Обостроение отношений с Украиной работает против Грузии - Георгий Мчедлишвили

Об отношениях Грузии с ЕС, а также и политике правящей партии Грузии «Грузинская мечта», а также отношениях Тбилиси и Москвы, рассказал в интервью STEM-lab грузинский политолог, бывший сотрудник исследовательского института Chatham House, ассоциированный профессор Международного Черноморского Университета (Тбилиси) Георгий Мчедлишвили.

На фоне отмены Россией виз для граждан Грузии и запуске прямых авиарейсов, со стороны властей Грузии часто звучат заявления о вероятности того, что в будущем Россия деоккупирует территории Грузии. Насколько реален такой шаг со стороны России после «потепления» отношений с Грузией?

Разумеется, это все досужие разговоры - на сегодняшний день Россия не собирается этого делать, так как Грузия не ведет себя достаточно хорошо для такого "подарка". Сегодня подобный шаг со стороны руководства России был бы воспринят как очень большая геополитическая уступка и российский народ (совершено справедливо) воспримет подобный шаг как поражение. Думаю, российское руководство (читай Владимир Путин) может пойти на восстановление территориальной целостности Грузии - соответственно приказав это своим марионеткам в Сухуми и Цхинвали - только с случае полного возвращения Грузии в лоно российских интересов. А это маловероятно. Поэтому, как и во многих других случаев, грузинские власти мягко говоря "лукавят".

Какие настроения царят в сепаратистких образованиях после этих неких «потеплений» в грузино-российских отношениях?

Разумеется, там беспокоятся, прекрасно понимая, что вся Грузия для России важнее чем две ее провинции, и если Россия станет договариваться с Тбилиси по-серьезному, Сухуми и Цхинвали просто прикажут "вернуться назад". Соотвественно, за год-полтора до этого будет дан приказ перестать вести клеветническую кампанию против "грузинских людоедов" и байки о "геноциде абхазского/осетинского народа". Этот бред сменится другим, типа "Грузинский народ всегда был братским для русских, абхазов и осетин, и лишь натренированные американцами насажденные оттуда же сначала Шеварднадзе, а потом Саакашвили стали проводить антироссийскую политику". Если когда-либо мы увидим такую резкую перемену в риторике, это и будет знаком к тому, что в Кремле принято решение "наградить" Грузию.

Следует ли ожидать введения санкций в отношении грузинской авиации или представителя властей страны, из-за авиасообщения с Россией?

Я думаю следует. Как видно из страха перед Россией, грузинские власти даже не очень усердно стараются "отсеивать" те российские авиакомпании, которые находятся сами под санкциями. Не говоря уже о членах семей российских дипломатов, примером чего является визит на свадьбу родственника дочери Лаврова. (СМИ писали, что дочь российского главы МИД РФ Сергея Лаврова – Екатерина Винокурова – приехала в Грузию на свадьбу брата своего мужа Александра Винокурова, ред.)

Как восстановление прямого авиасообщения с Россией может отразиться на решении о статусе кандидата Грузии?

Это не очень хороший "мессидж" для Евросоюза. Несмотря на то, что само по себе восстановление сообщения очень неплохо с гуманитарной точки зрения, с учетом граждан Грузии, живущих в России и разделенных семей. Но в то время, когда практически все компании России становятся объектом международных санкций, соглашаться на такой шаг - это политическое решение, означающее, что Грузия не присоединяется к санкциям, что означает отсутствие солидарности с Украиной. Естественно, оптимизма в Европейских структурах касательно европейской ориентации Грузии это не добавит.

Сейчас главный вопрос для грузин — статус кандидата. Ираклий Кобахидзе говорит, что шансы на получение статуса 50/50. По вашей оценке, насколько велик этот шанс?

 Я не стал бы давать оценку в процентах, да и вообще политические прогнозы явление неблагодарное. Но можно с уверенностью сказать, что у Евросоюза есть вопросы й Грузии касательно выполнения 12 пунктов. Похоже на то, что с июня прошлого года, Грузия выполняет эти 12 пунктов не слишком усердно, и похоже надеется на то, что получит все-таки статус, но по геополитическим соображениям.

По вашему наблюдению, в какой степени антизападные заявления грузинского правительства и евроскептицизм правящей команды, могут стать причиной отказа в статусе кандидата?

Правительство Грузии уже давно находится в режиме сохранения власти, и поэтому его заявления и действия направлены исключительно на это. Сейчас коньюнктура такая, что у большинства электората запрос на мир. Грузия "навоевалась" в 1990-е годы и в 2008-м году, и многие прекрасно помнят ужасы войны - как внешней агрессии, "подожженного" Россией сепаратизма, так и гражданской войны. Это вызвало такую гуманитарную катастрофу в стране, что у народа отторжение конфликта.

И правящая партия предтставила "картину мира" таким образом, что "нас хотят втянуть в конфликт, а наше правительство этому противится". В этом одна из причин ставки на антизападную риторику.

Что касается отношений с европейскими институтами, в частности с Европарламентом, то причин натянутых отношений несколько. Одна из них в том, что часть грузинской оппозиции уже 11 лет "работает" с европейскими структурами, пытаясь представить деятельность "Грузинской Мечты" в максимально негативном свете.

Это можно назвать и "лоббистской деятельностю", потому что очень похоже на то, что у части европарламентариев есть и "другая заинтересованность". Это видно, например в том упорстве, с которым они требуют освобождения Саакашвили, который совершенно законно отбывает срок за прегрешения, совершенные в годы своего правления.

Лидеры «Мечты» часто упоминают некую «партию глобальной войны». Кого они имеют в виду?

Причин этому несколько. "Грузинская Мечта" сделала ставку на минимизацию рисков и экономическое развитие. Это было бы невозможно, если бы Грузия полностью присоединилась бы к санкциям запада против России. Плюс, в руководстве Украины есть несколько деятелей - ярых сторонников Саакашвили, с очень негативным отношением к нынешнему грузинскому руководству. Благодаря деятельности этих людей Украина совершила ряд недружественных шагов по отношению к Грузии.

Хотя, по большей части вся эта риторика "Грузинской Мечты" направлена на свой электорат и позиционирование себя как единственной силы, которая обеспечивает мир и экономическое развитие.

Так как в последние 2 года Грузия действительно имеет 10-15%-ый экономический рост - в том числе и благодаря 110 тысячам российских граждан проживающих в Грузии и прибывших по большей части после начала военных действий в Украине - то "Мечте" не очень трудно убедить свой электорат в том, что военная поддержка Украине приведет к боевым действиям на территории Грузии, и люди, которые этого хотят, это прежде всего "Единое Национальное Движение" (партия основанная Михаилом Саакашвили), ее политические партнеры (т.н. радикальная оппозиция) и их "лоббисты" в США и Европе.

Дипломатические отношения между Грузией и Украины на сегодня прекращены и посол Грузии выслан из Киева. Как вы оцениваете обострение отношение двух стран?

Высылка посла - возмутительное и очень ошибочное действие со стороны президента Зеленского, тем более из-за Саакашвили, совершенно по делу отбывающего свой срок, и прибегающий к "аферистическим" приемам (голоданием Сакашвили довел себя до такого состояния, чтобы вызвать жалость и политическое давление с требованием освобождения). Решение с высылкой посла тем более несправедливое, что Грузия и приняла у себя несколько тысяч беженцев с Украины, посольство Грузии не эвакуировалось из Киева (как это сделали посольства многих других стран) и в обществе Грузии поддержка Украины безоговорочная.

Естественно, некоторые шаги Грузии, как неприсоединение к санкциям, выглядят очень неприглядно, как и упомянутое восстановления авиасообщений с Россией, да и вообще обеспечение экономического роста притоком россиян (получается, что хоть и косвенно, но из-за войны). Обострение отношений между странами - очень плохое явление. Сейчас оно работает против Грузии, что явственно проявилось на последнем саммите НАТО, где Грузия была представлена лишь министром Иностранных Дел, и получила довольно низкую оценку со стороны Альянса, в явном контрасте с Украиной.

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами