Проблемы и перспективы развития национальных экономик государств Южного Кавказа (оценочный анализ)

Разность задач, стоящих перед экономиками трех стран региона предполагает и различия в подходах по определению стратегии экономического развития.

В частности, для Азербайджана по прежнему в качестве приоритетов выступают развитие ненефтяного сектора, декарбонизация энергетического сектора за счет активного внедрения «зеленых технологий», диверсификация поставок газа, диверсификация экспорта продукции отраслей переработки, совершенствование транспортных коммуникаций и активное участие в региональных транспортных мегапроектах, в том числе за счет совершенствования транспортной инфраструктуры.

Драйвером отраслей ненефтяной сферы выступают масштабные работы по восстановлению Восточного Зангезура и Карабаха.

В настоящее время, доходность ненефтяного сектора отстает от доходности топливно-энергетического сектора, в то же время, его доля в ВВП неуклонно повышается. В прошлом году от общей экспортной выручки страны на долю ненефтяного сектора пришлось немногим более 7%. Правда и здесь лидирующие позиции имеют те сектора, которые заняты глубокой переработкой нефти и газа.

Определенные сложности существуют и в вопросе самообеспечения основными продовольственными товарами. Государство старается решить их путем привлечения новых технологий и за счет увеличения производительности крупных фермерских хозяйств и агропарков.

Двузначная инфляция в серьезной степени нивелирует повышение реальных доходов населения. При этом негибкость внутренних цен, наличие факторов монопольного ценообразования при повышении цен на импортные товары, в серьезной степени способствуют росту инфляции. В частности, значительная часть азербайджанского импорта приходится на Турцию, где большая инфляция привела к росту цен, в том числе на экспортные товары.

В то же время в первом полугодии ситуация стала несколько выправляться. В том числе за счет снижения цен на ряд импортных товаров, прежде всего продовольственных.

Выступая на совещании, посвященном социально-экономическим итогам 6 месяцев 2023 года президент Ильхам Алиев, коснувшись указанной темы выразил надежду, что до конца года инфляция может снизиться до однозначной цифры. «Здесь наряду с естественными причинами, имеются и субъективные причины. Они должны быть более серьезно изучены и необходимо внести предложения относительно шагов, которые нужно предпринять до конца года, потому что на фоне общего экономического потенциала Азербайджана и результатов, достигнутых в экономической сфере, инфляция на уровне 12 процентов, конечно же, нежелательна» - подчеркнул глава азербайджанского государства .

В соседних Армении и Грузии, показатели инфляции оказались значительно ниже. Во многом, сдерживающими факторами стали снижение покупательной способности населения при снижении цен на импортную продукцию и сокращении стоимости международных перевозок, которые приблизились к допандемическому уровню.

Как уже отмечалось, на текущее состояние потребительского рынка Армении и Грузии большое влияние оказывают крупные финансовые вливания из вне, прежде всего из России, что способствовало повышению цен на недвижимость, на ряд потребительских товаров и услуги. Частью этим можно объяснить рост активности в сфере услуг.

Для Армении релокация российского бизнеса, преимущественно занятого в сфере IT привела к повышению удельного веса сектора в ВВП, который превышает 4%. Согласно статданным с начала календарного года в стране было основано свыше 1700 организаций различной формы собственности с российским капиталом, большинство из них в сфере IT. А в 2022 году оборот в IT-сфере в Армении увеличился более чем на 50%, чему также могли способствовать прибывшие в страну релоканты.

Популярность Армении среди айтишников можно объяснить тем, что местные власти еще в 2015 году снизили для IT-сектора налоги.

В то же время основными статьями доходов Армении по прежнему является продукция горно-добывающего комплекса. За 2022г. экспорт руды цветных металлов составил 17.2% от совокупного экспорта, по сравнению с 30.6% в 2021г. При этом в денежном выражении он практически не поменялся по сравнению с показателями предыдущего года (с 923 до 922 млн долларов). Это связано с повышением доли продукции автопрома и электроники, что объясняется реэкспортом этих товаров в Россию из третьих стран . Так, за 2022 год Армения экспортировала в РФ 254 тыс. автомобилей, что составляет значительную долю армянского экспорта .

Такое удобное положение позволяет армянской экономике развиваться, приспосабливаясь и извлекая очевидные выгоды от режима санкций в отношении России.

Примечательно, что на Ереван в отношении такой политики существенного давления со стороны Запада не оказывается, что признавал сам премьер-министр Никол Пашинян.

«На официальном уровне на данный момент у нас нет никаких требований ни со стороны Евросоюза и американских партнеров, ни со стороны России, потому что мы не хотим хитрить с нашими партнерами, мы говорим все четко, и я считаю нашу позицию легитимной», - отметил армянский руководитель .

В то же время эксперты отмечают, что подобная ситуация может измениться. Самым главным риском в текущей ситуации является невозможность прогнозирования, насколько долгосрочным окажется данный тренд. Т.е. изменение политического рельефа в регионе может спровоцировать, в том числе и отток капитала. Повышение градуса конфронтации между Арменией и Азербайджаном, возможная военно-политическая напряженность в регионе может заставить релокантов искать себе другое, более безопасное место, что спровоцирует отток капитала и ухудшит экономический климат в стране в целом.

Грузинская экономика во многом также росла за счет конфронтации между Западом и Россией, извлекая для себя явные преференции. Здесь также на официальном уровне делаются заявления относительно недопущения обхода режима санкций.

В то же время рост антироссийских настроений в грузинском обществе довольно настороженно встречается со стороны властей страны, видящих в этом угрозу национальным интересам.

В мае 2023 года премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили прямо заявил, что экономика Грузии «рухнет», если страна введет санкции против России. О ее значении в экономическом росте говорит то, что двусторонний товарооборот с января по июнь текущего года превысил $1,2 млрд, что на 75,7% больше показателя за аналогичный период 2022 года . В списке стран в которые Грузия экспортирует больше всего товара РФ находится на третьем месте после Армении и Азербайджана.

К тому же российские туристы являются самыми многочисленными. В 2022 году в Грузию приехали 1,1 млн граждан России, которые, по данным Национального банка Грузии, оставили в стране $891 млн .

Рост протестов со стороны ряда крупных грузинских НПО и оппозиционных партий, требующих от грузинских властей запретить въезд российских туристов в страну также вызвал крайне негативную реакцию в руководстве Грузии и правящей партии «Грузинская мечта».

Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе заявил, что если российские туристы не будут посещать страну, грузинская экономика в год потеряет $1 млрд. «И это при том, что наша экономика составляет $30 млрд», — сказал Кобахидзе. Туризм обеспечивает занятостью значительное число трудоспособного населения по всей стране и ухудшение показателей посещаемости Грузии заметно скажется на социально-экономическом положении страны .

Проводя сравнительный анализ экономик трех стран нельзя не отметить такой важный параметр как прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

Суммарный объем ПИИ в страны региона в 2022 году составил $ 9.274 млрд. По этому показателю с большим отрывом лидировал Азербайджан. Увеличившись на 31% по сравнению с предыдущим годом их объем составил $ 6,276 млрд  (67% от общей суммы). Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Грузии в 2022 году равнялся $2 млрд, (рост на 61,1%). Или 21% суммарных ПИИ в региональную экономику. А для Армении этот показатель составил $998,1 млн, в три раза превысив предыдущий показатель (также во многом благодаря релокантам из РФ), что составляет 12% всех иностранных инвестиций направленных на Южный Кавказ в 2022 году.

Примечательно, что в первом квартале этого года прямые иностранные инвестиции в экономику Азербайджана составили $1 млрд 501,469 млн , что в полтора раза превышает аналогичный показатель по Армении за прошлый год.

Причем эти инвестиции отличаются и по характеру и по структуре. Инвестиции в азербайджанскую экономику более диверсифицированные, представляют различные государства, в то время как основной объем иностранных инвестиций в армянскую экономику осуществляются со стороны России.

В то же время, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Грузию в I квартале 2023 года составил $496,6 млн . При этом, основным инвестором в грузинскую экономику выступают Нидерланды (почти половина всех инвестиций).

Армения своих данных не публикует.

В целом, различия в экономических потенциалах трех южно-кавказских стран, разность демографического потенциала, особенности геополитического и геоэкономического положения, внутренние факторы, оказывают определяющее воздействие на характер развития их национальных экономик. При этом большая интегрированность азербайджанской и грузинской экономик в региональные хозяйственные связи позволяет им выступать в качестве своеобразной экономической платформы, привлекающей внешних инвесторов и оказывающей определяющее влияние на ход экономических процессов на Южном Кавказе.

Примечательным моментом текущего экономического развития региона является то, что используя свои преимущества для активизации торгово-экономических отношений с Россией Грузия и Армения усиливают свою фактическую зависимость от связей с северным соседом. В то же время Азербайджан стремится сбалансировать свои отношения с традиционными западными партнерами, и с РФ таким образом, чтобы выглядеть гораздо более самостоятельным игроком, критически не зависящем от глобальных центров силы.

 

Международный круглый стол «Центральная Азия в фокусе внимания Турции»
COP 29: выступление президента Алиева и провал бойкота
Саммит в Будапеште: и последние станут первыми
От климатических вызовов до глобальных альянсов: Мэтью Брайза о будущем мировой энергетики и политике Трампа
Между прагматизмом и стратегией: Как может измениться внешняя политика США при Трампе на Южном Кавказе?
Культурный геноцид: Попытки арменизации албанского монастыря Кельбаджара – Дадиванк /Хутаванк
Армянская дилемма России: от Конституционных поправок Путина до Товузских событий
Ведущий аналитик STEM украинскому изданию NV: F-16 может кардинальным образом увеличить боевые возможности украинской армии
Роберт Мобили о том, как на протяжении всей истории армянская григорянская церковь присваивала наследие Кавказской Албании
Армянский национализм трещит по швам перед азербайджанской мечтой в Карабахе

Следите за нами