Поэтапная история нагорно-карабахского конфликта: от "горячей фазы" до полной победы Азербайджана

Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном в своей нынешней форме зародился в результате масштабных геополитических преобразований, которые произошли на Южном Кавказе в результате распада Российской империи и обретения Азербайджаном и Арменией своей независимости. Начиная с этого момента и на протяжении ХХ века, конфликт между сторонами вокруг Нагорного Карабаха тлел и разгорался, переходя «в горячие» и «холодные» фазы.

Первый этап «горячей» фазы конфликта между Арменией и Азербайджаном охватывал с мая 1918 по ноябрь 1920 года. Причиной тому стало не совпадение национальных границ новых независимых государств с границами бывших губерний Российской империи. В результате Азербайджан и Армения предъявляли друг к другу взаимоисключающие территориальные требования. В основном объектами конфликта стали приграничные территории со смешанным проживанием армянского и азербайджанского населения. Одним из таких территорий стал Карабах, который накануне распада Российской империи входил в состав Елизаветпольской губернии и включал в себя четыре уезда: Шушинский, Зангезурский, Джеванширский и Карягинский (позже Джебраильский). Общая численность населения Карабаха по сведениям Кавказского календаря на 1 января 1916 г. составляла 242 тысяч армян и 322 тысяч мусульман. При этом армянское население было сосредоточено в основном в узкой, прерывающейся полосе предгорных районов Карабаха.

С самого начала территориального конфликта стороны выдвигали взаимоисключающие принципы его решения.

Если правительство Азербайджана выдвигала исторический принцип в качестве основного критерия установления границ между государствами, то армянская сторона действовала по принципу «где живут армяне, там армянская земля». Именно на этом этапе термин "Нагорный Карабах" приобрел политическое значение.

Армянское население Нагорного Карабаха, создав здесь собственные административные органы власти, пыталось присоединиться к Армении. В ходе данного этапа конфликта активное участие в его разрешение принимали великие державы-страны Четверного союза, в лице Османской империи и стран Антанты, в лице Великобритании. Вхождение турецких войск в начале октября 1918 года в Нагорный Карабах позволил Азербайджану установить некоторый контроль над данной территорией, хотя и не обеспечил безусловного признания армянским населением юрисдикции азербайджанского правительства над регионом.

Капитуляция держав Четвертного союза в Первой мировой войне повлек за собой вывод турецких войск из Южного Кавказа в октябре-ноябре 1918 года и передачу контроля над национально-государственной организацией региона в руки стран Антанты. Таким образом, начался период британского доминирования на Южном Кавказе, с её определяющей ролью в разрешении или эскалации территориальных противоречий между национальными республиками. Великобритания выдвинуло модель территориального обособления зоны конфликта путем создания в январе 1919 года в Карабахе особой администрации-генерал-губернаторства под юрисдикцией Азербайджана. Подобное решение англичан исходила вовсе не из особых симпатий к Азербайджану.

Английское командование пыталось лишь более эффективно решать гуманитарные проблемы Нагорного Карабаха, более тесно связанного дорожными и экономическими узлами с Баку, нежели с Иреваном.

Решительные действия англичан оказали определенное влияние на политические настроения армянского населения Нагорного Карабаха. Это нашло свое отражение в решениях VII съезда армян Карабаха, состоявшегося 22 августа 1919 г. в Шуше. Съезд принял «Временное соглашение армян Нагорного Карабаха с азербайджанским правительством», состоявшее из 26 пунктов, согласно которому "Нагорная часть Карабаха – Шушинского, Джеванширского и Джебраильского уездов (Дизак, Варанда, Хачен и Джараберт), населенных армянами, считала себя временно, до решения этого вопроса на Парижской мирной конференции, в пределах Азербайджанской Республики”. Это был первый документ, определявший политический статус Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Однако данное соглашение не продержалось долго. После падения Азербайджанской Республики и оккупации её территории Советской Россией в конце апреля 1920 года армянское население Нагорного Карабаха на своем очередном IX съезде (23-29 апреля 1920 г.) посчитало соглашение с Азербайджаном как утратившим свою силу и объявило о присоединение региона Армении.

Установление советской власти в Азербайджане, а в ноябре 1920 года в Армении положили конец кровопролитным столкновениям между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе, столь частым в предшествующие годы. Решение партийного руководства Азербайджанской ССР от 30 ноября 1920 года о предоставлении Нагорному Карабаху право на самоопределение показало, что азербайджанская сторона готова поддержать идею армянской автономии. Данное намерение было воплощено в жизнь декретом Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета от 7 июля 1923 года о создании в армянской части Нагорного Карабаха автономной области (НКАО). Однако создание Нагорно-Карабахской Автономной области в составе Азербайджанской ССР установила лишь временный мораторий в армяно-азербайджанском территориальном противостоянии. Решение о создании территориальной армянской автономии в составе Азербайджанской ССР, при существовании по соседству отдельной Армянской республики, то есть двух этнически идентичных образований, неизменно сохраняло в себе угрозу возобновления конфликта.

К окончанию Второй мировой войны стало очевидным, что армянская сторона не считала создание автономии решением проблемы и рассматривала образование НКАО как правовую базу для отделения данной территории от Азербайджана.

В основном эти планы инициировались и направлялись из Армении в форме обращений её партийного руководства к Москве, сбора подписей от имени трудящихся Нагорного Карабаха о передачи данного региона Армении, которые в силу информационной закрытости СССР, не попадали в фокус публичного внимания. Но это было ярким показателем того, как думали армяне и как функционировал Советский Союз: армяне никогда не обращались за решением проблемы в Баку, столицу Азербайджана.

До конца 1980-х годов, не считая отдельных единичных случаев роста всплеска напряженности вокруг Нагорного Карабаха в 1945, 1960, 1965, 1977 годы, советским властям удавалось, держа руку на пульсе, не давать выходу информации об этих фактах за пределы границ автономии, а также на страницы союзной печати.

В межнациональных отношениях Кремль действовал жестко, тем самым контролируя мир, добрососедство между армянами и азербайджанцами. Это обеспечивалось не только неотвратимостью наказания того, кто преступил законы сосуществования в едином советском доме. За Союзом признавалась роль объективного третейского судьи. И он эту роль худо-бедно выполнял достаточно объективно.

Начало очередной «горячей» фазы конфликта в 1988 году совпало с периодом горбачевской перестройки и гласности в СССР, когда данная проблема впервые вырвалась на страницы союзной и республиканской прессы, выйдя тем самым из латентного состояния и став объектом широкого обсуждения. Впервые, начиная с 1920-х годов, открыто на официальном уровне было выдвинуто требование изменить административно-территориальное устройство Азербайджанской ССР. Одновременно, впервые руководство Армении, наряду с политической поддержкой армянского движения в Нагорном Карабахе, предприняло конкретные юридические шаги по воссоединению НКАО с Арменией. Отказ Москвы от роли объективного

третейского судьи и занятие позиции равноудаленности при решении территориального конфликта, создал условия для радикализации масс и начала вооруженных столкновений между союзными республиками, первого за всю историю СССР. Конфликт стал причиной гуманитарной катастрофы, приведший к массовому исходу азербайджанцев из Армении и оккупированных районов Карабахского региона Азербайджана и армян из районов Азербайджана, расположенных за пределами бывшей автономной области в Нагорном Карабахе.

После распада СССР в 1991 году и восстановления независимости Азербайджана и Армении конфликт вокруг Нагорного Карабаха трансформировался из внутригосударственного в широкомасштабный межгосударственный военный конфликт, завершившийся установлением перемирия в мае 1994 года. Результатом его стало оккупация Арменией не только территории бывшей армянской автономии в Нагорном Карабахе, но и, под предлогом создания пояса безопасности, семи районов вокруг него.

Минская группа ОБСЕ, созданная в 1992 году для мирного урегулирования конфликта, действовавшая с 1994 года в формате трех сопредседателей США, России и Франции, несмотря на рассмотрения различных проектов урегулирования (пакетный, поэтапный) не добилась их практической реализации. На протяжении нескольких десятилетий представители внешних игроков, осуществлявшие посредническую миссию, в большей степени имитировали «бурную деятельность», чем приближали Карабахский конфликт к разрешению. Хотя порой казалось, что вот-вот, на каком-то очередном трехстороннем саммите на высшем уровне, будет зафиксирована «дорожная карта» с четкими формулировками, и карабахское «досье» будет сдано в исторический архив. Но ситуация не менялась, хотя переговорная динамика не прекращалась.

Было ясно, что для прогресса в Карабахском вопросе необходим «идеальный шторм», который разрубил бы «гордиев узел» и сделал бы разрешение конфликта приоритетом, несмотря на многообразие других интересов в этом регионе.

Долгое время посредники пытались доказать конфликтующим сторонам, что проблема не имеет военного решения. Однако Азербайджан сломал сложившийся по вине посредников данный стереотип и доказал, что подобный взгляд на решение проблемы глубоко ошибочен. В то же время при активном участии членов Минской группой в 1993 году было принято 4 резолюции Совета Безопасности ООН, которые содержали требования о выводе армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана. Однако отсутствие действенных механизмов воздействия на Армению для выполнения данных резолюций, не позволили провести их в жизнь. В то же время данные резолюции, а также ряд других международных документов, признающих территориальную целостность Азербайджана, создали для азербайджанской стороны правовую базу по реализации их своими силами в 2020 году. Поскольку продолжавшиеся на протяжении почти 30 лет бесконечные переговоры, точнее имитация переговоров, завели процесс в тупик, способствовали его консервации и укреплению позиции оккупантов на захваченных азербайджанских землях.

Начавшийся в конце сентября 2020 года военная операция азербайджанской армии по освобождению оккупированных Арменией территорий Азербайджана в Карабахе, нарушило существующее в конфликте статус-кво и завершилось возвращением Азербайджаном военного контроля над частью территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области и всеми семи районами вокруг него. Окончание военной фазы последнего конфликта было зафиксировано в совместном заявлении от 09 ноября 2020 года о прекращении огня, возвращении оккупированных территорий и решении гуманитарных вопросов, подписанного между руководителями Азербайджана и Армении при посредничестве Российской Федерации. 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами