103  года назад завершился один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Первая Мировая война продолжалась четыре года. В ней участвовали две трети существовавших тогда государств. Впервые в истории были применены танки, огнеметы и химическое оружие. В результате Первой мировой перестали существовать четыре империи, в их числе Российская.

В военных действиях во время Первой мировой войны принимало участие более 200 офицеров-азербайджанцев. Такое минимальное количество азербайджанцев принимавших участие на военных фронтах имеет свои причины.

В царской армии почти не было рядовых-мусульман. По указу Александра III еще в 1883 году мусульман перестали призывать в ряды русской армии. Кроме того, царское правительство опасалось, что азербайджанские тюрки не станут воевать против Османской армии, противника Российской империи. 

Поэтому в Первой мировой войне азербайджанцы к боевым действиям не привлекались. В армии служили только выходцы из мусульманских аристократических семей.

Самым выдающимся из них считается генерал Гусейн хан Нахичеванский. Он родился 28 июля 1863 г. в г. Нахичевань. В 1873 г. в десятилетнем возрасте Гусейн хан был определен в Пажеский Его Величества корпус и завершил обучение по 1-му разряду, получив чин камерпажа.

По военной стезе пошли и двое его братьев – Рагим и Джафаркули-ханы.

Далее Гусейн хан получил назначение в лейб-гвардии Конный полк. Служба в гвардии была престижной и во многом приятной. В 27 лет молодой нахичеванец получил первую награду – персидский орден Льва и Солнца 4-й степени за отменное командование подчиненными при торжественной встрече и проводах прибывшей из Тегерана делегации. Потом, за участие в аналогичных мероприятиях, Гусейн-хан получил румынские, австрийские, болгарские ордена и медали, а также ордена Св. Станислава 3-й и Св. Анны 2-й степени от собственного командования. Он крепко врос в столичную почву в Петербурге, еще в 1889 году женившись на дочери известного поэта, переводчика и издателя Николая Гербеля – Софье. При муже-мусульманине сама она оставалась лютеранкой, а дети воспитывались в православии.

Когда началась война с Японией, он отправился на Кавказ, где сформировал из добровольцев 2-й Дагестанский конный полк, и с ним двинулся в Маньчжурию.

В Русско-японской войне 2-й Дагестанский конный полк проявил себя самым наилучшим образом. Сам Гусейн хан за боевые действия против японцев был награждён орденами Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом, мечами к ордену Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени с мечами и Золотым оружием «За храбрость» .

За кавалерийскую атаку позиций японцев у деревни Ландунгоу хан Нахичеванский был удостоен 27 января 1907 года ордена Святого Георгия 4-й степен, наиболее уважаемой награды в офицерской среде, которую вручали исключительно за личное мужество в бою.

 

С началом Первой мировой войны царь доверил хану Нахичеванскому Сводный кавалерийский корпус, которому предстояло прикрывать наступающую на Восточную Пруссию 1-ю армию. Удар был плохо подготовлен, поскольку требовалось спасти взывавшую о помощи Францию. В бою у Каушена лейб-гвардии Конный и Кавалергардский полки потеряли более половины офицеров. Гусейн-хан тяжело переживал происходящее, пытаясь утешиться тем, что потери немцев были еще большими.

На шестой день войны у Вордмита он лично повел сводный отряд, пытаясь охватить город с севера, попал под артиллерийский огонь, был ранен, но продолжал руководить операцией.

За время войны кавалерийский корпус под командованием Гусейн хана покрыл себя неувядаемой славой. Когда германская группа войск генерала Августа фон Макензена перешла в наступление и прорвала оборону 3-й русской армии генерала Р. Д. Радко-Дмитриева. В это время на выручку пехотинцам подошел кавкорпус Нахичеванского. Вот что об этом писал очевидец этого сражения.

«…На фронте отступающих частей 3-й армии на линии реки Вислицы подошел конный корпус хана Нахичеванского и на глазах пехотных частей под ураганным огнём германской артиллерии, пулеметов и ружейной стрельбы двинулся в атаку на противника. Вид несущейся в атаку конницы поднял дух не только в частях пехоты, но и раненые поднимались и готовы были с конницей бежать на противника…»

 

Поход в Восточную Пруссию закончился неудачей, но в том, что 1-ю армию не постигла судьба разгромленной 2-й армии Самсонова, большая заслуга принадлежит и коннице хана Нахичеванского. Доблесть командира была отмечена орденом Св. Георгия 3-й степени.

13 октября 1914 г. Гусейн хан был назначен командиром 2-го Кавалерийского Корпуса. В его состав вошли 12-я кавалерийская дивизия ген-лейтенанта А.М. Каледина и вновь созданная Кавказкая конная туземная дивизия генерал-майора Великого Княза Михаила Александровича.  

2-й кавалерийский корпус хана Нахичеванского перебросили на Юго-Западный фронт для участия в Карпатской операции, а затем отвели в тыл, на отдых. Когда в мае 1915 года вражеская группировка фельдмаршала Макензена взломала русский фронт у Горлицы, Гусейн-хану снова пришлось спасать положение и, прикрывая отступление 3-й армии, вести на реке Вислице свою конницу в импровизированную атаку. Быстрота и порыв оказались тогда сильнее огня артиллерии и пулеметов.

С июня 1915 года высочайшим приказом по военному ведомству, числящийся по гвардейской кавалерии командир 2-го кавалерийского корпуса, Генерал-лейтенант Гусейн хан Нахичеванский, назначается Генерал-адъютантом Его Императорского Величества с оставлением в занимаемой должности.

С 1916 года Гусейн хан Нахичеванский был назначен командиром вновь сформированного Гвардейского кавалерийского корпуса, в состав которого вошли 1, 2 и 3-я гвардейские кавалерийские дивизии. Корпус под командованием генерал-адъютанта, генерала от кавалерии Нахичеванского участвовал в боевых действиях Западного и Юго-Западного фронтов в составе Особой армии. Принимал участие в Брусиловском прорыве.

Среди кавалерийских военачальников существовал свой гамбургский счет: первая шашка империи – Келлер, вторая – Каледин, третья – Крымов. По этой иерархии хан Нахичеванский был четвертым, и именно ему царь поручил командовать вновь сформированным Гвардейским кавалерийским корпусом, а также произвел его в генералы от кавалерии и (первым и единственным из мусульман) в генерал-адъютанты.

После февральской революции, Гусейн хан Нахичеванский был отправлен в отставку.  А после отречения Николая II, Гусейн хан отказался присягать на верность Временному правительству.

6 апреля 1917 года приказом № 461 назначенный Временным правительством Верховным Главнокомандующим А. А. Брусилов отстранил от своих должностей 47 высокопоставленных военачальников, подозревавшихся в монархических настроениях. В их числе был и командир Гвардейского кавалерийского корпуса генерал от кавалерии Гусейн хан Нахичеванский.

По обвинению в причастности к контрреволюционной деятельности Гусейн хан был арестован петроградской ЧК и был расстрелян в вместе с великими князьями 29 января 1919 года.

Другим выдающимся полководцем –азербайджанцем Первой Мировой войны явдяется Самед бей Мехмандаров. Он родился 16 октября 1856 г. в Ленкоране в богатой дврянской семье.

Мехмандаров происходил из знатного карабахского бекского рода. Отец Самедбека — Мирза Садыхбек Мехмандаров — по роду службы в начале 1840-х годов переехал из Шуши в Ленкорань, где занимал должность Муганского пристава Ленкоранского уездного управления и имел чин титулярного советника.

  В 1875 г . закончив Петербургское артиллерийское училище его производят в офицеры и назначают командиром батареи Первой туркестанской артиллерийской бригады.  В начале русско- японской войны 1904-1905 гг. Мехмандаров в звании полковника в качестве командира артиллерийского дивизиона участвовал в обороне Порт-Артура.  

Когда в августе 1904 г японцы начали первый штурм крепости, выяснилось, что они выбрали главным направлением атаки восточный фронт и именно здесь беспримерную храбрость и мужество проявили артиллеристы во главе с Мехмандаровым. Он был тяжело ранен в голову но при этом с невыносимой болью продолжал управлять боем.

Заслуга Мехмандарова была оценена и 22 октября 1904 г он был произведен в генерал-майоры, награжден орденом Геория 4-й степени и орденом Станислва 1-й степени.

Первая мировая война застала его на Варшавском оперативном направлении. Мехмандаров участник боев в рядах Варшавской группы. Осень 1914 г. русская армия завязало сражение на Варшавском направлении, закончившейся победой царских войск. 21-я пехотная дивизия Мехмандарова в период Варшавско-ивангородкой операции охраняла город Лодз и потсупы к нему.

Когда противник принял широкую операцию по всему фронту, дивизия Мехмандарова находилась на рубеже против численно привосходящих сил противника.

9-я немецкая армия генерала Маккенза сосредоточив основаные силы в направлении Лодзя, стремилась окружить 2 русских корпуса, точнее дивизию Мехмандарова. В критический момент Мехмандаров смело перешел в контратаку и заставил противника отказаться от своих замыслов. Во многом благодаря заслугам Мехмандарова Лодзинская сражение завершилось победой русских войск.

В истории Первой Мировой войны боевые действия русских войск в целях отвлечения сил немецких войск от Варшавы получили название бои у Казеницы. Героем сражения был  52-тысячный отряд Мехмандарова. После упорных и тяжелых боев Казенице, город был взят русскими.

В дальнейшем Мехмандаров участвовал в Горлицкой операции, при этом продвигаясь по службе, командуя отрядом и корпусом.

2 января 1915 года генерал Мехмандаров был награждён орденом Св. Владимира 2-й степени с мечами. Высочайшим приказом 14 февраля 1915 года был удостоен Георгиевского оружия, украшенного бриллиантами «за то, что 9 и 10 октября 1914 г., преследуя в составе войск корпуса разбитую под Ивангородом германскую армию и встретив на линии Полично-Богуцинский лес шедшие ей на выручку превосходные австрийские силы, стремившиеся охватить фланг боевого расположения, рядом штыковых ударов и решительным наступлением, лично находясь в боевой линии войск и неоднократно подвергая жизнь свою явной опасности, остановил движение противника и ударом во фланг обратил его в бегство».

Это отличие было очень редким, за всю Первую мировую войну такой награды удостоились всего восемь человек.

22 марта 1915 года Самедбек Мехмандаров был произведён в генералы от артиллерии. Его корпус участвовал в наиболее тяжелых боях против германских войск, в том числе у Прасныша, на Сане, у Холма и Вильны и по ликвидации прорыва германских войск в районе Свенцяны. 2-й Кавказский армейский корпус был усилен двумя пехотными дивизиями, и это объединение получило наименование «группа генерала Мехмандарова». Из приказа генерала Мехмандарова войскам группы:

Во время боев с австрийцами резервынй отряд Мехмандарова наносит удар по флангу неприятеля, в тот момент когда австрийцы  старались прорвать оборону 2 и 3 кавказского корпуса. Атака была столь неожиданной, что противник вынужден был повернуть и спешно отходить.  В итоге русская армия восстановила свои позиции, затем продвинулась к населенному пункту Радом, Красное Домброво.

После Февральской революции он ушел в отставку. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году он был приглашен на службу в правительство страны. 1 ноября постановлением Совета Министров было учреждено военное министерство. Портфель министра был предоставлен председателю Совета Министров Фатали-хану Хойскому, а помощником его был назначен генерал от артиллерии С. Мехмандаров. По существу, c этого времени и начинается планомерная и целенаправленная работа по созданию национальной армии. 15 ноября приказом товарища военного министра генерала Мехмандарова было начато формирование Главного штаба и Канцелярии военного министра. 25 декабря 1918 года генерал от артиллерии Мехмандаров был назначен военным министром.

Третьм выдающимся полководцем- азербайджанцем первой мировой войны был Алиага Шихлинский. Он родился 23 апреля 1865 г. в селении Казахлы, Газахского уезда.

В августе 1876 г . поступает в Тифлисскую военную гимназию. 1886 году он окончил высшее артиллрийское училище, начал военную службу 39-й артиллерийской бригаде в звании подпорудчика.

Участвовал в боях Порт-Артура и огнем причнил большой урон японцам.

При отражении воторого штурма в сентябое находился на самом ответственном участке обороны и активно участвовал в отражении  3-го  и 4-го штурма японцев.

Во аремя 4-го штурма был тяжело ранен в ногу, но продолжал вести бой.

29 ноября 1908 г. Шихлинскому присвоено звание полковника, 4 августа 1910 года он был назначен командиром 1-го дивизиона 21-й артиллерийской бригады, расположенной в городе Владикафказ.  Далее он был назначен старшим руководителем  офицерской артиллерийской школой во Влдикафказе.  

За выдающиеся заслуги ему присваивают звание генерала-маойра.

Шыхлинский дал много ценных предложений изобретении по теории стрельбы артиллерии.

В частности, им был изобретен треуголник для целеуказания в артиллерийской стрельбе, который вошел в учебники как «треугольник Шыхлинского» и получил широкую известноть не только в русской, но и в австрийской, французской артиллериях.

В 1914 г . его как строевого генерала назначают главным  военно- окружного артиллерийского управления Петроградского военного округа и начальником артиллерии города Петрограда.

Однако, крупнейший военный специалист, знаток ариллерийского дела генерал Шихлинский был нужен на фронте именно в действующей армии.

Поэтому 31 января 1915 г он был назначен в распоряжение главнокомандующего армиями северо-западного фронта для руководства в основном тяжелой артиллерией. Немного спустя главком северо-западного фронта генерал Алексеев просит ставку учредить при нем должность генерала по поручении артиллерийской части. Его просьба была удовлетворена, и 14 сентября 1915 года Шыхлинский был назначен на должность генерала для поручений при верховном главнокомандующем с правами начальника дивизии со штатной категорией генерала-лейтенанта.

Генерал Шихлинский сам нередако руководил артиллерийской подготовкой в крупном масштабе, например армейской артиллерийской группой в польской операции в 1916 г. в раойне Крево, Богущинского и Попелевичинского лесов. Русская арттиллерия на западе показала себя во всей красе в подавлении противника. 2 апреля 1917 г за отличие в службе ген майору Шихлинскому присваивается звание генерала лейтенанта. 10 сентября 1917 г. он был назначен командующим 10-й армией Западного фронта, но командовать пришлось недолго – рана и постоянная напряженная работа на фронтах давало о себе знать. Здоровье  было сильно подорвано и требовало серьезное лечение. 14 ноября 1917 г. он был уволен в резерв.  

С 29 декабря 1918 года[54] по 28 апреля 1920 года, до прихода к власти в Азербайджане большевиков, Али Ага Шихлинский служил в армии Азербайджанской Демократической Республики в должности помощника военного министра генерала от артиллерии Самедбека Мехмандарова. 28 июня 1919 года приказом правительства Азербайджанской Республики помощник военного министра генерал-лейтенант Али Ага Шихлинский за отличия по службе был произведён в генералы от артиллерии.

Кстати, нельзя не отметить, что некоторые офицеры-азербайджанцы в годы Первой мировой войны также награждены орденом Святого Георгия, среди них были: ротмистр нижегородского драгунского полка Теймур Новрузов, первый азербайджанский пилот Фаррух ага Гаибов, боец мусульманского конного полка Тарлан Апиярбеков.