Кризис ОДКБ: есть ли будущее у военного сотрудничества на постсоветском пространстве?

В 2022 году в официальных, экспертных кругах и СМИ все чаще стали говорить о кризисе в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь и Армения. На фоне войны в Украине и произошедшей в сентябре эскалации напряженности на границе Армении и Азербайджана, а также Кыргызстана и Таджикистана, в странах-участницах ОДКБ участились призывы к выходу из этой организации. О перспективах ОДКБ в сложившейся ситуации STEM поговорил с экспертами из Казахстана, Кыргызстана и Швеции. 

- В сентябре между Кыргызстаном и Таджикистаном произошли самые серьезные вооруженные столкновения за всю историю независимости этих стран. В результате были убиты около 100 человек с обеих сторон. Как конфликт между этими странами отразится на сотрудничестве в ОДКБ, учитывая, что обе эти страны туда входят? 

Мурат Тулеев – эксперт Центрально-Азиатского корпуса развития, кандидат политических наук (Казахстан): Да, данный конфликт между вышеуказанными центральноазиатскими странами был беспрецедентным за весь период их независимости. Ответственность за начало конфликта стороны возложили друг на друга и обменялись претензиями об акте агрессии и вторжении на свою территорию. При этом каждая сторона интерпретирует свои действия как защиту суверенитета и территориальной целостности. С учетом сложившейся ситуации, делимитация и демаркация границ Кыргызстана и Таджикистана – это не просто определение и обозначение государственных границ между странами на местности. Это обширный, многогранный вопрос, непосредственно связанный с жизнедеятельностью местных общин, с использованием населением обеих стран природных ресурсов и инфраструктуры на местах. Для решения вопроса с границами на спорных территориях, нужно учитывать интересы обеих сторон.

Фото: Мурат Тулеев

Ведь напряженность из-за таких ресурсов как вода, земля и пастбища может продолжиться даже после окончательного определения границ. 13 октября в Астане с лидерами двух стран встретился президент России. Об итогах встречи известно немного, но в пресс-службе президента Кыргызстана Садыра Жапарова отметили, что Путин "выразил готовность оказать содействие" в решении проблем на границе. Эти государства играют важную роль в вопросах обеспечения коллективной безопасности, вносят определенный вклад в сохранение мира и стабильности в зоне ответственности ОДКБ. В силу этого конструктивный диалог между Бишкеком и Душанбе необходим не только этим двух странам, но и всем государствам – членам ОДКБ.
Канатбек Абдиевнезависимый аналитик, эксперт в области конфликтов (Кыргызстан): Да, действительно, в сентябре произошел самый ожесточенный конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, и это, конечно, отразилось на сотрудничестве во всех сферах, особенно в военной сфере. Например, Кыргызстан должен был принять военные учения по линии ОДКБ, под названием «Нерушимое братство 2022», но когда до них осталось всего несколько дней, отказался от их проведения. Министерство обороны тогда никак это не прокомментировало – было просто сказано, что Кыргызстан отменяет учения. После этого Кыргызстан не поехал на военные учения в Таджикистане. То есть, вооруженный конфликт оказал серьезное влияние на сотрудничество двух стран.
Грег Саймонс – научный сотрудник Института российских и евразийских исследований Университета Уппсалы (Швеция): Я не думаю, что этот конфликт как-то повлияет, потому что он существует дольше чем сама ОДКБ.

Напряженность периодически увеличивается, причем это касается не только границы Таджикистана и Кыргызстана, но также происходит и на границе Узбекистана.

В конечном итоге, ОДКБ дает сторонам возможность вести диалог, обсуждать разногласия, которые, на мой взгляд, будут сохраняться, так как напряженность на границе периодически будет возрастать и в будущем.

- Видите ли вы готовность ОДКБ поддерживать Армению в случае обострения ее отношений с Азербайджаном, учитывая то, что всех членов ОДКБ (кроме самой Армении) с Азербайджаном связывает очень тесное сотрудничество?

Мурат Тулеев: В период эскалации армяно-азербайджанского конфликта большинство экспертов наблюдало разочарование в ОДКБ в Армении. Следует отметить, что ОДКБ, дистанцировалась от армяно-азербайджанского конфликта каждый раз при его обострении. Когда назревал конфликт в Нагорном Карабахе, ОДКБ заявляла, что война идет за пределами Армении, поэтому вмешиваться не будет. Когда обострялась ситуация на армяно-азербайджанской границе, то организация заявляла, что не занимается приграничными конфликтами. В нынешних условиях ОДКБ может перестать представлять важное значение для Армении, но вместе с тем, для нее пока нет смысла в скорейшем выходе из ЕАЭС или ОДКБ, а также возможной смены геополитической ориентации... 
Канатбек Абдиев: В недавнем конфликте с Азербайджаном Армения попросила помощи у ОДКБ. Но ничего взамен не получила. Вообще если смотреть на историю ОДКБ, поддержку со стороны ОДКБ мало кто получал. Обычно последнее решение в таких вопросах стоит за Москвой. Привлечь силы ОДКБ на разрешение внутреннего конфликта удалось только Казахстану во время январских событий в этом году. Кыргызстан, например, просил силы ОДКБ вмешаться во время внутреннего конфликта в 2010 году и во время недавнего конфликта с Таджикистаном. Но поддержки оба раза не получил. Я не думаю, что в случае конфликта Армении с Азербайджаном силы ОДКБ будут выступать решающим фактором, потому что Кыргызстан и Казахстан, будучи тюркоязычными странами и имея близкие отношения с Азербайджаном, вряд ли это поддержат. Если говорить про Кыргызстан, нынешний президент Садыр Жапаров стремится улучшить отношения с Турцией, Азербайджаном, особенно в военной сфере.

Фото: Канатбек Абдиев

Недавно мы приобрели дроны Bayraktar, а в Бишкеке были построены школа имени Гейдара Алиева и Парк Дружбы Кыргызстана и Азербайджана. Поэтому добиться единогласной поддержки от ОДКБ в этом вопросе будет очень сложно.

Грег Саймонс: Ранее – во время конфликта в Нагорном Карабахе, Армения просила о помощи, но ответа не получила. Я думаю, так будет и в будущем. С другой стороны, с точки зрения военного обеспечения, Армения не в том положении, чтобы выходить из ОДКБ. Здесь стоит учесть много разных факторов – геополитических, экономических, которые, как правило, не хотят упоминать. Я не думаю, что ОДКБ будет участником какого-то возможного конфликта в будущем. Она не захочет ввязываться в конфликт, который может разрастись во что-то большее с непредсказуемыми последствиями. Ситуация вокруг Армении и Азербайджана угрожает стабильности. Есть проблемы со стабильностью и в других регионах. ОДКБ стремится поддерживать определенный баланс, который и так находится под угрозой.

- Какие сложности для членов ОДКБ создала военная операция России на территории Украины?

Мурат Тулеев: С начала войны против Украины отдельные официальные лица и эксперты муссировали в российских СМИ вопрос о позиции государств-участников ОДКБ. Указанный факт можно рассматривать как попытку втянуть союзников в войну. Только Беларусь де-факто приняла участие в войне, предоставив свою территорию для вторжения российских войск в Украину. Президент Казахстана Токаев в своём выступлении на форуме в Санкт-Петербурге отказал в поддержке. Также Казахстан не признал легитимность референдумов на оккупированных Россией территориях Украины.

Астана исходит из принципов территориальной целостности государств, их суверенного равенства и мирного сосуществования в соответствии с международным правом и уставом ООН.

 

В целом, зона ответственности ОДКБ четко очерчена международно признанными территориями государств-членов организации, и коллективная безопасность обеспечивается в пределах этих территорий. Таким образом, вопрос участия ОДКБ в зоне российско-украинского конфликта в повестке не стоит. Вместе с тем необходимо отметить, что ОДКБ вошла в стадию серьезного системного кризиса. Во всех странах общественное мнение высказалось о целесообразности выхода из этого союза. Конечно, причины в каждой стране разные, но общая тенденция на виду. Организация показала себя как неэффективная структура. Приграничные конфликты между Таджикистаном и Кыргызстаном показали, что уже назрела необходимость рассмотрения вопроса по поводу их дальнейшего пребывания в ОДКБ. Ведь данная организация не смогла предотвратить столкновения даже между союзниками.

Были большие опасения, связанные с возможностью давления России на своих союзников с целью вовлечения в войну в Украине. В этой связи было заметно, что из-за внутренних противоречий, Организация договора о коллективной безопасности показала свою недееспособность.
 

Канатбек Абдиев: Да, военный конфликт России с Украиной определенно создал проблемы для членов ОДКБ. Особенно это видно по Казахстану с Кыргызстаном. Казахстан публично открестился от ДНР и ЛНР, заявив, что не признают эти «новые территории». В Кыргызстане публично об этом не говорили, но признания на дипломатическом уровне также не было. Я думаю, в кулуарах велись разговоры о том, чтобы привлечь в Украину силы ОДКБ. Россия испытывала трудности с человеческими ресурсами, поэтому им пришлось объявить мобилизацию. Логистика и военная мощь тоже оказалась не на ожидаемом уровне. Поэтому, я думаю, в разговорах глав стран-участниц ОДКБ этот вопрос поднимался. 

Грег Саймонс: В долгосрочной перспективе, я не думаю, что это произойдет. Для них не секрет,что, например, американская корпорация RAND еще в 2019 году рассматривала разные сценарии по перенапряжению сил России (прим: имеется в виду доклад Overextending and Unbalancing Russia). В том числе создание проблем в Беларуси, Казахстане, на Южном Кавказе и Украине. Есть определенное понимание, что это затрагивает далеко не только Россию и Украину, здесь гораздо более широкая геополитическая картина… Если мы вспомним что было до Украины, ОДКБ сумела подавить революцию в Казахстане. Это доказывает, что эта организация имеет смысл. Тогда она впервые выступила в таком качестве. А сейчас происходит много разных событий.

Фото: Грег Саймонс  

- Остались ли вопросы в сфере безопасности, представляющий интерес для всех участников этой организации? Есть ли вопросы по которым сохраняется общее желание сотрудничать?

Мурат Тулеев: Вопросы в сфере безопасности, представляющий интерес для их участников всегда есть и всегда будут. ОДКБ, которой еще недавно предрекали распад, неожиданно стала востребованной. К примеру, в Кыргызстане. Глава министерства обороны Кыргызстана высказал мнение, что силы ОДКБ должны стоять на кыргызско-таджикской границе. По его словам, чтобы избежать очередного обострения ситуации на спорных участках, нужна третья, беспристрастная сторона, которая не допустит очередного конфликта. По данному поводу, как говорится, комментарий излишни... Наверное, желание сотрудничать есть и у Кыргызстана, и у Таджикистана. Здесь спорные вопросы нужно решать только дипломатическими методами.

Для урегулирования ситуации стороны должны быть готовы пойти на какие-то взаимные уступки, а также демилитаризировать приграничные территории. Необходимо объявить мораторий на применение оружия в приграничной зоне. Уровень недоверия друг к другу на границе на пределе. Любая ошибка может в перспективе привести к военному конфликту.

 

Дальнейшая милитаризация приграничных районов уже недопустима. Ведь чем дальше будет продолжаться этот конфликт, тем выше будет напряжение и тем больше шансов перехода локального приграничного конфликта на новый межгосударственный уровень. Не стоит забывать и о возможной заинтересованности внешних сил для дальнейшей эскалации данного конфликта в целях решения своих геополитических задач...
Канатбек Абдиев: Несмотря на то, что ОДКБ, казалось, дала трещину и не стала организацией, которая защищает своих членов, хоронить ее еще рано. Страны ОДКБ в своей военной доктрине до сих пор учитывают ОДКБ как главную организацию по защите своих границ и национальных интересов. Кроме того Россия, имея большой вес в этой организации, предоставляет другим ее членам оружие и военную технику и бесплатно обучает военные кадры. Военные стран-членов ОДКБ до сих едут в Россию за повышением своего профессионализма. Плюс большая часть техники и оружия у членов ОДКБ советского и российского образца, соответственно они зависят от запасных частей, комплектующих и снарядов российского производства. Поэтому ОДКБ продолжит играть решающую роль в регионе.
Грег Саймонс: Конечно, всегда существуют какие-то расхождения и разногласия. Но я думаю, в странах ОДКБ есть достаточно общих интересов и возможностей для сотрудничества, особенно в вопросах безопасности, где эта организация доказала свою полезность для ее членов. Я уже упомянул операцию в Казахстане, где бунт был подавлен. Это дало понимание разных возможностей ОДКБ. Это не неподвижная организация. Она меняется под воздействием разных обстоятельств, развивая разные формы сотрудничества. ОДКБ, как организация, также дает возможность обсудить инциденты на границах Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, которые периодически происходят уже несколько десятилетий, чтобы они не вылились во что-то более серьезное. Кроме того, можно упомянуть и другие вопросы связанные с безопасностью, такие как борьба с терроризмом, торговлей наркотиками, проблемами исходящими из Афганистана, где тоже возможно сотрудничество. И необходимо понимать, что ОДКБ не только военная организация, но также и политическая. 

Брюссельские мечты Никола Пашиняна и сложности региональной политики
«Грузинская мечта» и грузинская реальность
О новых разделительных линиях Запада на Южном Кавказе
Уйдет ли Россия из Армении или поделит сферу влияния с Западом? - директор центра STEM ответил на вопросы в эфире CBC
В преддверии брюссельской встречи Пашиняна: Возьмет ли Запад члена ОДКБ под свой
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами