Позиция Сталина в вопросе о территориальной целостности Азербайджана и разоблачение исторических фальсификаций

Вспыхнувший с новой силой конфликт в Карабахе вызвал международный интерес у многочисленных экспертов, историков и СМИ к региону. Учитывая актуальность темы, аналитический центр STEM продолжает публикацию серий статей об истории одного из самых застарелых конфликтов на пространстве СНГ.      

 

В издаваемых с конца 80-х годов ХХ века по сей день академических трудах и монографиях Армении делается попытка доказать, что именно Иосиф Сталин в начале 20-х годов ХХ века передал Азербайджанской ССР якобы армянские земли -Нагорный Карабах и Нахчыван. Появление в этот период такого рода публикаций было не случайным, так как со второй половины 80-х годов ХХ века в СССР на страницах союзной печати под флагом "перестройки" и  "нового мышления" началась мощная волна антисталинской критики, на которого списывались все издержки тоталитарной коммунистической системы, в том числе и в области межнациональных отношений.

После оккупации Северного Азербайджана в апреле 1920 года российской ХI Красной Армией армянские притязания на азербайджанские земли в Карабахе, Зангезуре и Нахчыване не прекратились. Советская Россия, вынашивавшая планы аннексии всего Южного Кавказа, выступила в роли посредника в решении данного конфликта. Среди политических лидеров Советской России, активно участвовавших в этом процессе, был И.Сталин, который в 1917-1922 годах возглавлял Комиссариат по делам национальностей РСФСР.

Будучи политическим деятелем с имперским мышлением, Сталин прекрасно понимал, что страна, которая находится в состоянии гражданской войны и переживает экономическую депрессию, нуждается в межнациональном мире и стабильности. Поэтому при разрешении межнациональных конфликтов у Сталина всегда доминировали соображения политической целесообразности. Как свидетельствуют архивные документы, в период 1920-1921 гг. телеграммы и доклады в Центр по территориальным вопросам в армяно-азербайджанском конфликте имели четких адресатов - И.Сталин и Г.Чичерин. И это вполне объяснимо, так как первый был наркомом по делам национальностей, а второй - наркомом иностранных дел РСФСР. В основном телеграммы, посылаемые в Центр, были за подписью секретаря Кавказского краевого бюро ЦК РКП (б) Г.Орджоникидзе, на которого Председатель Совета Народных комиссаров  Советской  России В.Ленин возложил курирование внутренней и внешней политики Азербайджанской ССР. Именно Орджоникидзе впервые в своей телеграмме, направленной в середине 1920 года Сталину и Чичерину, предложил выделить Нагорный Карабах в автономную область в составе Азербайджанской ССР.

 В свою очередь, впервые свою позицию в армяно-азербайджанском территориальном конфликте Сталин изложил в телеграмме С.Орджоникидзе 8 июля 1920 г.:

"Мое мнение таково, что нельзя без конца лавировать между сторонами, нужно поддерживать одну из сторон, в данном случае Азербайджан с Турцией. Я говорил с Лениным, он не возражает".

Однако Сталин подходил к решению территориальных вопросов с точки зрения политической  конъектуры. Подтверждением служит выступление Сталина на объединенном заседании ЦК АКП (б), БК АКП (б), Кавбюро ЦК РКП (б), Азревкома и Бакисполкома 9 ноября 1920 года, где обсуждался вопрос о территориях Азербайджанской ССР, на которые претендовала дашнакская Армения. В своем выступлении Сталин сказал: "Если хотят узнать, кому принадлежат долина Зангезур и Нахичевань, то теперешнему правительству Армении их передавать нельзя, будет советская, тогда можно будет"5.

Из этого заявления Сталина становится ясно, что план передачи Нахчывана и Зангезура Армении был подготовлен высшим большевистским руководством в Москве еще до её советизации. Претворение этих планов в жизнь началось сразу же после образования Армянской ССР в конце ноября 1920 года. В статье "Да здравствует Советская Армения", опубликованной в газете "Правда" от 4 декабря 1920 г. Сталин, грубо исказив текст декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г., торжественно провозгласил передачу Зангезура, Нахчывана и Карабаха Советской Армении.

Существует искусственно созданный армянскими историками и прочно внедренный в сознание широкой общественности миф о том, что якобы известное решение июльского пленума Кавбюро ЦК РКП (б) 1921 года по Нагорному Карабаху было навязано Сталиным. При этом используется  довольно простой и, как позже выяснилось, эффективный прием - создана и активно пропагандируется "историческая легенда" о том, что 4 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) постановил включить Нагорный Карабах в состав Армении, но в результате вмешательства Сталина пленум на своем заседании 5 июля 1921 года принял противоположное решение, "оставив" Нагорный Карабах в Азербайджанской ССР. По этой причине автономный статус Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР трактуется сегодня армянскими политиками и историками  как одно из тяжких последствий сталинизма.

Рассмотрим роль Сталина в этой проблеме, опираясь на документальные факты. Согласно биографической хронике, Сталин с конца мая 1921 года находился на отдыхе в Нальчике. Примерно за неделю до рассмотрения вопроса о Нагорном Карабахе в конце июня 1921 г. он прервал отдых и приехал в Тифлис.

Здесь надо отметить, что Сталин присутствовал в Тифлисе также в связи с претензиями к Грузии со стороны Армении, которая требовала Ахалкалакский и Борчалинский уезды.

Дипломатический представитель Армении в Грузии  А.Бекзадян на заседании комиссии по определению границ между республиками Южного Кавказа в Тифлисе заявил 25 июня 1921 года:

"Ныне, не располагая достаточной территорией, Армения как политически самостоятельная единица существовать не может. Ввиду этого обстоятельства находим крайне необходимым произвести территориальные прирезки от соседних республик - Азербайджана и Грузии в пользу Армении".

В протоколе заседания отмечено, что во время свидания А.Мясникова (председатель Совета Народных комиссаров Армянской ССР-Н.И.) и А.Бекзадяна  со Сталиным эта точка зрения последним разделялась. Таким образом, Сталин, прибыв в Тифлис и участвуя в заседаниях пленума Кавбюро ЦК РКП (б), уже имел беседы с армянской стороной, был в курсе ее претензий к соседним республикам и поддерживал идею расширения территории Армянской ССР за счет Азербайджанской ССР.

Со 2 по 7 июля 1921 года Сталин участвовал в работе пленума Кавбюро ЦК РКП (б) как нарком по делам национальностей и представитель Центра. Следует отметить, что он, хотя и присутствовал при обсуждении карабахской проблемы, однако не выступал и не принимал участия в голосовании. Интересно также, что именно 4 июля Ленин направил в Тифлис телеграмму Орджоникидзе, в которой сказано: "Удивлен, что вы отрываете Сталина от отдыха. Сталину надо бы ещё отдохнуть". Это показывает, что Сталин принимал участие в работе заседания Кавбюро ЦК РКП (б) 4-5 июля 1921 г. без ведома Ленина, но по требованию Орджоникидзе. С другой стороны, ни один армянский автор до сих пор не смог представить текст стенограммы заседаний Кавказского бюро ЦК РКП (б) 4 и 5 июля 1921 г., а тем более привести текст выступления на этом заседании не только Сталина, но и других участников. Единственным внятным аргументом армян служит факт присутствия Сталина на данных заседаниях.     

При рассмотрении роли Сталина в решении вопроса статуса Нахчывана, версия о сговоре Советской России и Турции в войне против Армении служит у армянских авторов главным обоснованием свержения дашнакского правительства в ноябре 1920 г. Составной частью этой политики, по мнению тех же авторов, явилось принесение Советской Россией "армянских земель" Нахчывана и Карабаха в жертву Азербайджану ввиду собственной военной слабости в обмен на продолжение Ататюрком войны против агрессии Антанты.

Оценивая Московский договор 1921 г. между Турцией и Советской Россией, эти авторы, искажая условия его 3-го пункта, пишут о "вхождении Нахчывана в состав Азербайджана" и обвиняют Турцию в развязывании войны против Армении, захвате якобы её территорий.

Объявляя Сталина основным виновником решения вопроса о Нахчыване в пользу Азербайджана, армянские  исследователи часто ссылаются на мемуары участника Московской конференции, члена турецкой делегации Фуада Джебесоя, который в своих воспоминаниях писал: "Наше соглашение с Чичериным состоялось в результате вмешательства Сталина. Трудности, возникшие в ходе переговоров, также были преодолены в результате вмешательства Сталина".

А трудности в переговорах создавали необоснованные требования наркома иностранных дел Советской России Чичерина к турецкой  стороне о передачи Вана, Битлиса, Муша и других турецких провинций с многочисленным мусульманским населением Армении. Поэтому в телеграмме на имя В.Ленина от 12 февраля 1921 г. Сталин призвал его "запретить Чичерину посылку нот туркам под диктовку националистически настроенных армян". Подобная позиция Сталина отнюдь не была вызвана особыми симпатиями к туркам. Свидетельство тому - письмо полномочного представителя Армянской ССР в РСФСР  С.Тер-Габриеляна о его беседе со Сталиным, направленное 15 января 1921 года в ЦК КП Армении: "…беседовал с ним очень долго. Сталин, как видно, и другие товарищи значительно изменили свое отношение к турецкому движению, благодаря того довольно вызывающего тона, каким они стали говорить с Россией. Сталин в категоричной форме заявил, что разговора о Нахичевани не может быть - Нахичевань будет в Советской Армении". Причиной изменения позиции Сталина было международное положение Советской России.

Продолжающаяся гражданская война в стране, неудачи на польском фронте и, наконец, захват дашнаками власти в "советской" Армении в феврале 1921 г., т.е. прямо накануне Московской конференции, вынуждали большевистское руководство во главе с Лениным быть более уступчивым.  С другой стороны, в 1921 году Сталин еще не обладал той властью, которая давала бы ему право решающего голоса в  таких важных вопросах.  

Вышеприведенные факты доказывают, что армянская версия о том, что якобы Сталин "подарил Нагорный Карабах и Нахчыван Азербайджану", исходя из каких-то особых симпатий к  азербайджанцам, беспочвенны. Для Сталина  азербайджанские территории  служили разменной монетой в большой стратегической игре, сутью которой было скорейшее создание на Южном Кавказе советских республик с перспективой их последующего включения в единое многонациональное, а фактически унитарное Советское государство. Поэтому в вопросе определения границ между советскими республиками Южного Кавказа Сталин больше исходил  не из исторических реалий, а  занимал конъектурную позицию, в зависимости от конкретных обстоятельств  и  изменений ситуации  в  регионе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Известия ЦК КПСС. 1990, № 7, с.124

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.Т.51.М.,1965, с.226-227

3. К истории образования НКАО Азербайджанской ССР 1918-1925. Документы и материалы. Баку,1989, с.32

4. Нагорный Карабах 1918-1923 гг. Сборник документов. Ереван, 1992                     /

5. Архив Политических Документов Управления Делами Президента  Азербайджанской  Республики (АПДУДПАР): Ф.1, оп.1,  д.14,  л.19

6. Сталин И.В. Сочинения. Т.4. М.,1947, с.456

7. Барсегян Х. Изучая историю. Интернационализм и армянская советская историография. Газ. "Коммунист" (Армения), 1988, 15 июня; Его же. Истина дороже. Газ."Коммунист" (Армения), 1988, 29 сентября; Межнациональным проблемам - справедливое решение. Газ. "Коммунист" (Армения) 1989, 21 июня; Хуршудян Л. Национальный вопрос вчера и сегодня. Газ. "Коммунист" (Армения),1989, 2 июня;

8. Золян C. "Нагорный Карабах: проблема и конфликт". М. 2001 

9. Нагорный Карабах. Историческая справка. Ереван, 1988; Карабахский вопрос. Истоки и сущность в документах и фактах. Степанакерт, 1991                                                   

10. Намазов Э. Сталин, Кавбюро, Нагорный Карабах. Газ. "Бакинский рабочий", 1989, 22 ноября

11. Нагорный Карабах 1918-1923 гг. Сборник документов. Ереван,1992 //

12. "К истории образования НКАО Азербайджанской ССР 1918-1925".  Документы и материалы. Баку, 1989, с.90-92

13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.53.М.,1965, с.10

14. Зограбян Э.А. Территориально-разграничительные вопросы на второй Московской русско-турецкой конференции (февраль-март 1921г.) //Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР, 1989, №2, с.3-16; Инджикян О. Армянский вопрос и советско-турецкие отношения //Вестник общественных наук Академии наук  Армянской ССР, 1988, № 6, с. 3-17; Ходжабекян В., Асатрян Б. Из истории армянского населения Нахичевана //Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР, 1988, № 6, с.18-28

15. Cебесой Ф.А.Москова щаtиралары. Исtаmбул,1955, с. 141.

16. Инджикян О.Армянский вопрос и советско-ту-рецкие отношения //Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР,1988, № 6, с.11

 

 

Азербайджан и Словакия договариваются на перспективу
В центре STEM прошла встреча с аналитиками Польского института международных отношений PİSM
Гянджа, Гаджикабул, Габала: развитие регионов как прерогатива социально-экономической политики
Брюссельские мечты Никола Пашиняна и сложности региональной политики
«Грузинская мечта» и грузинская реальность
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами