26 октября в столице Грузии прошел IV «Тбилисский форум Шелкового пути». На мероприятие прибыли в том числе премьер-министры Азербайджана и Армении, а также Черногории. В какой то степени мероприятие можно назвать прообразом трехстороннего южно-кавказского формата, о возможности создания которого так часто говорится в последнее время.

В мероприятии приняли участие порядка 2 тыс. человек, которые прибыли из более чем 60 стран мира.

Инициатором создания платформы для международного диалога между высокопоставленными политиками, представителями бизнеса и общественными лидерами выступила Грузия еще в 2015 году назвав ее «Тбилисский форум Шелкового пути».

Примечательным событием нынешнего форума стало то что впервые за свою историю, и за историю Южного Кавказа на нем встретились премьер-министры всех трех стран региона.

В выступлениях глав кабинетов министров всех трех стран акценты делались на экономическое сотрудничество и ведущую роль в этом транспортной составляющей.

В частности, премьер-министр Азербайджана Али Асадов отметил, что сроки доставки грузов по Срединному коридору из Казахстана в порты Грузии по сравнению с предыдущими годами значительно сократились. Цель - сокращение в следующем году срок транспортировки вдвое (до 11-15 дней). Ведется активная работа по увеличению грузоперевалочной способности Бакинского международного морского торгового порта  с 15 млн до 25 млн т в год.

Этому может способствовать подписание в рамках форума соглашения о создании совместного предприятия на паритетных началах между АО «Азербайджанские железные дороги», АО «Казахстанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога» - ООО «Мидл Коридор Мультимодал».   

По словам главы азербайджанского правительства, в повестке дня азербайджано-грузинского сотрудничества также находится вопрос создания новой портовой инфраструктуры, и азербайджанская сторона готова к сотрудничеству и в этом направлении. Речь по всей видимости идет об изучении возможности участия Азербайджана в создании порта Анаклия и о расширении возможностей существующей портовой инфраструктуры на Черном море, где есть доля Азербайджана, в частности в терминале Кулеви.

Али Асадов также  отметил, что новые реалии в регионе создают хорошие условия для вывода многостороннего сотрудничества в регионе на качественно новый уровень и принесут экономические и коммерческие дивиденды всем странам региона.

Фактически он дал понять Еревану, что если тот заинтересован в получении экономических выгод, ему следовало бы примкнуть к азербайджано-грузинскому экономическому тандему.

В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян также построил свою речь на видении Ереваном мирной повестки многостороннего сотрудничества в регионе. В основе армянского видения перспектив южно-кавказского диалога стоит  идея «Перекрестка мира». По мнению Никола Пашиняна ключевой смысл этого проекта - развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и  Ираном.

Он отметил, что разблокирование коммуникаций «стало бы коротким и эффективным маршрутом, соединяющим Каспийское море со Средиземным, как железнодорожным, так и автомобильным транспортом». По его убеждению «эти коммуникации могут стать эффективным способом соединения Персидского залива с Черным морем, в том числе и с грузинскими портами».

Правда, армянский премьер так и не объяснил почему центр транзитно-транспортного сообщения на Южном Кавказе должен непременно смещаться в сторону Армении и не пояснил, как он собирается открывать дорогу в Зангезуре, когда за 3 года переговоров с Азербайджаном армянская сторона так и не пришла к окончательному решению по данному вопросу.

Примечательным заявлением стало высказывание замминистра территориального управления и инфраструктур Армении Акопа Варданяна о том, что «Армения в случае отсутствия политических проблем готова получать газ из Азербайджана, а также стать транзитной страной для поставок газа и электроэнергии из Азербайджана в Европу».

Оно может указывать на тот факт, что Ереван ведет поиски альтернативы для российского газа и не прочь устроить политический торг с Азербайджаном для полного устранения «политических проблем».

Правда в Баку слова армянского чиновника не услышали. Требования Азербайджана по Зангезурскому коридору остаются неизменными, и пока они не найдут своей реализации азербайджанская сторона вряд ли будет рассматривать любые предложения, звучащие из Еревана.

В свою очередь основным рефреном выступления премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили можно считать его заявление о том, что Грузия намерена сотрудничать с Арменией и Азербайджаном в деле установления долгосрочного мира на Южном Кавказе в рамках платформы «Инициатива мирного соседства».

Процессы, происходящие в регионе Южного Кавказа, обсуждались и на отдельной встрече премьер-министров Грузии и Армении Ираклия Гарибашвили и Никола Пашиняна в Тбилиси.

По видимому стороны обсуждали перспективы трехстороннего  формата взаимодействия в экономической сфере, что очень важно сегодня для Тбилиси. Поскольку перемещение центра тяжести региональной политики в грузинскую столицу несет ряд важных геополитических преимуществ. В частности, позволяет Грузии выступать в качестве объединяющей все три страны региона платформы, повышая ее геополитическую капитализацию, главным образом в глазах ЕС.

Грузия является единственным претендентом на статус кандидата в члены ЕС среди подавших заявку стран Восточного Партнерства. Проведение форума накануне 8 ноября, когда состоится предварительное решение по данному вопросу (окончательное решение ожидается в декабре) может каким то образом стимулировать процесс предоставления Тбилиси статуса на вступление в ЕС. По крайней мере в грузинской столице очень бы хотели, чтобы в Евросоюзе обратили внимание на рост значения Грузии в региональной политике.