От Сочи до Москвы: Стратегия Азербайджана и сформировавшиеся текущие реалии в переговорном процессе

В ближайшее время в России намечается встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Исходя из того, что Брюсселе-Вашингтонская площадка показывает более плодотворный результат, Россия стремится не отставать от данной динамики и всячески старается увеличить свое участие в дипломатическом треке при минимальном ущербе своим региональным интересам. Главной же целю Москвы было и есть – не допущение подписание мирного договора на принципах территориальной целостности и суверенитета, что в перспективе может положить конец военному присутствию России на Южном Кавказе. Однако, сейчас эта цель почти не реализуема в силу целесообразной стратегии Азербайджана по отношению к Российской площадке начало которого была заложена на Сочинской встрече 2022-го года. Цель этой статьи проанализировать позицию высшего политического руководства России, так как со времен Сочинской встречи, отношение России к пост-конфликтным процессам в регионе и переговорному процессу в целом, не поменялось. 

Итоговое заявление Сочинской встречи в октябре прошлого года начисто разбила надежды армян по поводу Карабаха. До встречи Н. Пашинян заявлял о готовности подписать на встрече Российский вариант мирного договора из 15-ти пунктов. Однако трёхстороннее Сочинское заявление состоит всего из шести пунктов что означает, что более половины изначального документа было отвергнуто в результате двухсторонних и трехсторонних встреч.

Стратегия Азербайджана

Пятнадцатый пункт был отвергнут Азербайджаном задолго до встречи. Азербайджан дипломатическими каналами донес до Российской стороны что никоим образом не будет обсуждать тему Карабаха, т.к. считает это сугубо внутренним делом. Позиция Баку была однозначной и бескомпромиссной: «Мы его не рассматриваем и не будем рассматривать».[1]

Территориальная целостность и суверенитет имеет жизненно-важное значение для любой страны. Нарушение красных линий Азербайджана чревата для Армении новой войной, а для Москвы резким ухудшением отношений с Баку. При этом позиция Азербайджана логична и укладывается в рамки “realpolitik”.

Моргентау утверждал, что одним из главных задач дипломатии является сопоставление соответствий и баланса поставленных целей с целями других государств. Происходит это по следующей схеме:

  • Государство «А» (Азербайджан) должен определить, является ли цель/объект (Карабах) жизненно-важным для него интересом. Если нет, предпочтительнее отказаться, чем довести дело до войны. Однако Карабах жизненно-важен для Азербайджана. Он затрагивает вопросы территориальной целостности, суверенитета и конституционного устройства страны. Согласно статье 11 Конституции Азербайджана «Территория Азербайджанской Республики неотчуждаема. Азербайджанская Республика никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию».
  • Если цель является жизненно-важным интересом, то государство «А» (Азербайджан) должен выяснить, является ли этот объект (Карабах) жизненно-важным также и для государства «В» (Армении). Международно-признанные границы Армении не включают в себя Карабах. Соответственно Карабах не затрагивает вопросы территориальной целостности, суверенитета или конституционного устройства Еревана.
  • Если цель/объект не являются жизненно-важными для государства «В» (Армении), то государство «А» (Азербайджан) должен постараться уговорить государство «В» отказаться от притязаний на него, а в обмен предложить иные перспективы в других сферах.

Как видно из схемы, позиция Азербайджан рациональна, конструктивна а самое главное нацелена на установление долгосрочного и прочного мира в Закавказье.

Для укрепления своих позиций, президент Азербайджана во время встречи с президентом Путином использовал прием, который в теории игр называется коммитментом. Коммитмент это сознательное ограничение собственной свободы ради достижение желаемого результата. Например, человек, который хочет бросить курить может дать торжественную клятву что больше ни разу не возьмется за пагубную привычку. Клятва ограничила свободу действия субъекта (как минимум при знакомых), но укрепила его позиции в направлении намеченной цели. Похожую тактику использовал и президент Азербайджана. Как известно В.Путин сперва встречался с Н.Пашиняном. Путин говорил про «конфликт» который «длится уже десятилетия», Пашинян же в свою очередь напомнил Путину о его Валдайском обещании и выразил надежду, что Путин поддержит предложение сослаться на этот документ в тексте трёхстороннего заявления.[2]

Президент же Азербайджана в своей короткой речи во время встречи с В.Путином заявил на камеру что «Карабахский конфликт – это уже история, он был решён два года назад, поэтому в этом контексте практически обсуждать нечего».[3] Таким образом президент целенаправленно ограничил свободу действий, но укрепил свои позиции на предстоящих двухсторонних и трехсторонних переговорах за закрытыми дверями. Переговоры согласно негласным источникам были довольно напряженными, однако результат очевиден и однозначен: ни одного упоминания про Карабах. Таким образом главный пункт повестки Азербайджана – признание Карабаха внутренним делом Азербайджана был выполнен.

Отметим что на предыдущих переговорах Армения согласилась с тем что Карабах это часть Азербайджана. Согласно Пражскому заявлению Ш. Мишеля «Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу Организации Объединенных Наций и Алма-Атинской декларации 1991 года, в соответствии с которыми обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга».[4]

Сочинское заявление также включает в себя похожий пункт: «(стороны) договорились …решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 г.». Таким образом Азербайджан еще раз добился признания своей территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ со стороны Армении, но на этот раз при посредничестве России. В результате и Брюссельский, и Московский вариант мирной повестки подразумевает суверенитет Азербайджана над Карабахом. Это лишает Армению возможности метаться между двумя полюсами в поисках возможных лазеек.

Подводные камни Сочинской встречи

Несмотря на взаимное признание территориальной целостности на Сочинской встрече, под которым подписалась также и Москва, велика вероятность, что некоторые силы в Армении и России начнут искажать суть трёхстороннего заявления. Например после Пражского заявления часть армянского общество отвергла признание суверенитета Азербайджана над Карабахом ссылаясь на Конституцию и на Декларацию о Независимости Армении от 1990-го года. В преамбуле Конституции Армении говорится, что армянский народ, принимает Конституцию «основываясь на фундаментальных принципах армянской государственности и общенациональных целях, закрепленных в Декларации о независимости Армении».[5]

В свою очередь, Декларация о Независимости Армении заявляет, что основывается на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».[6]

Другая часть армянского общества утверждает, что референдум о независимости в Карабахе состоялся (10 декабря) до подписания Алма-Атинской Декларации 21 декабря 1991 года. Заместитель председателя Верховного Совета Ара Саакян, а также депутаты Сурен Золян и Ким Балаян заявили, что Армения в свое время ратифицировала эту декларацию с оговорками, отметив, что она не распространяется на Карабах. Оппозиционная газета "Грапарак" для подтверждения этих заявлений обратилась в архивы парламента и МИД с целю отыскать этот документ. Однако в обоих структурах сказали, что такого документа в их архиве нет и посоветовали попробовать поискать его в Национальном архиве. Этот документ не нашелся даже в Национальном архиве Армении.[7]

При этом следует отметить, что вне зависимости от того, где находится этот документ или существует ли он вообще официальный Ереван, за эти 30 лет так и не признала независимость Карабаха. Закон эпистемологической логики гласит: «Если субъект убежден в чем-то, неверно, что он убежден также в противоположном».[8] Если Армения убеждена в том в мире не существует такого субъекта как Карабах (иначе бы она давно признала его независимость), то неверно что она признает территориальную целостность Азербайджане без Карабаха.

Логическое противоречие существует и между двумя вышеперечисленными армянскими толкованиями Алма-Атинской декларации.

Возникает закономерный вопрос: если Армения «воссоединилась» с Карабахом в 1989 году, то от кого в 1991 году Карабах провозгласил свою «независимость»?

Если от Армении, то тем самым Декларация о Независимости Армении, как и Конституция Армении (т.е. ссылки на акт «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха») теряют свою актуальность. Если от Азербайджана то тем более все вышеперечисленное теряет смысл.

Чего не удалось добиться и что ожидается в будущем

Главным бенефициаром Сочинской встречи стал Азербайджан. Но это не означает что наша победа абсолютна. Эту победу можно сравнить с трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года. Тогда тоже не удалось разом все решить и многие важные для Азербайджана пункты (например деоккупация 5 сел Газаха и одного села Нахичевана) не были внесены в соглашение. Точно также и сейчас: некоторые пункты мирной повестки Азербайджана (открытие Зангезурского коридора, вывод ВС Армении из Карабаха, деоккупация Азербайджанских сел и т.д.) были оставлены на потом. Поэтому победа Азербайджана выражается не в абсолютных, а в относительных значениях.

Мы главный бенефициар Сочинской встречи поскольку сохранили свои позиции при сильном давлении со стороны внешних акторов. Не будем забывать что Сочинская встреча происходила на фоне Валдайского заявления Путина, многотысячного митинга в Ханкенди, военных учениях Ирана на границе с Азербайджаном, открытие Иранского консульства в Гафане, анти-Азербайджанских резолюций в Конгрессе США и в парламенте Франции.

Но несмотря на все это Азербайджан уверенно продвигается к своей намеченной цели – мирному договору на основе пяти принципов.

2023-й — это тот самый год, когда либо будет подписан мирный договор, либо Азербайджан предприняв односторонние действия на земле, закроет все проблемные моменты.

Как бы там не было Азербайджан уже в Сочинской декларации добился от Армении письменного признания своей территориальной целостности и суверенитета над всей своей международно-признанной территории. А самое интересное это то, что под этим заявлением, есть также подпись президента России. Поэтому, если Азербайджан завтра вознамерится провести анти-террористическую операцию в Карабахе и на условной границе, то ни Армения, ни Россия не будут иметь правового основания что либо возразить.

 


 

Источники:

[5] Конституция Армении с поправками. 2015 г.

[8] Ивин, А.А. Логика. Москва: Издательство Гардарики, 2007. 352 с.

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами