Пятидневное турне министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона по странам Центральной Азии и Монголии 22-27 апреля можно назвать несколько запоздалым шагом Лондона по выстраиванию комплексных отношений со странами региона Центральной Азии в формате "Центральная Азия плюс" по примеру других международных центров силы, которые практикуют такой формат отношений на протяжении последних нескольких лет.
Многие западные СМИ делали акцент на то, что визит Кэмерона преследовал двойную цель. Во-первых, Кэмерон подчеркивал необходимость свести к минимуму обход санкций за счет товаров двойного назначения, которые могут попасть в Россию через Центральную Азию. Во-вторых, он преследовал цель изучить возможности для укрепления региональных и двусторонних связей, а также расширить коммерческие отношения с ключевыми экспортными рынками: Узбекистаном и Казахстаном.
Кэмерон стал первым министром иностранных дел Великобритании, который посетил Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, и первым, кто посетил Узбекистан с 1997 года.
Как и в XIX веке, во время расцвета Британской Империи Центральная Азия и Монголия снова оказались в эпицентре геополитической конкуренции крупных держав и окруженные такими странами как Россия, Китай, Иран и Афганистан, управляемый движением Талибан. При этом каждая из стран преследует в регионе свои цели.
Однако, сегодня не вторая половина XIX века, да и Британия уже не та что прежде. Она сама балансирует на грани дезинтеграции из-за сильного сепаратистского движения в Шотландии и обострившихся проблем вокруг статуса Северной Ирландии. Да и страны Центральной Азии и Монголия не могут представляться в качестве простых фигур в геополитической шахматной игре, в которой доминируют внешние силы.
Все эти страны являются активными участниками геополитических процессов со своими собственными стратегиями и целями, играя решающую роль в балансе сил в своем регионе и на более обширной геополитической арене.
Первой остановкой Кэмерона стал Таджикистан, экономика которого сильно зависит от денежных переводов мигрантов из России. Он посетил Нурекскую ГЭС, вторую по высоте плотину в мире, и встретился с министром иностранных дел Таджикистана Сироджиддином Мухриддином, а также президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. В ходе визита, фактически заложившего новый этап в отношениях двух стран, было подписано межправительственное соглашение между Таджикистаном и Великобританией. В рамках этого соглашения предусматривается открыть прямое авиасообщение между Лондоном и Душанбе. А президент Рахмон назвал Великобританию «важным партнером в Западной Европе».
Кыргызстан стал второй остановкой главы британского МИД. По прибытии в Бишкек Кэмерон отдал дань уважения жертвам советских репрессий Ата-Бейит. В рамках визита он подписал межправительственное соглашение с министром иностранных дел Кыргызстана Жээнбеком Кулубаевым о расширении сотрудничества в области экономики, образования и содействия в вопросах устойчивого развития. Британский министр также встретился с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым и, как сообщается, обсудил важность соблюдения демократических ценностей.
Во время своей остановки в Узбекистане Кемерон подписал меморандум о взаимопонимании с министром иностранных дел Узбекистана Бахтиёром Саидовым.
В рамках меморандума обе стороны обязались совместно работать вместе в вопросах обеспечения региональной безопасности, образования, изменения климата, взаимной торговли и развития деловых связей.
Кэмерон также опубликовал статью в Gazeta.uz, узбекском государственном информационном агентстве, подчеркнув свою приверженность более тесному сотрудничеству с Узбекистаном и Центральной Азией. Обращают на себя внимание договорённости по созданию Совместной экономической комиссии, проектам высокоскоростных железных дорог. Для Узбекистана это направление считается одним из самых приоритетных, поскольку развивая его Ташкент стремиться повысить свое значение как транзитной страны, стать транспортным узлом для всего центрально-азиатского региона.
В своей статье Кэмерон выделил три направления сотрудничества, первоочередным из которых по его мнению является борьба с незаконным уклонением от санкций, далее идет создание первого в Центральной Азии фонда прямых инвестиций/венчурного капитала МСП для инвестирования в высокопотенциальные компании в регионе и, наконец, увеличение финансирования в сферу образования и преподавания английского языка во всем регионе.
Под влиянием растущей геополитической конкуренции Великобритания стремится выработать свой особенный подход к развитию отношений со странами региона. Еще в ноябре 2023 года комитет Палаты общин по иностранным делам опубликовал отчет с четкими рекомендациями и прямо заявил, что правительству Великобритании следует начать активное взаимодействие с Центральной Азией. После публикации доклада, в январе 2024 года, представители Управления санкций Министерства иностранных дел, по делам Содружества и развития Великобритании вместе с юристами FieldFisher отправились в Узбекистан, Кыргызстан, Грузию и Армению для проведения консультаций по проблематике соблюдения санкций.
Россия и Китай продолжают играть большую роль в Центральной Азии и Монголии, во многом из-за своего географического положения. Соседство с такими державами приводит к усилению их геополитического влияния и переплетению экономик. Но, по мнению Лондона, это не должно служить препятствием для того, чтобы другие интересанты отказывались от взаимодействия с этой обширной, богатой ресурсной базой, территорией.
На этом фоне перед Великобританией открывается окно возможностей, которым Лондон стремится воспользоваться. При этом самым значимым событием наблюдатели считают подписание с Казахстаном нового соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве.
Итоги поездки в Казахстан Кэмерон подвел с президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. В ходе беседы было констатировано, что экономическое сотрудничество между двумя странами имеет большие перспективы. Кроме того, стоит отметить, что двусторонний торговый оборот между Великобританией и Казахстаном превышает совокупный товарооборот всех остальных стран региона с Соединенным Королевством.
Британский министр Кэмерон прокомментировал интерес горнодобывающих компаний своей страны к Казахстану. В свою очередь министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу отметил особую роль Великобритании в недавнем IPO авиакомпании «Эйр Астана» и создании Международного финансового центра «Астана». «Учитывая недавно принятую в Лондоне дорожную карту по ископаемым полезным ископаемым, мы рассмотрели возможность реализации передовых проектов в сфере стратегического сырья, развития Транскаспийского международного транспортного коридора и зеленой энергетики. Мы договорились работать вместе над преодолением глобальных проблем, включая борьбу с изменением климата, охрану окружающей среды и эффективное управление водными ресурсами. Мы подтвердили заинтересованность в расширении торговых и инвестиционных связей с Лондоном», — пояснил Нуртлеу.
Помимо этого, в Казахстане Кэмерон мог бы обсудить проблему Кашагана. Недавно агентство Bloomberg сообщило, что сумма международных арбитражных исков Астаны к международному консорциуму нефтяных компаний, разрабатывающих месторождение Кашаган, превысила 150 миллиардов долларов. В консорциум входит и британская интегрированная компания-производитель нефти и газа Shell.
Перед турне Кэмерона министерство иностранных дел Великобритании объявило о своем обязательстве предоставить 50 миллионов фунтов стерлингов (62 миллиона долларов США) в качестве содействия странам Центральной Азии, которые «могли бы помочь Британии усилить свою мягкую силу и влияние в регионе». Как отмечают аналитики, эти средства не слишком велики для такой большой страны, обладающей такой огромной сырьевой базой, как Казахстан.
Что касается Туркменистана, то в ходе визита министра иностранных дел Великобритании в эту страну, стороны подписали ряд двусторонних документов. В их числе Программа сотрудничества между МИД стран на 2024-2025 гг., а также меморандумы в сфере транспортного сообщения и о сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды и биоразнообразия Каспийского моря.
В ходе встречи президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова и министра иностранных дел Великобритании были рассмотрены ключевые аспекты сотрудничества в сфере образования. В данном контексте собеседники остановились на реализации целевых программ и популяризации преподавания английского языка. Они также рассмотрели возможность содействия двустороннему культурному диалогу.
По всей видимости, Великобритания в Центральной Азии пытается отстроить заново свою политическую экосреду, адаптированную на реализацию собственных долгосрочных интересов в условиях нарастающей конкуренции со стороны региональных и международных геополитических акторов, в независимости от того какой лагерь они представляют.