С начала вторжения России в Украину прошло два с лишним года, и хотя заявленными, президентом России Владимиром Путиным, целями в Украине, являлись такие понятия как «денацификация и демилитаризация», однако, эти лозунги постепенно теряют свою актуальность даже в российском масштабе ввиду их несовместимости с реальностью.   Об этом можно судить и по последним заявлениям официальных лиц РФ. "Заявленная Россией в феврале 2022 года цель по демилитаризации Украины уже выполнена в ходе военной операции", - заявил российский постоянный представитель при ООН Василий Небензя, имея ввиду, что мол Украина нынче  имеет в своем арсенале только зарубежное оружие.   

Анализируя российско-украинскую войну многие эксперты ее объясняют с призмы геополитической борьбы великих держав. Однако, список причин и задач в данном конфликте, который развернулся между Россией и блоком западных стран на территории Украины, на порядок больше чем обычно принято говорить. По данной причине оценивая ситуацию в украинском кейсе помимо политической и экономической борьбы, стоит рассмотреть и географическую составляющую.  Необходимость в этом порождается из аналогии: если болит голова, травматолог скажет, что - вы ударились, психолог попытается объяснить - у вас стресс, окулист расскажет, что  вы перенапрягаете глаза. То есть, спектр причин расширяется исходя из специализации угла, с которого наблюдается соответствующий процесс или событие. В данном же материале мы постарались рассматреть причины конфликта с точки зрения политической географии.

В этом плане необходимо затронуть сам синопсис конфликта, а именно утверждения в прошлом о его неизбежности. В своей книге, опубликованной в 1996 году, «Столкновение цивилизаций», Самюэль Хантингтон ссылался на слова представителей российского генералитета от 1992 года, о том, что: «Украина, вернее, Восточная Украина вернется к нам через пять, десять или пятнадцать лет». Высказывался о потенциальной войне также глава чеченских сепаратистов Джохар Дудаев.

О потенциальности этого конфликта высказывались политики и учёные, как сторонники русского традиционализма, так и сторонники либерального глобализма. Наиболее отчетливо картина стала видна после событий 2014 года, что привело к государственному перевороту в Украине, аннексии Крыма Россией и появление сепаратных режимов, повлекших за собой войну, на Юго-Востоке Украины. Новый виток напряженности нагнетался публикацией статьи главы РФ об украинском народе летом 2021 года, переговорами о новой архитектуре Европейской безопасности с США в декабре того же года и последующим признанием, о присоединении новых территорий Украины, что сопроваждалось масштабным вторжением.

После распада СССР территория её правопреемницы уменьшилась на четверть, то есть на более чем 5 миллионов квадратных километров. Во времена СССР, помимо территории самого союзного государства, имелась буферная зона из стран участниц Варшавского блока. Фактическая зона влияния Союза в Европе простиралась по границам Германии на юг до границы с Турцией.

Граница стран членов Варшавского блока с НАТО проходила по границе ГДР и Чехословакии с ФРГ, протяженность которой составляла менее 1000 километров.

Граница фактически была защищена естественными препятствиями - Судетскими горами и рекой Эльбой, незащищенным участком границы являлась северная часть, т.е. Северогерманская равнина.

Условно, практически вся территория СССР и частично стран Варшавской организации, имели естественные препятствия на границах, коими являлась Судетские горы, Карпатские горы, река Дунай и так далее. Фактически это позволяло концертировать пограничные силы только в зоне наибольшей уязвимости, которой являлась Северогерманская равнина – идеальная рельефная структура для наступления потенциальной танковой армии противника, шириной около 500 километров.

Линия естественных барьеров в Центральной и Восточной Европе. Источник: карта собрана на основе данных сервиса Яндекс Карты.

В период, когда в мире царила биполярная структура международных отношений, где два полюса находились в самой низкой точке своих взаимоотношений, существование естественных преград на границе позволяло:

  1. Снизить количество точек соприкосновения сил;
  2. Снизить расходы на оборону, ввиду отсутствия необходимости постройки линий оборонительных укреплений и прочих инженерных сооружений;
  3. Высвободить людские ресурсы ввиду отсутствия необходимости оборонять всю длину границы.

Фактически СССР находился в лучшем геостратегическом положении. Границы страны и её сферы влияния находились в более выгодном положении, ввиду наличия естественных лимологических структур и буферных стран.

После распада СССР границы России были отброшены на значительное расстояние к линии от Финского залива до Азовского моря. Данный участок полностью находится на Восточно-Европейской равнине, которая лишена каких любо горных систем.

Территория Беларуси и Украины от части начали выполнять роль буферных стран для обеспечения стратегической безопасности Российской Федерации от потенциальной угрозы наступления с Запада. Незащищенный участок границы РФ начал составлять около 2000 километров.

Восточно-Европейская равнина. Источник: карта собрана на основе данных сервиса Яндекс Карты

При симуляции гипотетической войны в сценарии «Помория и Днепровия против Полесья»[1], изготовленной российскими военными, будет намного сложнее и дороже выстраивать инженерные сооружения и содержать гигантскую границу для обороны страны.

Это повидимому и является одной из причин, стремления России отбросить свои западные границы к более выгодным и легко обороняемым рубежам, как например река Днепр, а в идеале Карпатские горы.

Однако в случае наступления потенциального врага, возможно будет разобщить его силы и остановить наступление в глубь территории. Для РФ архиважно защита обороны Южного фланга, а если выразится географическими терминами, то стратегического участка в районе Волгоградского перешеека.

Волгоградский перешеек — это зона сужения территории Российской Федерации на юге, между Азовским и Каспийским морем, длина которого составляет около 700 километров.

Волгоградский перешеек.    
Источник: карта собрана на основе данных сервиса Яндекс Карты

Ответом на вопрос, почему Россия так чувствительна к вопросу Волгоградского перешейка, является зависимость от выхода к незамерзающим портам Ростов-на-Дону и Астрахани. Помимо прочего, в Кремле нефте-газовым ресурсам Кавказа придают "критически важное стратегическое значение для национальной безопасности".  В последние же годы к этому списку прибавилась связь со странами-партнёрами по вооружению, например, с Ираном.

Российские стратеги беспокоятся возможности повторения плана «Эдельвейс» и потенциала быть отрезанными от выхода к южным морям. Ястребы в политических кругах считают, что подобный исход отбросит западные границы России к очертаниям XVI века. Цель нынешнего правительства, не допустить этого и сохранить власть действующего президента РФ, а потому нынешней войне в Украине не видно конца.  Это доказывает, что стратегию - формирует география, а войну - политики.

 


[1] Названия Помория, Полезье, Днепровия и т.д., традиционно используются Российским военным руководством во время стратегических учений, по примеру учений «Запад-2021»

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами