18 июля глава региона Иракский Курдистан Нечирван Барзани прибыл с рабочим визитом в Азербайджанскую Республику. Это первый в истории существования курдской автономии на севере Ирака визит ее руководителя в Азербайджан. Иракский Курдистан не имеет статуса государства, поэтому и визиту, формально не придавалось статуса государственного, однако по своей сути, по тому как был организован визит, с большинством протокольных мероприятий, включая встречу в аэропорту со стороны заместителя премьер-министра, с почетным караулом, встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, посещение историко-культурного заповедника «Ичери Шехер», данный визит можно вполне отнести к разряду официальных.
Этому есть несколько объяснений. Прежде всего интерес Азербайджана к сотрудничеству с курдской автономией на севере Ирака можно объяснить, особыми тесными отношениями с ней сразу двух важных политических союзников и партнеров в регионе: Турции и Израиля. Обе страны имеют тесные связи с руководством иракского Курдистана, в частности с семьей Барзани, которая традиционно руководит одной их двух ведущих политических сил иракских курдов – Демократической партией Курдистана (ДПК).
Для Турции ДПК является союзником в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК), для Израиля – союзницей в противостоянии с Ираном.
Помимо всего прочего, проект курдской автономии на севере Ирака, является проектом, поддерживаемым США, Великобританией и рядом других ведущих западных государств, усилиями которых курдские власти Ираке имеют определенную политико-правовую легитимность. Более того она имеет тенденцию к усилению, что может привести, в обозримом будущем к созданию независимого курдского государства.
Те региональные акторы, которые сегодня, в рамках сложившихся или складывающихся политико-правовых реалий выстраивают продуктивные отношения с Эрбилем, могут получить возможность в будущем стать союзниками Иракского Курдистана.
Сами курдские региональные власти понимают, что без партнеров и союзников в регионе им не обойтись и стремятся фиксировать свои интересы во взаимодействии с перспективными партнерами и друзьями.
В прежние годы региональные участники, особенно соседние с Ираком страны негативно воспринимали саму идею существования курдской автономии вблизи их границ, с компактным курдским населением. Однако, впоследствии отношения некоторых из них к курдской автономии стало меняться. Будучи противниками создания курдских государств на своей территории, они стали искать диалог с Эрбилем с целью заручится его поддержкой в борьбе с курдскими сепаратистскими группами внутри своих стран. Речь, в первую очередь идет о Турции и Иране. Кроме того, курдская автономия позитивно проявила себя в качестве партнера соседних стран в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями.
Азербайджан также занимает особое место в истории семьи Барзани. Нужно отметить, что семью Барзани с Азербайджаном связывают довольно тесные отношения. Когда в Иране рухнула образованная 22 января 1946 года Мехабадская республика (поддерживаемый СССР курдский проект), дедушке нынешнего правителя Иракского Курдистана - Молле Мустафе Барзани, который возглавлял военное ведомство в правительстве, и его соратникам удалось пробиться к реке Араз, и оказаться в Нахичевани.
Прорвавшиеся через границу боевые отряды Барзани насчитывали до двух тысяч бойцов, с ними находилось столько же членов их семей. От полного уничтожения семью Барзани спас тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Мир Джафар Багиров.
Семья Барзани всегда с почетом относилась к Азербайджану. Так, Мустафа Барзани какое то время (3 года) жил и работал в Баку, после чего перебрался в Москву.
На современном этапе Баку стал активно включаться в процесс диалога с курдской региональной автономией на севере Ирака с февраля текущего года. 8 февраля текущего года в Мюнхене состоялась встреча президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с главой региона Иракский Курдистан Нечирваном Барзани, где они условились продолжать контакты по основным темам двусторонней и региональной повестки. Еще раз лидеры встречались во время церемонии инаугурации президента Турции 3 июня. Таким образом, 18 июля во время визита в Баку произошла уже третья за год встреча Алиева с Барзани.
Азербайджанская сторона подчеркнуто обращает внимание на то что отношения с курдской автономией являются составной частью азербайджано-иракских связей и в конечном итоге должны способствовать развитию азербайджано-иракских отношений.
Сообщается, что в ходе беседы были обсуждены вопросы расширения торгово-экономических связей с Курдской региональной автономией в Ираке (КРАИ), инвестиций, сотрудничества в энергетической сфере, наращивания туристических возможностей, открытия прямых авиарейсов.
В целом Баку придает большее значение экономическому взаимодействию с автономией.
Это актуально также в свете реализации проекта Зангезурского транспортного коридора, который будет проходить в непосредственной близости от Северного Ирака и будет способствовать формированию новой региональной логистики, повышая связанность соседних сран и территорий.
В частности, если обратить внимание на существующую в регионе сеть автомобильных дорог, то самый короткий маршрут от Нахчывана до Эрбиля пролегает через территорию Ирана и составляет 571 км. Протяженность аналогичного маршрута по турецкой территории, длиннее более чем на 200 км и составляет 798 км. В целом, с учетом строительства параллельного иранского участка дороги связывающей Нахчыван с остальным Азербайджаном, транспортное сообщение с севером Ирака можно будет организовать сразу по двум направлениям.
Это дает неоспоримое преимущество Нахчывану, превращая его в важный региональный транспортный узел.
Не следует забывать и о проекте «Дорога развития» (также известном как «Сухой канал»), представляющем собой сеть железных и автомобильных дорог, которая свяжет Басру на юге Ирака с турецкой границей. Он был одобрен иракским правительством в марте текущего года и отводит курдской автономии роль северных ворот Ирака. Посредством сопряжения проекта Зангезурского коридора с проектом «Дороги развития» Ирак получает возможность прямого выхода на систему коммуникаций двух важных проектов «Север-Юг» и Транскаспийский транспортный маршрут, что в конечном итоге способствует развитию транзитного потенциала всех государств-участников этих маршрутов.