Уже 27-28 апреля Комитет Федеральной резервной системы США по открытым рынкам (FOMC) проведет очередное заседание по вопросу базовой процентной ставки. Это будет уже третье заседание FOMC в 2021 году, на двух предыдущих базовая ставка была сохранена на уровне 0-0,25% годовых.

Скорее всего, регулятор вновь не будет повышать процентную ставку, учитывая тот факт, что показатели экономической активности и занятости в США все еще далеки от целевых параметров.

Напомним, что ФРС экстренно снизила базовую ставку 3 марта 2020 года на фоне пандемии коронавируса COVID-19 на 0,5 процентного пункта - до 1-1,25%. Вслед за этим на очередном заседании FOMC пошло на резкое снижение ставки до 0-0,25% годовых.

Гораздо важнее будет заявление главы ФРС Пауэлла по макроэкономическим прогнозам и политике. Ранее ФРС прогнозировал возвращение к ужесточению монетарной политики лишь в 2022, а то и 2023 году.

Опубликованный по итогам заседания точечный график прогнозов (dotplot) - диаграмма, отражающая индивидуальные ожидания членов совета управляющих ФРС и глав Федеральных резервных банков (ФРБ) в отношении процентных ставок - показывает, что все 18 руководителей американского ЦБ ожидают сохранения базовой процентной ставки в текущем диапазоне (0-0,25%) в 2021 году. Четверо из них полагают, что ставка может быть поднята в 2022 году, а увеличения ставки в 2023 году ждут уже семеро.

Медианный прогноз руководителей ФРС предполагает, что ставка останется в текущем диапазоне до конца 2023 года и в долгосрочной перспективе будет повышена до 2,5%. Это в первую очередь объяснялось тем, что в монетарной политике ФРС закладывает инфляцию на 2021-23 гг. ниже 2% с умеренным повышением выше этого уровня текущей весной, что позволит регулятору удерживать ключевые ставки на низких значениях долгое время для сохранения импульса восстановления.

Но регулятор может пересмотреть свой прогноз, так как уже сейчас индекс потребительских цен в США находится «умеренно выше» 2%, и многие экономисты сходятся во мнении, что это лишь первые росточки надвигающейся бури.

Розничные цены в марте выросли сразу на 0,6% по сравнению с февралем, что явилось самым большим разрывом с 2012 года. Все эти обстоятельства и тенденции свидетельствуют о том, что инфляция вряд ли задержится на показателях «умеренно выше» 2%. При сохранении текущих темпов инфляции ФРС придется значительно раньше предполагаемого 2023 года перейти к циклу ужесточения монетарной политики, что вызовет укрепление американской валюты. Особенно сильно это будет наблюдаться в валютных парах со слабой экономикой.

Здесь уместно будет задуматься о том, как же повышение учетной ставки может сказаться на валютах стран с развивающейся экономикой, и в первую очередь Азербайджана. Стоит отметить, что повышение процентной ставки в США, естественно не оказывает существенного прямого воздействия на азербайджанский манат.

Повышение ставок ФРС приводит к тому, что средства, мигрирующие в развивающиеся экономики с низкими процентными ставками, постепенно возвращаются назад в развитые экономики, в частности в экономику США.

Финансовый рынок Азербайджана пока не так сильно интегрирован в мировой рынок, поэтому решения ФРС могут вызвать только психологическое влияние на Азербайджан. 

Но в то же время, повышение ставки может оказать негативное влияние на цены на нефть, как это уже неоднократно бывало, что, в свою очередь может повлиять на монетарную политику Центрального банка Азербайджана. К слову, данный шаг возможен только в том случае, если цены на нефть опустятся до уровня ниже, чем они заложены в государственном бюджете страны, что весьма маловероятно в 2021 году, учитывая консервативный подход правительства и цену на нефть в бюджете на уровне 40 долларов США за баррель.

Укрепление доллара также оказывает негативное влияние на валюты стран-основных торговых партнеров Азербайджана – турецкую лиру и российский рубль.

В случае с Турцией сюда добавляются непредсказуемые действия как Центробанка, так и руководства страны, в результате которых в марте 2021 года лира в очередной раз рухнула к доллару на 15%. А на рубль давление со стороны "сильного" доллара могут быть подкреплены продолжающимися санкциями в отношении России.

Ослабление валют основных торговых партнеров Азербайджана в свою очередь оказывает негативное влияние на экспортный потенциал страны, стимулируя рост импорта. Таким образом, давление на манат усиливается, однако, его курс остается стабильным благодаря административным рычагам управления. Но, если такая ситуация продлится длительное время, правительство и Центральный банк Азербайджана могут предпринять меры по изменению курса маната, и речь может идти о некотором его ослаблении.  

Аналогично считают и эксперты. Так FitchSolutions (подразделение международного рейтингового агентства Fitch) прогнозирует средний курс азербайджанского маната к доллару США на 2021-2025гг на уровне 1,83AZN/$1.В частности, средний курс маната к доллару на 2021 год прогнозируется на уровне 1,7AZN/$1, в 2022 году – 1,75AZN/$1, в 2023 году – 1,8AZN/$1, в 2024 году – 1,93AZN/$1, а в 2025 году – на уровне 1,98AZN/$1. При этом средний курс маната к доллару на 2026-2030гг FitchSolutions прогнозирует на уровне 2AZN/$1.

 

Курс маната к доллару в настоящее время составляет 1,7AZN/$1 и не меняется в течение последних 4 лет. Власти Азербайджана на 2021 год прогнозируют курс на уровне 1,7AZN/$1.

Но тем не менее, с одной стороны эксперты хоть и считают экономически целесообразным некоторое ослабление маната для поддержания валютных резервов на безопасном для экономики уровне, с другой, указывают на крайне болезненные социальные последствия данного шага, особенно, если карантин будет продолжен, и рабочие места и заработные платы не будут восстановлены в прежнем объеме. То есть, нынешняя ситуация сильно отличается от 2015 года, и сделать выбор в пользу ослабления маната сегодня намного сложнее, чем тогда. Поэтому, можно предположить, что правительство использует все возможные рычаги для поддержания курса, и корректировка будет осуществлена действительно в самом крайнем случае.