О факторах, влияющих на усиление геополитической напряженности на Дальнем Востоке

На днях стало известно, что Тайвань привел войска в состояние «боевой готовности» после того, как в воскресенье обнаружил китайский авианосец к югу от острова. Очередная напряженность на Дальнем Востоке может быть связана с реакцией Пекина на реализацию со стороны ряда тихоокеанских стран нового антикитайского регионального пакта.

Еще в начале мая текущего года, руководители оборонных ведомств США, Австралии, Японии и Филиппин (SQUAD) собрались на Гавайях на вторую совместную встречу в данном формате с целью усиления военно-политического сотрудничества.

Предполагается, что данный формат, является частью «Индо-Тихоокеанской стратегии» Вашингтона и направлен на сдерживание Китая.

В Индийском океане его аналогом является QUAD - стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.

В Тихом океане «роль Индии» играют Филиппины, которые все больше действуют в фарватере американской политики.

Руководители оборонных ведомств SQUAD впервые встретились в июне 2023 года на полях диалога по безопасности Shangri-La в Сингапуре. А в апреле 2024 года четыре страны провели совместное морское патрулирование в исключительной экономической зоне Филиппин на фоне продолжающейся напряженности между Филиппинами и Китаем.

Предполагается, что основной целью SQUAD является координация действий сторон на случай конфликта, с этой целью группа намерена чаще проводить совместное патрулирование акватории Тихого океана, что способствует повышению эффективности совместных действий против предполагаемого противника, коим по умолчанию является Китай.

Если принять во внимание что в дополнение к указанным форматам существует также группа «Aukus», оборонный пакт между Австралией, Великобританией и США, то становится очевидным, что речь идет о единой стратегии, преследующей цель создать устойчивую систему союзов, направленных против растущего влияния Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.

Разница между QUAD и SQUAD заключается в том, что в отличие от первой, вторая полностью состоит из военных союзников США, которые хорошо управляемы, вписаны в американскую сферу влияния и проводят антикитайскую политику.

Предполагается, что на тактическом уровне новая группировка сформирует более целенаправленный механизм против Китая, который похож, но более эффективен, чем тот, который имеется в рамках QUAD, поскольку Япония, Австралия и Филиппины являются союзниками США, тогда как Индия, хотя и входит в группу QUAD, технически не является союзником Вашингтона. Таким образом, SQUAD более сориентирована на удовлетворение потребностей США в регионах Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива.

Формируя SQUAD, США стремятся использовать территорию, оборонный бюджет и вооруженные силы стран-участниц для расширения влияния США в Тихоокеанском регионе.

Проблема в том, что Филиппины – активный участник еще одного регионального формата сотрудничества, на этот раз – экономического – АСЕАН, может втянуть в орбиту противостояния с Китаем этот альянс. Это чревато дальнейшим ухудшением военно-политической ситуации в восточной части Тихого океана.

Китай, в ответ на действия США и их союзников дает понять, что не намерен отказываться от своих основных целей в регионе и реализует собственную программу действий, включая военные учения, в том числе совместные с Россией, рейды вблизи акватории Тайваня и пр.

Очевидное повышение градуса напряженности в регионе происходит «синхронно» с эскалацией на Ближнем Востоке и в украинском конфликте, что вписывается в теорию глобального конфликта развитие которого происходит в режиме реального времени.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами