Переговоры в Дохе без ХАМАСа, но с Израилем

Продолжающаяся эскалация на Ближнем Востоке на неделе была отмечена следующими особенностями.

В середине недели в турецкой газете Hurriyet появилась статья, в которой утверждается, что новый глава политбюро радикального палестинского движения ХАМАС Яхья Синвар хочет заключить соглашение с Израилем о прекращении огня, чтобы положить конец войне в секторе Газа. Примечательно, что подобная версия неделей ранее озвучивалась и со стороны ряда израильских СМИ со ссылкой на свои источники, знакомые с ходом переговорного процесса.

Причем, позиция Вашингтона, заключающаяся в том, чтобы обеспечить деэскалацию в максимально сжатые сроки, вполне соответствует ожиданиям, связанным с заключением устойчивого перемирия в зоне конфликта. 

На деэскалации, причем в широком смысле, настаивают и влиятельные израильские военные во главе с министром обороны Йоавом Галантом, что способствует углублению раскола в израильском правительстве.

Галант выступает со сдержанных позиций, в том числе в вопросах продолжения войны с Хезболлой, с целью не спровоцировать новый, еще более сложный виток региональной напряженности в который вовлекались бы иранские прокси и сам Иран. Тем, более что в Израиле до сих пор находятся в ожидании иранского ответного удара в отместку за гибель экс-главы ХАМАС Исмаила Хании.

По сообщениям израильских СМИ ранее, во время заседания комитета по иностранным делам и обороне в израильском парламенте, Галанта спросили, почему Израиль до сих пор не начал более широкомасштабные военные действия в Ливане.

Он ответил, что «сегодняшние условия для войны в Ливане не похожи на те, что были в начале [этой] войны», имея в виду войну в Газе. 

«Я слышу всех этих героев с военными барабанами, «абсолютной победой» и прочей чепухой», - добавил Галант.

Следует отметить, что «Абсолютная победа» - это военный лозунг, часто используемый Нетаньяху и его соратниками из ультраправого лагеря, подразумевающий полное уничтожение ХАМАС в Газе. Израильское военное руководство довольно скептически к нему относится.

В  то же время в ответ на высказывания Галанта в канцелярии премьер-министра Израиля заявили: «Когда Галант принимает антиизраильскую точку зрения, он вредит шансам на достижение сделки по освобождению пленных».

«У Израиля есть только один выход: добиться решительной победы, что означает ликвидацию военного и правительственного потенциала ХАМАС и освобождение наших заложников - и эта победа будет достигнута», - говорится в заявлении канцелярии Нетаньяху.

О напряженных отношениях Нетаньяху с Галантом известно с самого начала войны в Газе в октябре 2023 года с течением времени они стали носить все более напряженный характер.

Тем временем власти Ирана, в позиции которых отчетливо прослеживается влияние консервативных сил и представителей КСИР склоняются к продолжению конфронтационной линии поведения по отношению к Израилю. Новоназначенный вице-президентом, экс глава иранского МИД Джавад Зариф, который считается ключевой фигурой в стане реформаторов, выступающей за интенсификацию диалога с Западом, подал в отставку, не проработав на своем посту и нескольких недель.  Что расценивается как показатель поражения реформаторской линии во внешней политике в условиях, когда решения по ключевым, проблемным вопросам внешней, да и внутренней политики Ирана принимаются верховным духовным руководителем аятоллой Хаменеи. В ситуации, когда отсутствуют четкие перспективы изменения внешнеполитического курса страны, укореняются ожидания связанные с  продолжением противостояния по линии Иран-Запад и Иран – Израиль в прежнем режиме, хотя в возможно в более смягченной форме.

Примечательным событием недели стал визит главы Палестинской национальной Автономии Махмуда Аббаса сначала в Москву, а затем и Анкару, где он выступал с явно антиамериканских позиций, говоря о том что рассчитывает на помощь обоих столиц в урегулировании ситуации в Газе. Причем Аббас добивается не много не мало как создания двух государств Палестины и Израиля.

Последнего в границах 1967 года. Так, находясь в Москве Аббас обвинил ООН в провале миссии по палестинскому вопросу из-за давления США. «С 1947 года ООН приняла более 1 тыс. резолюций в Генассамблее и Совете Безопасности по палестинскому вопросу, однако из-за давления со стороны США она в конечном итоге провалила свою миссию и не смогла принять единую резолюцию, которая обеспечила бы реализацию прав палестинского народа», - сказал палестинский лидер.

Визиты Аббаса интересны тем, что они пришлись на канун возобновления переговоров о перемирии в секторе Газа в египетской столице. В интервью Associated Press высокопоставленный представитель ХАМАС Усама Хамдан высказал мысль о том, что ХАМАС пытается привлечь на переговоры о прекращении огня в Газе в качестве дополнительных посредников Россию, Турцию и ООН, в то время как  израильская сторона соглашается лишь на посредничество США, Катара и Египта. Вполне возможно, что посредничества Анкары и Москвы в переговорах добивается и Махмуд Аббас.

 Возможно, что в Рамалле считают, что рост числа посредников, выступающих за реализацию концепции двух государств, может способствовать ее скорейшей реализации. Впрочем, подобное предположение, к тому же в условиях сохраняющихся разногласий, выглядит нереализуемым.

Члены израильской делегации по итогам переговоров в Катаре сообщили премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху об «осторожном оптимизме» в отношении перспектив заключения сделки по освобождению заложников из сектора Газа. О чем сообщила канцелярия главы израильского Кабмина.

 Однако, представитель ХАМАС Саму Абу Зухри развеял эти предположения, поспешив назвать их иллюзиями. Более того, он обвинил израильскую сторону в стремлении саботировать переговорный процесс, а США - в поддержке этих усилий.

Свидетельствует ли это о том, что ХАМАС решил сменить переговорную тактику и ужесточить свои подходы, либо «прогресс» есть, но палестинская сторона пытается его замаскировать, дабы не придать его преждевременной огласке, покажет ближайшее будущее.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами