8 августа в Вашингтоне состоялся исторический саммит с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Президента США Дональда Трампа и Премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который привлек внимание всего мира. 

В столице США Алиев, Пашинян и Трамп подписали Совместную декларацию, которую безколебаний можно считать началом новой эры межгосударственных отношений на Южном Кавказе. Официальная декларация означает принятие всех требований, выдвинутых Баку в отношении мирного соглашения c Ереваном. 

Переговоры в Вашингтоне по установлению мира подводят к кульминации процессы, которые развивались в отношениях Баку и Еревана с 2020 года.  Они заключаются в том, что новые правила игры в области безопасности Южного Кавказа удалось зафиксировать без острого военно-политического кризиса, за столом переговоров.  

Одним из ключевых моментов декларации стало одобрение совместного обращение Азербайджана и Армении к генеральному секретарю ОБСЕ об упразднении Минской группы.

Известно, что Армения противилась этому с момента завершения военных действий в Карабахе. Для Баку это было одним из принципиальных вопросов. Ереван до последнего старался разыграть карту Минской группы, с целью оставить некое международное модерирование карабахского конфликта. 

Роспуск Минской группы был одним из двух  условий официального Баку для всеобъемлющего мирного договора. Отрадно, что требование Баку было принято и поддержано Вашингтоном, одного из трех сопредседателей Минской группы.   

Учитывая, что в этой конструкции для полноценного мира, другим важнейшим условием Азербайджана, является  изменение армянской Конституции, то можно констатировать, что Баку добился ключевых решений по всем вопросам, исходящих из национальных интересов. 

Так, Ереван хоть и опосредованно, но согласился на внесение изменений в Конституцию Армении. В Декларации говорится, что стороны "признают необходимость продолжения дальнейших действий для достижения подписания и окончательной ратификации Соглашения" и подчеркнули важность поддержания и укрепления мира между двумя странами. Это означает, что для подписания окончательного мирного соглашения будут предусмотрены «дополнительные меры», то есть внесение изменений в Конституцию Армении, и только после этого будут поставлены подписи.

Зангезурский коридор

Одним из важных моментов декларации, являются пункты касательно открытия логистических маршрутов, которые наиболее подвергнуты влиянию третьих стран, что и застопорило мирные переговоры.Баку с первых дней после завершения конфликта добивался продвижений в этом вопросе, рассматривая эту тему не только в контексте связанности всего региона, но и как реальный шаг, который должен привнести мир в регион.   

Так, после долгих усилий Зангезурский коридор становится реальностью, причем на условиях беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обе стороны, который продвигал официальный Баку. 

В Декларации содержатся два пункта, касающиеся предоставления беспрепятственного доступа из основной части Азербайджана в Нахчыван по Зангезурскому коридору.
1. «Беспрепятственное сообщение между основной частью Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой».

2. Республика Армения будет сотрудничать с Соединенными Штатами Америки и взаимно согласованными третьими сторонами в целях создания концептуальных рамок для проекта «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP) по обеспечению транспортных связей на территории Республики Армения.  

Вероятно, что под третьими сторонами предполагается участие региональных акторов, в частности Азербайджана, как одного из главных бенефициаров данного маршрута. 
Хотя проект называется TRIPP, очевидно, что речь идет о Зангезурском коридоре — беспрепятственном доступе из Азербайджана в Нахчыван. 

Передача армянского участка железной дороги под управление американской компании на 99 лет, была центральным элементом политических и экономических соглашений, которые премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали в пятницу в Белом доме.

Первоначальная грузоподъемность по этому коридору достигнет 8–10 миллионов тонн в год и 20 миллионов тонн в течение пяти лет. Уникальность этого маршрута в том, что он дает значительные дивиденды как в политико- экономическом, так и стратегическом плане. Так, работа маршрута сократит расходы на логистику до 35%. Зангезурский коридор будет играть значимую роль не только в перевозках Восток – Запад, но и Север – Юг. Так, по этому маршруту можно будет задействовать мультимодальные перевозки из Басры в Европу и Центральную Азию через Турцию, Армению и Азербайджан. "Мост Трампа" очень удачно также вписывается в инфраструктуру "Среднего коридора".      

По некоторым данным, годовой транзитный доход составит в размере 1,2 миллиарда долларов для Азербайджана, и 900 миллионов долларов для Турции к 2030 году.
Этот маршрут предлагает инвесторам возможности не только в сфере транспорта, но и в таких высокодоходных областях, как логистические центры, складирование, цифровая таможенная инфраструктура и трансграничная электронная торговля.

Беспрепятственный доступ Центральноазиатским странам в Европу и на Ближний Восток по этому маршруту является большой возможностью, и долгосрочные стратегические выгоды от этого маршрута очень велики.

Еще одним важным моментом трехсторонней встречи стало парафирование мирного соглашения, что отражает важную веху в трансформации региональной архитектуры безопасности и дипломатических механизмов на Южном Кавказе. Хотя парафирование соглашения не означает заключения окончательного соглашения, его можно считать серьезным шагом вперед. На пути к окончательному мирному соглашению не осталось никаких серьезных препятствий.

Очевидно, что новый складывающийся региональный баланс, открывает широкие возможности как для региональных, так и внерегиональных акторов. В контексте США, можно констатировать, возвращение Вашингтона на Южный Кавказ в качестве активного наблюдателя и ключевого модератора региональной повестки, связанной с более широкими процессами на Ближнем Востоке.  

Переговоры Азербайджан – США 

Особо нужно отметить, что не менее важными стали переговоры двухстороннего сотрудничества между Баку и Вашингтоном. Во время правления администрации Байдена отношения между США и Азербайджаном изрядно испортились. Баку предметно подошел к установлению доверительных связей с Вашингтоном.  Уже в канун встречи атмосфера между сторонами была настолько позитивной, что Трамп аж за две недели два раза поделился фрагментом выступления президента Азербайджана на III Шушинском Глобальном медиафоруме.

В итоге Вашингтоне подписан Меморандум о взаимопонимании и принято решение создать Стратегическую рабочую группу по развитию Хартии стратегического партнерства. Документ закрепил приоритетные направления — развитие региональных связей в энергетике, торговле и транзите, привлечение инвестиций в цифровую инфраструктуру и искусственный интеллект, а также углубление военно-политического взаимодействия, включая поставки оборонной продукции и совместную борьбу с терроризмом.

Ключевым моментом переговоров стало приостановление Трампом действия поправки № 907 к «Акту в поддержку свободы», которая с 1992 года накладывала на Азербайджан санкции и  ограничивала государственную помощь Баку. 

В начале 90-х эта поправка была задействована армянским лобби в Конгрессе. Полностью ее пока отменить не удасться, так как процесс занимает длительную процедуру в Конгрессе. Однако, заморозка этой поправки открывает новые возможности для оборонного сотрудничества Азербайджана с США. 

Как отметил, президент Алиев, «этот шаг открывает перед нами доступ к самым современным оборонным технологиям и позволит нам диверсифицировать источники военных поставок».

Заключение 

Примечательно, что соглашение между Баку и Ереваном знаменует собой первое урегулирование замороженных конфликтов на постсоветском пространстве со времен холодной войны. 

Карабахский конфликт стал отправной точкой новой постсоветской эпохи, когда по всему периметру, вблизи границ России, были созданы замороженные конфликты. 

И именно он стал первым, чьё урегулирование может способствовать тому, что понятие «постсоветское пространство», во многом определяемое территориальными кризисами, перестанет существовать в ближайшие годы.

Для Азербайджана Вашингтонский саммит— это международное признание победы, открытие коммуникаций региона, более активное вовлечение со странами  Центральной Азии, и как следствие связанность тюркского мира.

Однако следует признать, что это событие стало возможным благодаря решающему фактору:  дипломатической проницательности президента Алиева. 
Администрация Трампа предпочитает сильных региональных игроков, которые могут защитить себя и стать надёжными экономическими партнёрами. Победа Азербайджана в 44-дневной войне, активное вовлечение Баку к международным процессам побудили Вашингтон поддержать позиции Азербайджана. Активное участие Вашингтона в делах Южного Кавказа в перспективе может вызвать конфронтационные риски со стороны России и Ирана. Однако, Москва и Тегеран должны принять новые правила игры, которые будут включать соблюдение «красных линий», понимание жизненно важных интересов всех стран Южного Кавказа. 

Победа во второй Карабахской войне положило начало эволюционной трансформации азербайджанских геополитических интересов на Южном Кавказе. Эта эволюция сопряжена с изменением военно-стратегических и политико-идеологических взглядов Азербайджана в регионе Южного Кавказа. 

Вашингтонскую встречу можно с уверенностью считать ключевым этапом в прекращении почти 30-летнего конфликта. Что касается повестки дня, следует отметить, что, хотя Вашингтонский меморандум и не завершил процесс подписания мирного соглашения, он заложил конкретную основу для будущих переговоров.