17 апреля, через день после того, как по социальным сетям стали распространяться кадры передислокации российского миротворческого контингента, дислоцированного в Карабахском экономическом регионе Азербайджана, помощник президента Азербайджана - заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев заявил, что верховным руководством Азербайджана и России было принято решение о досрочном выводе миротворцев из Карабаха.

Очевидно, что после того, как регион покинуло все армянское население, необходимости в пребывании РМК на его территории не оставалось. Осенью 2023 года стороны достигли соглашения о том, что российские миротворцы будут заниматься гуманитарным разминированием, это единственный «фронт» работы, который у них оставался. Однако по мере того, как азербайджанские военные и гуманитарные службы осваивали все большее число сфер деятельности и укреплялись на занятых позициях, целесообразности пребывания РМК в Карабахе не оставалось.

Ранее в прошлом году российские официальные власти неоднократно заявляли, что вопросы, связанные с дальнейшей судьбой своего контингента в Азербайджане они будут обсуждать лишь с властями страны. На фоне отсутствия перспектив возвращения армянского населения в Карабах смысл пребывания РМК в Карабахе и вовсе полностью терялся.

Еще один интересный вывод напрашивается из всей этой ситуации. 7 мая состоится инаугурация Владимира Путина и ожидается что он выступит с программной речью о приоритетах страны на предстоящий период.

В условиях формирования внешнеполитических приоритетов России Москва решила избавится от «балласта» в лице конфликта «прошлой эпохи», участие в котором больше не приносит ей никаких дивидендов.

В отношениях между Россией и Азербайджаном это создает новые возможности. Следует отметить, что они всегда характеризовались прагматикой и основывались на интересах. определяющихся соседским положением. В новых условиях токсичной карабахской темы в двусторонней повестке уже не будет. А это значит, что мешающая сторонам эмоциональная составляющая больше не будет влиять на характер двустороннего диалога.

Азербайджан доказал, что является самодостаточным государством не позволяющим использовать себя в качестве инструмента влияния на соседние страны. А региональный конфликт не превратил Баку в инструмент манипуляций. Карабахский конфликт же, напротив создавал риски для вовлечения в регион внерегиональных игроков, и манипулирования ими ситуацией в своих целях. Эти риски были наиболее осязаемыми для Москвы, которая сегодня вряд ли желает отвлекаться на еще какой либо конфликт, кроме украинского. Теперь же, когда карабахский конфликт исчерпан, рисков исходящих от него каким-бы то ни было странам больше не просматриваются.

Вслед за информацией о полном свертывании российского миротворческого контингента на следующий день18 апреля стало известно, что и совместный российско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме прекращает свою деятельность. Таким образом, ликвидируется последний институт, напоминающий о некогда существовавшем в регионе конфликте.

19 апреля на условной границе между Арменией и Азербайджаном под председательством вице-премьеров Азербайджана и Армении Шахина Мустафаева и Мгера Григоряна состоялась восьмая встреча Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между РА и АР.

В ходе встречи стороны достигли важных договоренностей по концептуальным вопросам текущей повестки пограничных согласований.

В частности, согласно договоренностям на начальном этапе процесса делимитации, стороны предварительно согласовали прохождение отдельных отрезков линии границы непосредственно между населенными пунктами Баганис (РА) - Баганыс Айрым (АР), Воскепар (РА) - Ашагы Аскипара (АР), Киранц (РА) - Хейрымлы (АР) и Беркабер (РА) - Гызылгаджилы (АР), с целью их приведения в соответствие с юридически обоснованной межреспубликанской границей, существовавшей в рамках Советского Союза на момент его распада.

Ранее 18 апреля на этом участке границы побывал премьер-министр Армении Никол Пашинян, ознакомившийся с ходом строительства домов для армянских жителей, которые будут переселены из занятых ими домов в азербайджанских селах и дал распоряжение включить в комиссию по делимитации глав местных сельских общин.

Примечательно, что согласно заявлению для прессы, «стороны договорились, что в процессе делимитации будут основываться на Алма-Атинской декларации от 1991 года. Стороны так же условились зафиксировать данный базовый принцип в проекте Положения (если в дальнейшем в Соглашении об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения будет установлено иное, то соответствующий пункт Положения будет приведен в соответствие с принципами, установленными данным Соглашением).

Это может означать, что в настоящее время за основу процесса делимитации берется Алма-Атинская декларация от 1991 года и, соответственно, карты, актуальные на тот период. Однако, нельзя исключать, что на последующем этапе могут быть использованы картографические материалы относящиеся к более раннему периоду истории, которые также могут быть использованы в процессе делимитации. В этом случае, отсылка к Алма-Атинской декларации 1991 года в готовящемся мирном договоре между странами, может быть дополнена или заменена на другие формулировки.

Также обращает внимание, что стороны условились завершить работу по согласованию проекта Положения о совместной деятельности Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой в срок до 1 июля 2024 года и приступить к процессу внутригосударственных согласований и утверждения Положения в порядке и в соответствии с требованиями законодательств государств Сторон.

Таким образом, речь идет о создании единого органа в рамках которого будет действовать согласованный алгоритм работы по выработке решений, которые станут обязательными к исполнению сторон.