Визит секретаря Совета Безопасности России Сергея Шойгу в Иран 5 августа многие наблюдатели напрямую связывают с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке. При этом акцент делался на мессидже, который секретарь российского Совбеза привез иранскому руководству относительно того, чтобы при ответном ударе Израилю, Ирану следует избегать попадания ракет по густонаселенным районам Израиля. Впрочем, в сложившихся условиях Тегеран вряд ли будет соотносить свои планы с советами со стороны.

Скорее всего у военного руководства этой страны есть конкретный план действий который вряд ли мог быть подвергнут коррекции по «совету»  Шойгу. Гораздо более важным могло быть обсуждение действий на случай эскалации конфликта и вовлечения в него других участников. В частности США.

В этом случае Ирану могла бы понадобиться помощь Москвы, параметры которой могли быть предметом обсуждения в Тегеране.

Сообщается в частности, что Иран запросил у России передовые системы ПВО. По некоторой информации Россия уже начала поставлять радары и другое оборудование для противовоздушной обороны.

За день до приезда Шойгу издание NBC выпустило статью, в которой утверждается, что несколько часов назад в Тегеране приземлился транспортный самолет Ил-76, который прилетел из России с баллистическими ракетами «Искандер» на борту, предназначавшиеся Ирану.

Возможно, что просьба российской стороны Ирану «сдержано» отреагировать на ликвидацию Хании, стала условием согласия передачи Тегерану ракет «Искандер». Президент России может пытаться сохранить свои отношения с премьером Израиля, испортившиеся в последние месяцы на фоне войны Израиля с ХАМАС. Последний раз они провели телефонный разговор в декабре 2023 года. 

Россия поддерживает позицию арабских стран в отношении войны в Газе, а российское руководство активно контактирует с лидерами ХАМАС, что раздражает Израиль. Но даже при всем при этом, разрыва отношений между странами не происходит.

По другой информации. Москва планировала передать проиранской группировке хуситов в Йемене ракеты и другое военное оборудование, но не передала их из-за дипломатического давления со стороны Саудовской Аравии и угрозам со стороны США. Такой вариант был бы чреват полным разрывом отношений между Москвой и Тель-Авивом.

В Тегеране Сергей Шойгу встречался с президентом Масудом Пезешкианом и  с главой Генштаба вооруженных сил Ирана Мохаммадом Багери. Сообщается, что в конце июля Москва и Тегеран завершили подготовку договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и стороны могли бы обсудить реализацию его положений в новых условиях.

По информации агентства IRNA, страны могут подписать соглашение на саммите БРИКС в октябре. Редакционная работа над документом, призванным повысить статус российско-иранских отношений продолжалась без малого два с половиной года.

Ожидается, что после его принятия стороны становятся фактическими союзниками. Станет ли после этого Москва более активно помогать Ирану в его ближневосточных делах, а Иран более активно будет участвовать в планах России в Украине, вопрос остается открытым.

Тем временем США наращивают свою группировку на Ближнем Востоке, готовясь к возможной войне. Чтобы сохранить присутствие авианосной ударной группы на Ближнем Востоке, министр обороны США Ллойд Остин приказал ударной группе авианосца «Авраам Линкольн» заменить группу авианосца «Теодор Рузвельт», которая в настоящее время находится в зоне ответственности Центрального командования (на Среднем Востоке). Сообщается также о возможном дополнительном  развертывании американских сухопутных и военно-воздушных сил в регионе в кратчайшие сроки.

К сказанному следует добавить, что в Израиле находится огромный склад оружия США, созданный в 1984 году на случай участия американской армии в региональном конфликте, а также для обеспечения быстрого доступа Израиля к оружию в чрезвычайных ситуациях.

При этом американские официальные лица заявляют, что такими действиями они собираются сократить уровень напряженности в регионе. Странно представить, что эскалация военного присутствия Соединенных Штатов на Ближнем Востоке каким то образом способствует снижению градуса регионального напряжения.

Тем не менее, американские чиновники полагают, что Иран может отказаться от планов массированного удара по израильской территории и зеркально ответить израильским властям на ликвидацию Хании.

Так, существует опасение, что иранская сторона помимо стандартного ракетного обстрела может прибегнуть к «менее типичной атаке, например убийству».

Тем временем, по информации израильских СМИ новый глава Политбюро палестинского движения ХАМАС Яхья Синвар проявил заинтересованность в достижении сделки с Израилем о прекращении огня и освобождении заложников до эскалации ситуации с Ираном.

Сообщается, что Синвар якобы направил длинное послание представителям руководства движения, которые находятся за пределами сектора Газа. В нем он призывал их достичь договоренности с Израилем о прекращении огня до возможной атаки со стороны Ирана.

Предполагается, что  у нового лидера движения нет хороших отношений с Тегераном, кроме того, он сталкивается с серьезным давлением со стороны военного руководства ХАМАС.

По их данным, в своем послании Синвар также призвал находящихся в Катаре членов руководства не вмешиваться в переговорный процесс с Израилем: участвовать в нем могут только его заместитель Халиль аль-Хайя и член политбюро Гази Хамад, которые покинули сектор Газа и выехали в Бейрут незадолго до конфликта.

Правда, официальные круги Израиля придерживаются отличной позиции. По мнению министра иностранных дел Израиля Исраэля Каца, избрание Яхьи Синвара политическим лидером ХАМАС усиливает иранское влияние на группировку. Исраэль Кац заявил, что «палестинский вопрос теперь полностью контролируется Ираном и ХАМАС».

Да и в самом Иране с воодушевлением восприняли известие об избрании Синвара лидером ХАМАС, что вряд ли предполагает серьезного изменения отношения лидеров группировки к переговорному процессу с Израилем и не позволяет делать выводы о возможности позитивной динамики развития региональных процессов.