Причины и возможные последствия смены правительства в Казахстане

5 февраля президент Казахстана К.Ж. Токаев отправил правительство страны в отставку. Это не первая отставка правительства за последние годы. После неудавшейся попытки госпереворота в стране в начале 2022 года прежнее правительство в полном составе было отправлено в отставку.

Спустя немногим более года, в марте 2023 года, после выборов в мажилис — нижнюю палату парламента последовала новая отставка правительства. По итогам голосования туда прошли шесть из семи зарегистрированных в республике партий. Большинство голосов (53,9%) получила правящая партия «Аманат». Именно она повторно предложила кандидатуру бывшего главы кабмина Алихана Смаилова в качестве председателя правительства на утверждение в парламент.

Особенность нынешней смены правительства заключается в том, что президент страны отправил в отставку ключевое лицо – главу кабмина. Как пишет агентство «Казинформ», кабмин Смаилова неоднократно сталкивался с критикой после масштабных проблем с отоплением в 2022 году, четырех крупных аварий на шахтах и пожаров, жертвами которых стали десятки людей. 6 февраля правящая партия Amanat предложила новую кандидатуру президенту Касым-Жомарту Токаеву – Олжаса Беткенова. После одобрения парламентом на пленарном заседании президент подписал указ о его назначении. За кандидатуру Бектенова проголосовали 69 депутатов, воздержались 7.

Бектенов юрист, не экономист и долгие годы, начиная с 2016 года с перерывами работал в Национальном бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) Казахстана. До этого два года с 2014 по 2016 годы возглавлял департамент в центральном аппарате Агентства Казахстана по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции). Да и основной задачей Бектенова на посту руководителя президентской администрации с апреля 2023 года, была задача оздоровления кадрового состава органов исполнительной власти, борьба со злоупотреблением властью среди чиновничьего аппарата.

С другой стороны, новый казахстанский премьер – кадровый аппаратчик, хорошо знающий механизмы и принципы управления. Это дает ему преимущества в вопросах, связанных с повышением эффективности деятельности кабмина, его структурных подразделений.

Ряд ключевых министров, включая глав минобороны Руслана Жаксылыкова, МИД Мурата Нуртлеу и МВД Ержана Саденова и ряда других сохранили свои посты.

Смена правительства в Казахстане во многом может быть продиктована стремлением президента страны придать динамику его деятельности в условиях необходимости ускорения реформ. Причем диктуется не только желанием казахстанского руководства, но и внешними обстоятельствами. К тому же существует высокий запрос на изменения и со стороны самого казахстанского общества.

7 февраля под председательством президента Касым-Жомарт Токаева состоялось расширенное заседание правительства. В заседании приняли участие новый премьер-министр, руководитель Администрации президента, члены правительства, председатель Национального банка, акимы областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента, а также 10 руководители центральных государственных органов и национальных компаний.

Президент Токаев фактически раскритиковал деятельность прежнего правительства указав на основные недостатки и дав понять, что перед новым правительством стоят конкретные задачи, непосредственно вытекающие из задачи увеличить ВВП к 2029 году до 450 миллиардов долларов.

Вся суть изменений выражается в следующих словах казахстанского лидера: «У правительства и акиматов имеются необходимые инструменты для решения поставленных задач. Но они зачастую не используются в должной мере. В результате темпы реформ снижаются. Это недопустимо. В процессе обсуждений и согласований между госорганами инициативы отходят от изначального замысла. Правительство и акимы должны кардинально пересмотреть свое отношение к работе, нужна результативность, а не бюрократия. Требуется системный подход, сочетающий в себе оперативное решение вопросов и долгосрочное видение перспектив экономики».

 

COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Баку и Ереван: осторожный прогресс
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами