. Примерно те же приоритеты сохраняются и в отношении Грузии. Сотрудничество со странами региона развивается с 2016 года. Первым крупным совместным проектом в регионе стал TANAP, в который банк вложил 600 миллионов долларов США. Кроме того, Банк активно поддерживал страны Южного Кавказа в период пандемии.

          В политическом плане, Китай предпочитает дистанцироваться от участия в военной напряженности в регионе, занимая подчеркнуто нейтральную позицию в отношении имеющихся в его пределах конфликтов. Декларируя поддержку территориальной целостности государств Южного Кавказа, Пекин дает понять, что рассчитывает на аналогичное отношение к своим собственным проблемам, в частности связанным с Тайванем. Выдвигая экономические интересы на передний план Китай, стремиться нивелировать негативное для себя влияние других игроков, в частности США, с опасением поглядывающих на его планы по расширению своего присутствия в регионе. Осторожные и не очень намеки Вашингтона к своим региональным партнерам, осторожно относится к инициативам Китая, нередко выступают раздражительным фактором, стимулирующим интерес к сотрудничеству с Поднебесной. И в этой своей беспроигрышной тактике Пекин продолжает свою «игру в долгую» по нейтрализации влияния основных геополитических конкурентов.

 

Давление на Сербию и Азербайджан: подчерк тот же
Стратегический тупик: Армения не сможет развивать транспортное сообщение в обход Азербайджана
Практические шаги к новой политической реальности на Южном Кавказе
Азербайджан и Словакия договариваются на перспективу
В центре STEM прошла встреча с аналитиками Польского института международных отношений PİSM
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами