На фоне обостряющегося внутриполитического кризиса в Грузии грузино-европейские противоречия продолжают углубляться.  Это наиболее ярко продемонстрировал состоявшийся визит   верховного представителя Евросоюза, вице-президента Еврокомиссии Жозеп Борреля в Грузию 7-8 сентября. Визит последовал спустя несколько суток после «скандального» турне президента Саломе Зурабишвили по ряду европейских стран. Как известно грузинское правительство выступило против этого визита, во время которого оппозиционный к правительству грузинский президент подверг резкой критике политику нынешнего грузинского руководства. Поэтому, для многих визит Борреля в Тбилиси стал показателем поддержки грузинского президента со стороны европейского политического руководства.

Как известно для Грузии европейский вектор ее внешней политики считается основным. С 2017 года в Конституции Грузии вступление в ЕС и НАТО закреплено как обязательство властей.

В статье 78, «Интеграция в европейские и евроатлантические структуры» прямо сказано: «Конституционным органам в пределах своих полномочий принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский союз и Организацию Североатлантического договора».

3 марта 2022 года, Грузия, подписавшая в 2014 году Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, подала заявку на членство в ЕС. В том же месяце Тбилиси получил опросные листы от ЕС с 12 условиями, выполнение которых необходимы для предоставления статуса кандидата в ЕС.

Во время своего визита в Тбилиси Боррель коснулся этой темы, заявив, что Грузия выполнила всего 3 пункта и должна выполнить еще 9, для того чтобы получить статус кандидата на вступление в состав Евросоюза.

Выполненные пункты включают в себя следующее:

- консолидация усилий по укреплению гендерного равенства и борьбе с насилием в отношении женщин;

- учитывание местными судами решений Европейского суда по правам человека;

- назначение в качестве нового народного защитника (омбудсмена) независимого лица и обеспечение институциональной независимости аппарат омбудсмена.

Частично выполненными считаются следующие пункты:

- политическая деполяризация;

- судебная реформа;

- независимость и эффективная подотчетность государственных институтов;

- борьба с коррупцией;

- борьба с организованной преступностью;

- усиления защиты прав человека уязвимых групп;

- вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений.

«Ограниченный прогресс» был достигнут по пункту «деолигархизация», и «никакого прогресса» — по пункту «медиаплюрализм».

Глава дипломатии ЕС подчеркнул, что Еврокомиссия осенью опубликует отчет по расширению, в котором оценит прогресс стран по реализации реформ на пути к сообществу. Он дал понять, что у грузинских властей еще есть время в ускоренном порядке решить все оставшиеся вопросы.

Однако, премьер Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что Евросоюз в 2022 году поступил несправедливо, отказав его стране в получении статуса кандидата на членство в объединении, который получили Молдавия и Украина.

«Они (Украина и Молдавия) получили статус авансом. И им сказали, что они должны выполнить обязательства, рекомендации. В нашем случае было наоборот. Нам сказали, что мы сначала должны выполнить обязательства, а потом получим статус. Это было для нас довольно печальным, думаю, несправедливым»,— сказал председатель правительства Грузии по итогам переговоров в Тбилиси с Жозепом Боррелем.

Добавив при этом, что Грузия и грузинский народ заслуживают статуса кандидата. Он также подчеркнул, что основная часть 12 рекомендаций выполнена и страна сделала все возможное для выполнения всех критериев за короткий срок.

Вновь обнажившиеся противоречия между Брюсселем и Тбилиси по поводу перспектив вступления Грузии в ЕС, глава европейской дипломатии постарался завуалировать словами о том, что это не Грузия умоляет ЕС принять ее в свои ряды, а Евросоюз стремиться к тому, чтобы пополнить число своих членов за счет Грузии. И не беда, что это не произойдет в ближайшем будущем, призвал ни при каких условиях не верить, что Европа когда-либо оставит Грузию.

Он постарался проиллюстрировать свои слова следующими фактами. ЕС остается «крупнейшим донором в Грузии»: только за последние 2 года союз мобилизовал около 1,2 млрд евро инвестиций в рамках Экономического и инвестиционного плана (EIP). В предстоящий год Евросоюз хочет ускорить реализацию проектов черноморской связи – электрическом кабеле и цифровом кабеле. По словам Борреля, Грузия должна взять на себя ведущую роль в этих инициативах.

Ранее ЕС выделил 40 млн евро Молдавии и 30 млн Грузии на поддержку армии.

В целом, Брюссель через Европейский фонд мира выделил Грузии 62 млн евро на укрепление обороноспособности отметил Боррель. В интервью грузинскому порталу Civil он заявил, что: «Первая партия нелетального оборудования для Сил обороны Грузии прибыла в Грузию уже в апреле, и поставки продолжаются. Это оборудование будет иметь жизненно важное значение для быстрого реагирования на кризисные ситуации и спасения жизней. На данный момент <...> Грузии выделено в общей сложности 62 млн евро». Таким образом, европейский чиновник давал понять, что именно Европейский Союз несет основное бремя внешней поддержки обеспечения безопасности Грузии, и текущие противоречия в отношениях сторон не влияют на общий вектор грузинской внешней политики.

Хотя, Брюссель беспокоит ряд принципиальных вопросов, касающихся сохранения тесных отношений между Грузией и Россией в торгово-экономической области, в частности рост объемов параллельного экспорта в Россию, решение грузинского правительства «разрешить возобновление авиасообщения с Россией и позволить лицам, находящимся под санкциями, въезжать на территорию Грузии». Здесь негативно воспринимают попытку принять закон об «иностранных агентах», серьезно ограничивающий деятельность европейских НКО в стране, а также заявление премьер-министра Ираклия Гарибашвили о том, что вторжение России в Украину последовало за расширением НАТО.

На встрече с президентом Грузии Саломе Зурабишвили глава европейской дипломатии по сути выразил ей поддержку и негативно отозвался об идее импичмента.  Боррель отметил, что импичмент президента Грузии создаст риск поляризации в обществе, добавив, что «все институты в стране должны работать вместе, поддерживая европейский путь».

С. Зурабишвили является открытым критиком грузинского правительства, в том числе его внешнеполитического курса и занимает непримиримую позицию в отношениях перспектив грузино-российских отношений.

Она также выступает за активизацию процесса интеграции Грузии в ЕС и деолигархизацию Грузии, что делает президента основным политическим оппонентом не только правительства, но и самого влиятельного человека в грузинской политике, основателя правящей партии «Грузинская мечта»  олигарха Бидзины Иванишвили, имеющего, несмотря на официальный уход из политики, огромное влияние в стране. Брюссель рассматривает С. Зурабишвили в качестве своего основного союзника в грузинской власти, которая заставляет правительство страны обращать внимание на европейскую повестку больше, чем это на самом деле делает руководство страны.

Возможно поэтому, руководство Евросоюза особо не педалирует тему экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, который рассматривается многими политическими кругами в ЕС как политический заключенный номер один в Грузии.

Зурабишвили находится в резко конфронтационных отношениях с Михаилом Саакашвили. Сам экс-президент Грузии неоднократно называл С. Зурабишвили «марионеткой» Иванишвили. Принимая во внимание консолидированно негативное отношение и президента, и правительства к фигуре М. Саакашвили, в Брюсселе очень осторожно подходят к этой теме, стараясь не замечать фактора экс-президента Грузии во внутренней политике.

Выражая свое отношение к данному факту сам М. Саакашвили в июне текущего года сделал запись на страничке своей социальной сети, сказав, что: «Зурабишвили – обычная кукла Иванишвили, которую он использует для того, чтобы заговорить Западу и Украине зубы».

Вместе с тем, в Киеве крайне негативно относятся к желанию грузинских властей форсировать свое членство в ЕС, без учета позиции украинской стороны, которая требует выдать Украине экс-президента Грузии М. Саакашвили и свернуть существующие контакты Тбилиси с Москвой в экономическом плане.

12 сентября в интервью СМИ советник офиса президента Украины Михаил Подоляк назвал также поведение грузинского правительства «максимально отвратительным», и заявил, что «Грузия не будет иметь возможности войти в эти периоды в состав ЕС, в силу абсолютного отказа от европейских ценностей, максимального пророссийского, геноцидного типа поведения».

В ответ на это, в правящей партии Грузии обвинили украинских политиков в неприкрытом лоббировании интересов оппозиционной партии Грузии.

Тем временем, 23 сентября Конституционный суд Грузии принял к рассмотрению конституционное представление об импичменте президента Саломе Зурабишвили, которое правящая партия «Грузинская мечта» внесла 12 сентября. Для Брюсселя это может стать месиджем, что в Тбилиси Борреля не услышали, а значит кризис в отношениях между ЕС и Грузией, усугубляющийся ростом внутригрузинской политической поляризацией будет продолжать углубляться.