После Брюсселя: Дипломатическая победа Азербайджана - как предвестник нового порядка

События последних недель вокруг окончательного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, дает повод говорить о том, что пост-конфликтный период в регионе переходит на новый этап своего развития.  Две знаковые события определили атмосферу нынешнего порядка. Открытие КПП на дороге Лачын-Ханкенди на условной границе Азербайджана и Армении и 4-дневная встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтоне, предопределили ход действий на данном этапе, что вылилось в трехстороннюю встречу в Брюсселе с участием лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева, Николы Пашиняна и главы ЕС Шарля Мишеля.

Каких либо ожиданий прогресса на Брюссельской встречи ждать не приходилось, так как уже перед началом встречи Ереван всячески провоцировал эскалацию на границе, в частности  в результате интенсивного обстрела со стороны Армении на Зодском направлении погибли азербайджанские военнослужащие. Непостредсвенно перед эскалацией, Пашинян провел встречу с руководителями силовых ведомств Армении, после чего на границе последовали минометные обстрелы и удары БПЛА азербайджанских позиций. Очевидно, что это была попыткой срыва перговоров в Брюсселе, что однако воплотить в жизнь Еревану не удалось.

Сам факт, что Ереван вынужден был сесть за стол переговоров после полугодового перерыва, говорит о том, что Армения все жестче сталкивается с давлением международных посредников в лице Вашингтона и Брюсселя для окончательного мирного урегулирования вопроса.

Основная повестка встречи в Брюсселе касалась нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, безоговорочному признанию территориальной целостности друг друга, продвижения в подписании мирного договора, открытию коммуникаций, а также решению гуманитарных вопросов – в частности, проблемы минного террора и судьбы пропавших без вести лиц.

В итоговом заявлении Шарля Мишеля по итогам трехсторонней встречи одним из важнейших моментов является тот факт, что Армения официально и открыто признала не менее 86,6 тыс. квадратных километров территории Азербайджана, включая Карабах. А это означает, что Ереван принимает юрисдикцию Азербайджана над Ханкенди, а также над карабхскими армянами. Вместе с тем, это также бльшой удар по надеждам сепаратистов.    

Положительный момент - согласие Армении на строительство Зангезурской дороги, которое было получено в ходе брюссельской встречи. Ожидается, что Европейский союз возьмет на себя финансовые аспекты строительства дороги.

Также, согласно заявлению Мишеля, стороны в Брюсселе договорились провести серьезные дискуссии о делимитации.

Одним из важных моментов в заявлении Шарля Мишеля, является подход, который во многом отражает точку зрения Европейского Союза в отношении армян, проживающих в Азербайджане. Здесь также речь идет о «правах и безопасности» армян, проживающих на территории Азербайджана и диалоге, который официальные азербайджанские государственные учреждения будут вести с лицами армянского происхождения в будущем процессе реинтеграции.

МИД Азербайджана назвал «полезной и результативной» встречу 14 мая в Брюсселе президента Азербайджана и премьер-министра Армении при посредничестве главы Совета ЕС Шарлья Мишеля.

«Это встреча значима из-за возобновления «Брюссельского формата» и поощрения диалога на самом высоком уровне, после 9 месячного перерыва, возникшего в результате различных вмешательств и попыток выдвижения предусловий», - сказано в комментарии МИД Азербайджана.

«В ходе встречи состоялся подробный обмен мнениями с целью достижения конкретных результатов относительно согласования проекта двустороннего мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, делимитации границ и восстановления коммуникаций.

До сведения партнеров  еще раз была доведена принципиальная позиция азербайджанской стороны об обеспечении мира и стабильности в регионе. В частности, исключительно важно подтверждение признания территориальной целостности государств, и в этом контексте признание международно-признанной территориальной целостности Азербайджана со стороны Армении», -  отмечено в сообщении МИД Азербайджана.

Соперничество за посредничество

Вместе с тем, нынешняя встреча в Брюсселском формате стала 5-ой и ее можно рассматривать в контексте ужесточенной борьбы политических центров за посредничество между конфликтующими сторонами.

Очевидно, что соперничество между Вашингтоном, Москвой, Брюсселем и Парижем идет на разных уровнях. 

Хотя, Запад соревнуется с Россией в посреднической борьбе в отношениях между Баку и Ереваном, он сталкивается и разногласиями внутри себя. Очевидно, что между Вашингтоном, Брюсселем и Парижем - столица Бельгии и главый дипломатический центр Европы - является основной переговорной площадкой. Вашингтон поддерживает этот формат, но Париж, который подходит к процессу в контексте своих геополитических и региональных интересов, изначально пытался принять этот формат, но из-за того, что это ему не удалось достичь каких- либо результатов в виду предвзятой позиции в отношении Баку, решил создать формат, инициированный Елисейским дворцом: от этого и вытекает запланированная встреча лидеров Азербайджана и Армении  в Кишиневе в рамках второго саммита Европейского политичекого сообщетва.

Брюссельскую встречу, состоявшуюся после Вашингтонской встречи глав МИД, можно считать попыткой противодействия инциативам как Франции, так и России. Москва также намерена 19 мая организовать встречу глав внешнеполитических ведомств.

Если интерес руководства ЕС состоит в сохранении преемственности инициированного ими формата, то желание США – усилить начатый в Вашингтоне процесс в Брюсселе.

Однако, можно с уверенностью констатировать, что официальный Баку, перед следующими встречами будь это в Кишиневе или в Москве, как минимум усилил позиции на переговорной площадке с точки зрения донесения и восприятия международными посредниками главного вопроса: Вся территория Карабаха и население, проживающее в зоне временного пребывания российского миротворческого контингента, это втуренний вопрос Азербайджана и не с кем Баку не собирается обсуждать этот вопрос. 

Однако, неисключено, что усилиями армянской стороны в предстоящих встречах в Москве и в Кишиневе, результаты Брюсельско-Вашингтонского формата снова будут сведены на нет. На это указывает опыт предыдущих встреч, после которых Ереван пытался обнулить все результаты переговорного формата. 

Претензии армян очевидны: они пытаются внести в мирное соглашение пункт о  «Защите прав и безопасности» армян в Карабахе: Баку не позволяет включить вопрос контактов с армянским населением в мирное соглашение, эта позиция принимается и в США. Помимо прочего, Ереван выступает с предложением, превратить сепаратистов Карабаха в третью «сторону» или, по крайней мере, выставить себя в качестве «представителей» армянского населения, заранее зная, что Баку на это не согласится.

Также есть разногласия по линиям делимитации границы, особенно по оккупированным в начале 90-х восьми сел Газахского района и Нахчывана: Очевидно, что Армения не хочет возвращать эти села.

Однако, на этот раз, вероятно мнение международных посредников по этому вопросу на стороне Азербайджана.

Так, специальный представитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар на днях отметил что вопрос 8 сел должны решится в рамках делимитации, что означает что ЕС поддерживает Баку и в этом вопросе. Ослабление позиции Армении по этому вопросу важно для Азербайджана перед встречей в Москве и Кишиневе.

Также Армения отказывается принимать участие в пердложение Баку  «о совместной борьбе с терроризмом, экстремизмом, радикализмом и сепаратизмом», что говорит о намерении Еревана дальше поддерживать сепаратизм на территории Азербайджана.

Заявления Пашиняна в Праге, куда он поехал с официальным визитом, после Вашингтонской встречи глав МИД, также подчеркивают мысль о том, что разногласия состоят из этих пунктов.

Блинкен назвал Вашингтонские переговоры «серьезным прогрессом», хотя позиция Армении фактически тормозит процесс. Маловероятно, что в следующем туре, который пройдет в Москве, будет достигнут результат.

Между тем, Ереван все еще не делал никаких официальных заявлений по поводу итогов Брюссельской встречи. Однако, некоторые армянсике СМИ пишут о первых результатах согласно своим источникам.

Так, по мнению журналистки Наири Охикян, премьер-министр Армении Никол Пашинян на вчерашних переговорах в Брюсселе попросил время для подготовки армянской общественности к новым реалиям. Речь, по данным армянских источников, идет об официальном признании территориальной целостности Азербайджана (подразумевает признание суверенитета Баку над Карабахом) и запуске Зангезурского коридора.

Согласно сообщению, касаясь Карабаха, Пашинян также обещал подготовить армянскую общественность к постепенному, «мягкому переходу к новым реалиям» и убедить армян в Ханкенди сотрудничать с Баку.

Кроме того, он пообещал председателю Совета Европы Мишелю, что вскоре начнет процесс выхода Армении из ОДКБ.

Однако, не исключено, что Ереван будет пытаться изменить повестку в частности провокациями на границе.

Пашинян может попытаться максимально уйти от вопроса признания Карабаха и 8 сел в составе Азербайджана, приберечь его для встречи в Кишиневе и попытаться завести переговоры своей позицией в тупик при поддержке Франции. Не исключено, что Армения надеется, что появится возможность воспользоваться возможной смены власти в Турции по итогам президентских выборов.

Вашингтонский формат переговоров

8 марта четыре государственных структур США – ЦРУ, ФБР, Разведывательное управления Министерства обороны и Агентство национальной безопасности представили  Конгрессу ежегодный обзор глобальных рисков, где уделили внимание окончательно не разрешенному армяно-азербайджанскому конфликту.

Причинами напряженности между Арменией и Азербайджаном спецслужбы США называют три проблемы: Отсутствие мирного договора, нерешеннось вопроса делимитации и демаркации, неопределенность будущего армяно-населенной территории  Карабаха.

Между тем, такой интерес вашингтонских структур, говорил о том, США будут более акитвно задействованы в решение насущных вопросов в регионе.

По итогам переговоров, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что мирная договоренность между Азербайджаном и Арменией находится «в пределах досягаемости».

Азербайджан и Армения добились ощутимого прогресса в достижении устойчивого мирного соглашения на переговорах в США, заявил  госсекретарь Энтони Блинкен, выступая на заключительном заседании в рамках двусторонних мирных переговоров в Арлингтоне (штат Вирджиния).

"За последние несколько дней обе стороны обсудили ряд очень сложных вопросов и добились ощутимого прогресса в достижении прочного мирного соглашения", - отметил Блинкен.

"Я думаю, что темпы переговоров и фундамент, который заложили наши коллеги, показывают, что [мирное соглашение] действительно находится в пределах досягаемости. Финальный отрезок любого марафона всегда самый сложный. Мы это знаем, - добавил Блинкен. - Соединенные Штаты продолжат помогать нашим друзьям пересечь финишную черту. Я думаю, что мы очень близки к этому".

Госсекретарь указал на "признание обеими сторонами - Азербайджаном и Арменией - того, что единственный путь к прочному и долговременному миру лежит через диалог". По его мнению, достижение мирных договоренностей "не только стало бы историческим событием, но и отвечало бы интересам народов Азербайджана и Армении и имело бы весьма положительные последствия даже за пределами двух стран".

В Арлингтоне министры обсуждали проект договора с условным названием «Соглашение о нормализации отношений». Ключевой для Еревана вопрос статуса армянского населения Карабаха не был включен в повестку переговоров, что говорит о дипломатической победе Баку. 

Пресс-секретарь российского президента  Дмитрий  Песков отметил, что помощь в урегулировании ситуации между Арменией и Азербайджаном может приветствоваться, но только на основе безальтернативных трехсторонних договоренностей, заключенных вместе с РФ.

"Решение существующих проблем между двумя странами и возможная выработка каких-то совместных действий и шагов, направленных на снижение напряженности в регионе в первую очередь возможны на основе трехсторонних документов, которые были подписаны вместе с Россией. Пока каких-либо других правовых основ, которые бы способствовали урегулированию, нет. Соответственно, пока до сих пор эти трехсторонние документы являются абсолютно безальтернативными".

Между тем, наждеется на постоянство армянской стороны не приходится. Ереван пытается извиливать между форматами, активно используя вовлеченность международных акторов.

Например, сразу после встречи в Вашингтоне, премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с премьер-министром Чехии Петром Фиалой в Праге 4 мая обвинил Азербайджан в обострении ситуации на границе с Арменией, в Нагорном Карабахе и Лачинском коридоре.

«Решение Азербайджана установить КПП в Лачинском коридоре и предшествующее ему блокирование коридора является грубым нарушением трехстороннего заявления от 9 ноября и решения Международного суда, принятого в феврале. Уже 4 месяца народ Нагорного Карабаха лишен возможности свободного передвижения. Более того, Азербайджан нарушил снабжение НК природным газом и электроэнергией. Продукты питания в НК продаются по талонам, и таким образом там установлен гуманитарный кризис», - сказал Пашинян. 

Между безосновательными обвинениями Пашиняна в адрес Азербайджана в Праге и заявлениями о готовности к миру в Брюсселе прошло всего 10 дней, что однако, говорит о том, что лидер Армении занимается фикцией переговорного процесса и без действенных механизмом давления на Ереван, ощутимых результатов добиться не получится.

 

Дипломатическая победа Азербайджана - как предвестник нового порядка  

В итоговом заявлении Шарля Мишеля по итогам Брюссельского формата переговоров отсутствовало заявления о Лачинской дороге, и этот фактор показывает, что реалии, вытекающие из правовых процедур, применяемых Азербайджаном на его суверенных территориях, принимаются международным сообществом.

23 апреля Азербайджан установил контрольно-пропускной пункт на дороге  Ханкенди – Лачын. Эта мера была обоснована как ответная односторонним  шагам Еревана по установке днем ранее  КПП  по ту сторону моста на территории Армении. Конечно же это был формальный повод для ответных действий,  к которым  Баку готовился давно, не раз упоминая о проблеме перемещения вооружения и военных из  Армении в Карабах. Этот посыл  усилил подрыв на армянской мине азербайджанского военного грузовика в Карабахе накануне  сооружения КПП.

Лачинский коридор, который действовал под контролем РМК согласно трехстороннему заявлению, давал повод зарождению новых клфликтов, сохранению неопределенной ситуации.

По сути, армян заново готовили к долгосрочной войне. Достаточно вспомнить слова пресловутого российского олигарха армянского происхождения, который решил сделать карьеру в среде сепаратистов Рубена Варданяна -  он призывал "взяться за оружие и бороться до конца". Вообще, Лачинский коридор канувшей в лету, останется в истории как коридор войны.  Именно по этой дороге началась оккупация азербайджанских  земель в лихие 90-е и кроме того, посредством этой дороги на нашу территорию просачивались не только деструктивные военные элементы но и иделогия «Миацума»,  - расширения Армении на восток за счет азербайджанских земель.

Открытием КПП, у сторонников  дальнейшей эскалации конфликта минимизировались возможности для маневрирования. То есть, закрылась последняя надежда, связанная с этой дорогой,  посредством которой на территорию Азербайджана поставлялась оружие, мины, криминальные элементы, вывозились природные ресурсы Азербайждана. Открытием КПП, остановились нелегальные грузы на территорию, где проживает армянское населения Азербайджана, что в качественном плане повлияет на общественные настрои в Ханкенди.

КПП приоткрыл завесу для армян, блуждающих все еще в мифических настроениях о «Великой Армении»: придется жить по законам Азербаджансой Республики. Время показывает, что конфликт использовался целой плеядой армянских чиновников за все эти годы для построения политической карьеры и для личного обогащения.

Подытоживая, можно сказать, что политика Азербайджана в пост-конфликтный период полностью отвечает его военно- политической стратегии и разделен на три этапа:  На первом этапе главная цель состояла в возвращении под контроль всю границу со стратегическими высотами, дабы минимизировать угрозы, исходящей из Армении, второй этап -  установка КПП на Лачинской дороге, что было удачно реализовано и третий этап будет связан с установлением конституционного порядка в Ханкенди, Ходжалы, Агдере и во всех других населенных пунктах, находящихся в зоне временного пребывания РМК, с последующей реингтеграцей армян Карабаха. В этом плане у Еревана мало выбора. Армении придется принять новый региональный порядок, установленный Азербайджаном в регионе Южного Кавказа. 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами