Кто стоит за новым политико-энергетическим кризисом в Грузии вокруг строительства ГЭС Намахвани?- экспертное мнение

За последние 6 месяцев противостояние вокруг строительства гидроэлектростанции Намахвани в Грузии не утихает, а наоборот, набирая новые обороты, ставит под угрозу энергетическую безопасность страны. Важность обеспечения независимости в удовлетворении энергетических потребностей обусловлена необходимостью создания собственного энергетического комплекса. Ввиду недостатка углеводородных ресурсов и географических параметров, энергетическая сфера во многом зависит от действующих и запланированных на будущее ГЭС, которые обеспечивают страну энергией. Но зависимость от иностранного импорта растет с каждым годом, что подталкивает соответствующие государственные структуры на создание своего энергетического баланса. На данный момент Грузия импортирует большую часть электроэнергии из Азербайджана, России, Турции и Армении, что носит множества экономических последствий для Грузии.

Дело в том, что при возрастании энергетической зависимости от иностранного импорта большая часть финансовых ресурсов тратится на закупку электроэнергии, и данный фактор может повлиять на внутреннюю экономику страны и развитие других важных сфер, в силу недостатка финансов.

Чтобы предотвратить подобные случаи, государство должно строить и укреплять собственную энергетическую структуру, что и осуществляется со стороны Грузии на протяжении последних лет. В настоящее время большая часть энергетической потребности удовлетворяется за счет ГЭС Ингури, которая по масштабу и производственным показателям является самым большим на Кавказе. Несмотря на ее потенциал, правительство приняло решение начать строительство других электростанций с поддержкой иностранных компаний.

Одной из них является ГЭС Намахвани, которая должна удовлетворить 12%–15% энергетических потребностей Грузии. Ее строительство взяли на себя турецкая компания ENKARenewables (90%)и норвежская CleanEnergy (10%) вместе с правом на владение данной электростанцией на 99 лет.

 

Но строительство ГЭС на данной местности неожиданно привела к забастовкам активистов и проживающих вокруг каскада местного населения. Причина митингов была вызвана из-за предполагаемой опасности строительства ГЭС в Намахване, которая по мнению протестующих не соответствует стандартам и характеристикам местности, и в случаи возникновения климатических катаклизм грозит экологической катастрофой всему Имерети.

Наряду с экологическим фактором есть и экономический, который, по словам местных виноделов, может иметь необратимые последствия. Причина опасений заключается в оригинальности сортов виноград, из которых производится вино, что составляет основной источник дохода для местных виноделов. В случаи строительства ГЭС вся экологическая структура может потерпеть определенные изменения, в результате чего могут пострадать местные виноделы.

Другой фактор вызван из-за передачи контроля над ГЭС турецкой компании на долгий срок. Протестующие считают недопустимым передачу грузинских земель иностранным инвесторам. В правительстве считают перечисленные аргументы митингующих необоснованными, так как до достижения соглашения о строительстве ГЭС были проведены соответствующие мониторинги и учтены все географические факторы местности.

Согласно позиции правительства Грузии, данный проект является важным для достижения независимости проводимой энергетической политики.  Несмотря на значимость проекта, торпедирование строительства может привести к серьезному политико – энергетическому кризису в Грузии. Общественный резонанс вокруг строительства ГЭС все больше подтверждает предположения о том, что вокруг этого проекта больше политических манипуляций, нежели экономических интересов.  

Такой точки зрения придерживается и грузинский политолог Петре Мамрадзе.

Грузинский эксперт в интервью центру STEM не исключил, что ряд представителей  оппозиции намеренно подогревают протесты, с целью дискредитировать власть.  

По его мнению, об этом свидетельствует  и  численность участников акции против строительства ГЭС, на которые  оппозиция вывела в таком большом количестве людей, сколько не смогла даже после последних выборов.

«С одной стороны, каждый понимает, что  Грузии, которая является одной богатейших стран по неосвоенным гидроресурсам, нужно строить ГЭС. С другой стороны, у населения просто нет доверия к правительству и на то есть причины. Норвежская компания, привлеченная к строительству Намахвани, однажды уже построила 2-километровый тоннель, который в итоге обрушился.    После того скандала, эта же компания получила проект строительства  Намахванского ГЭС. Поэтому у людей возникли сомнения, а не присутствуют ли в этом проекте коррупционные сделки», - рассказал Мамрадзе.

 

Эксперт отметил, что из-за малой освоенности ресурсов Грузии приходиться закупать газ и нефть у соседних стран, что приводит к выбросу сотни тонн вредных веществ в атмосферу.

«У меня нет сомнения насчет значимости строительства НамахванскогоГЭС. Ее надо построить. Но надо построить хорошо и качественно. На основе контракта, который будет выгоден и для грузинского населения и инвестора. Но за этот контракт  я поручится не могу. Как и у большинства населения у меня нет доверия правительству», - рассказал Мамрадзе. 

В ходе строительства была оштрафована турецкая компания ЕНКА, а противники проекта и вовсе начали муссировать слухи про усиливающееся турецкое влияние в экономике страны, что наводит на мысли, о том, что за акциями протеста могут стоять внешние геополитические игроки.  

«Иногда распространяется информация, что Турция мирно «оккупировала» часть Аджарии, так как там активно присутствует турецкий бизнес -  гостиницы, рестораны, небольшие маркеты и т. д. Но, никто не задается вопросом -  а почему турецкое? Где другие инвесторы? Разве турецкие инвесторы мешали другим? Может кому-то в Тбилиси не нравится, что там нет немцев или англичан, но инфраструктура, созданная турецкими инвесторами,  это рабочие места и от этого население получает определенный доход. А то, что в Грузии за все 30 лет  так и не было  серьезных западных инвестиций, то в этом виновата власть, которая не сумела сделать Грузию привлекательной для инвестиций. А Турция сыграла позитивную роль в лихие 90-е годы прошлого века, когда экономика страны полностью коллапсировала. Если не Турция, тогда кто бы создал эти рабочие места?  Поэтому тут надо подходить объективно к этому вопросу», - рассказал эксперт.  

Он также оценил роль ГЭС Намахвани для энергетической безопасности Грузии. «Есть серьезная статистика и если в Намахвани ГЭС будет построено и вступит в строй, то это будет огромный вклад в энергетическую безопасность Грузии.  В тоже время это означает, что в плане экологической безопасности будет достигнут очень большой шаг. Ежегодно 520 тыс. тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу с тех ТЭС, которых могли бы заменить ГЭС, что в итоге наносит колоссальный урон атмосфере и негативно сказывается на частном фермерском хозяйстве. Фермеры не могут продать мед или другие продукты, несмотря на договоры с ЕС или с иными партнерами, так как уже в почве присутствуют вредные вещества, которые не приемлемы по стандартам, из-за изрядного загрязнения природы. Помимо прочего, в стране, в которой внешнеторговый дефицит растет из года в год (5–6 миллиард долларов), и превысил государственный бюджет страны, а миллиарды долларов тратятся на закупку нефти и газа, чтобы в последствии его сжечь и получить энергию, не освоены даже 20% гидроресурсов. Путь развития и строительства ГЭС в стране, единственный для Грузии,  что в дальнейшем позволит даже превратить страну в экспортера энергии», - заключил Петре Мамрадзе.  

Отметим, чтобы достичь общего знаменателя в процессе переговоров с противостоящими против создания ГЭС Намахвани, правительство приняло решение приостановить строительство на 9–12 месяцев для проведения, соответствующих экологических, геологических исследований в регионе.

Также министерство юстиции привлечет к процессу международную юридическую компанию, чтобы конкретизировать все детали касательно достигнутого соглашения с иностранными инвесторами, вдобавок представитель Энергетического союза ЕС будет приглашен в Грузию, чтобы участвовать в процессе регулирования вопроса. По словам организатора забастовок Варлама Голетиани, достичь полного соглашения с правительством не удалось, так как пока основные требования протестующих не выполнены.

В требования «Защитников ущелья Риони» входят прекращение строительства ГЭС, вывод полиции и прекращение агрессивной политики властей, и возвращение палаток, которые были снесены. Представители правительства заявили, что признают право местных на проведение митингов, но осуществление национальных интересов важнее всего. Исходя из этого можно предположить, что после проведения соответствующего мониторинга и уточнения всех деталей проекта, строительство Намахванского ГЭС продолжится.

В своем выступлении премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили отметил, что переговоры о строительстве каскада шли несколько лет, но именно сейчас противостояние против данной инициативы обострилось. Он добавил, что протесты могут иметь политический оттенок, учитывая последние события в политике Грузии, но, чтобы достичь энергетической независимости в стране, необходимо создать соответствующий комплекс. После заявления премьер-министра, протвиники проекта ГЭС Намахвани еще больше активизировались. Особенно после комментария экс-президента Михаила Саакашвили, который считает, что за всей этой инициативой по строительству ГЭС стоит бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили и другие политические фигуранты от правящей партии "Грузинская мечта". По его словам, без его согласия никто не смог бы осуществить данный проект в Грузии.

Мнения о том, что митинги вокруг Намахванского каскада являются политически мотивированными, имеют под собой основания в силу последних политических беспорядков в стране, которые возникли между оппозицией и правящей партией. Оппозиция, чтобы увеличить давление на партию «Грузинская мечта» может использовать данный случай для подрыва доверия к последним в Грузии. Но если оценивать ситуацию на основе конкретных фактов, то важность создания своего энергетического баланса, тем самым обеспечив удовлетворение потребностей Грузии в электроэнергии, является главным двигателем в строительстве Намахванского ГЭС.

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами